Статья "Возможности сказки в формировании правовых знаний"
консультация (средняя группа)

Устюгова Оксана Анатольевна

Как .при помощи сказок. можно рассказать ребенку о его правах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности сказки в формировании правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о  педагогическом средстве, методе, поскольку сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для формирования нравственных основ личности и правового поведения.

Так, В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сказка помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Кроме того, сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом деятельном сочувствии детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей.  

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и получениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

        Возможности сказок разных жанров в формировании правовых знаний ребенка старшего дошкольного возраста, отражаются в содержании, практически всех жанров сказок: права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу, отдых и досуг, - в большей степени, содержат волшебные сказки.

Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, широко отражены в сказках о животных.

Отсюда, можно заключить, что сказка является эффективным средством формирования правовых знаний у детей дошкольного возраста, поскольку содержит в себе следующие возможности:

- в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой  позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний;

- у дошкольника сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.  Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях,  а потому, как утверждает В.С. Мухина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло;

- педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для формирования правовых знаний ребенка дошкольного возраста, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Литература

  1. К.Д.Ушинский о воспитании: для педагогов, родителей и студентов педвузов[Текст] : для педагогов, родителей и студентов педвузов / [сост. Н.М. Матвеева]. - Москва : Школьная Пресса, 2003. - 190с.
  2. Мухина, В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. [Текст] / В.С. Мухина// Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
  3. Франц, Мария-Луиза, Толкование волшебных сказок/Перевод с английского К. Бутырина, lib100.com›book…tolkovanie -С. 28-29.
  4.  Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой/ Онлайн Библиотека http://www.koob.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...

Формирование у детей первоначальных правовых знаний.

В интересной и занимательной форме дать знания детям о том, что у каждого человека есть права; познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с правами ребёнка....

Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Статья, опубликованная в сборнике материалов региональных педагогических чтений "Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика" (ГБОУ СПО АО "Каргопольский педагогический ко...

Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.  Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих пр...

Картотека игр по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

В картотеке подобраны игры на каждое право, даны правила игр, предложен игровой материал....