Статья "Возможности сказки в формировании правовых знаний"
консультация
Как .при помощи сказок. можно рассказать ребенку о его правах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
![]() | 103 КБ |
![]() | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности сказки в формировании правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе, поскольку сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для формирования нравственных основ личности и правового поведения.
Так, В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
Сказка помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Кроме того, сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом деятельном сочувствии детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и получениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Возможности сказок разных жанров в формировании правовых знаний ребенка старшего дошкольного возраста, отражаются в содержании, практически всех жанров сказок: права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу, отдых и досуг, - в большей степени, содержат волшебные сказки.
Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, широко отражены в сказках о животных.
Отсюда, можно заключить, что сказка является эффективным средством формирования правовых знаний у детей дошкольного возраста, поскольку содержит в себе следующие возможности:
- в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний;
- у дошкольника сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает В.С. Мухина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло;
- педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для формирования правовых знаний ребенка дошкольного возраста, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.
Литература
- К.Д.Ушинский о воспитании: для педагогов, родителей и студентов педвузов[Текст] : для педагогов, родителей и студентов педвузов / [сост. Н.М. Матвеева]. - Москва : Школьная Пресса, 2003. - 190с.
- Мухина, В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. [Текст] / В.С. Мухина// Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
- Франц, Мария-Луиза, Толкование волшебных сказок/Перевод с английского К. Бутырина, lib100.com›book…tolkovanie -С. 28-29.
- Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой/ Онлайн Библиотека http://www.koob.ru
Предварительный просмотр:
«Как приучить ребенка читать книги?»
К сожалению, каждый второй ребенок уже не тычет в книжку пальчик, а тычет его в клавиатуру компьютера или пульт управления телевизором. Почему дети не хотят читать?
Начнем с самого раннего детства, когда ребенку еще в общем-то все равно, что ему читают или рассказывают. А если все равно, так зачем напрягаться, сотрясать воздух? Так думают родители и откладывают чтение на потом. В три года они спохватываются и ведут своего «безграмотного» малыша в дошкольную гимназию. И вот уже через полгода счастливые родители умиляются, когда их малыш бегло читает вывески на домах. Однако раннее чтение нередко идет в ущерб развитию эмоциональной сферы, отдавая предпочтение логической стороне интеллекта.
Самый благоприятный период начала чтения приходится на возраст 5, 5-6 лет. Чтобы ребенок «рассчитался», необходимы воображение и познавательный интерес. В раннем возрасте они находятся в зародыше и обеспечить полноценное чтение не могут. Обученный чисто механически складывать слоги в слова ребенок, достигая шестилетнего возраста, уже исчерпывает свой интерес к этому виду деятельности.
Чтобы чтение стало привычкой на всю жизнь, необходимо соблюдать некоторые важные правила:
1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
2. Хвалите ребенка за чтение.
3. Поскольку вы сами будете выступать в роли чтеца, это позволит вам контролировать процесс чтения: читать выразительно и с соблюдением всех нужных интонаций; соблюдать ритм; видоизменять текст, делая его более понятным ребенку. Обыгрывайте каждое предложение, не торопитесь, создавайте голосом образы персонажей произведения. Приготовьтесь к тому, что ребенок будет задавать вам вопросы, делать комментарии по ходу чтения текста и проявлять свое отношение к прочитанному.
4. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.
5. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
6. Какие слова или выражения запомнились ему?
7. Чему учит эта книга?
8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.
9. У вашего ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть своя библиотека. Вспомните любимые книги своего детства и поместите их в библиотечку сына или дочери.
10. Окажите уважение старым книгам – отремонтируйте их вместе с ребенком. Одновременно можно рассказать, за что вы любите эти книги. Этим вы можете разжечь аппетит к их чтению.
11. Участвуйте в формировании круга чтения вашего ребенка. Поведайте ему с восхищением о любимых книгах своего детства, подвигая сына или дочь к мысли, что его ждет величайшее из наслаждений – прочитать ту или эту книгу.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было место для хранения своих книг. Пока малыш еще совсем мал, с этой задачей прекрасно справится коробка из-под обуви или нижняя полка шкафа. С годами стоит подумать о приобретении стеллажа или книжного шкафа, где спокойно смогла бы разместиться разросшаяся библиотека, в которой все больше полок занимает серьезная, «взрослая» литература.
И наконец, всегда следите за тем, чтобы дети читали при хорошем освещении и в удобной позе. Чтение – это замечательно, но не стоит забывать и о здоровье.
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия – как средство развития речи дошкольников».
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять«намёк»сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение.
Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Сказкотерапия – метод психолого-логопедической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем.
Сказкотерапия – идеально подходит для работы с детьми с речевыми нарушениями. Погружаясь в сказочный мир, подражая героям ребёнок активно развивает речевой аппарат, звукопроизношение, фонематический слух и восприятие, словарный запас, просодическую и слоговую структуру речи, лексико-грамматический строй и связную речь, психические процессы. Сказка, пережитая на собственном опыте, помогает ребёнку решить проблемные ситуации, преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. Например, «Маша и медведь», «Журавль и цапля», «Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Муха Цокотуха», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Доктор Айболит», «Хитрая наука», «Крошечка-Хаврошечка», «Кот в сапогах» и др.
Начиная с 5-7 лет дети начинаю предпочитать волшебные сказки, сопоставляя себя с человеческими персонажами. Например, «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Царевна-лягушка», «Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица».
Работа над сказкой начинается с чтения, пересказа сказки, её обсуждения, высказывания мнения детей. Далее проигрывание сказки по ролям, причём ребёнок сам выбирает для себя подходящую роль. Детям нравится сочинять сказочные истории, добавлять новых героев, сравнивать кто на кого похож, придумывать своё окончание, словесно рисуя иллюстрации.
Сказка служить привычной средой для различных речевых упражнений, заданий, игр в сказочном контексте. Взрослые помогают, учат ребёнка заботиться, общаться друг с другом, преодолевать трудности, сочувствуя и переживая героям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...
Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
В дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...

Формирование у детей первоначальных правовых знаний.
В интересной и занимательной форме дать знания детям о том, что у каждого человека есть права; познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с правами ребёнка....
Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Статья, опубликованная в сборнике материалов региональных педагогических чтений "Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика" (ГБОУ СПО АО "Каргопольский педагогический ко...

Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих пр...

Картотека игр по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В картотеке подобраны игры на каждое право, даны правила игр, предложен игровой материал....
Методические разработки занятий по формированию основ правовых знаний у детей
Цикл занятий по ознакомлению с правами ребенка...