Статья "Возможности сказки в формировании правовых знаний"
консультация

Устюгова Оксана Анатольевна

Как .при помощи сказок. можно рассказать ребенку о его правах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ
Microsoft Office document icon kak_priuchit_rebenka_chitat_knizhki.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности сказки в формировании правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о  педагогическом средстве, методе, поскольку сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для формирования нравственных основ личности и правового поведения.

Так, В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сказка помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Кроме того, сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом деятельном сочувствии детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей.  

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и получениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

        Возможности сказок разных жанров в формировании правовых знаний ребенка старшего дошкольного возраста, отражаются в содержании, практически всех жанров сказок: права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу, отдых и досуг, - в большей степени, содержат волшебные сказки.

Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, широко отражены в сказках о животных.

Отсюда, можно заключить, что сказка является эффективным средством формирования правовых знаний у детей дошкольного возраста, поскольку содержит в себе следующие возможности:

- в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой  позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний;

- у дошкольника сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.  Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях,  а потому, как утверждает В.С. Мухина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло;

- педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для формирования правовых знаний ребенка дошкольного возраста, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Литература

  1. К.Д.Ушинский о воспитании: для педагогов, родителей и студентов педвузов[Текст] : для педагогов, родителей и студентов педвузов / [сост. Н.М. Матвеева]. - Москва : Школьная Пресса, 2003. - 190с.
  2. Мухина, В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. [Текст] / В.С. Мухина// Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
  3. Франц, Мария-Луиза, Толкование волшебных сказок/Перевод с английского К. Бутырина, lib100.com›book…tolkovanie -С. 28-29.
  4.  Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой/ Онлайн Библиотека http://www.koob.ru



Предварительный просмотр:

«Как приучить ребенка читать книги?»

К сожалению, каждый второй ребенок уже не тычет в книжку пальчик, а тычет его в клавиатуру компьютера или пульт управления телевизором. Почему дети не хотят читать?

Начнем с самого раннего детства, когда ребенку еще в общем-то все равно, что ему читают или рассказывают. А если все равно, так зачем напрягаться, сотрясать воздух? Так думают родители и откладывают чтение на потом.  В три года они спохватываются и ведут своего «безграмотного» малыша в дошкольную гимназию. И вот уже через полгода счастливые родители умиляются, когда их малыш бегло читает вывески на домах. Однако раннее чтение нередко идет в ущерб развитию эмоциональной сферы, отдавая предпочтение логической стороне интеллекта.

Самый благоприятный период начала чтения приходится на возраст 5, 5-6 лет. Чтобы ребенок «рассчитался», необходимы воображение и познавательный интерес. В раннем возрасте они находятся в зародыше и обеспечить полноценное чтение не могут. Обученный чисто механически складывать слоги в слова ребенок, достигая шестилетнего возраста, уже исчерпывает свой интерес к этому виду деятельности.

 Чтобы чтение стало привычкой на всю жизнь, необходимо соблюдать некоторые важные правила:

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

2. Хвалите ребенка за чтение.

3. Поскольку вы сами будете выступать в роли чтеца, это позволит вам контролировать процесс чтения: читать выразительно и с соблюдением всех нужных интонаций; соблюдать ритм; видоизменять текст, делая его более понятным ребенку. Обыгрывайте каждое предложение, не торопитесь, создавайте голосом образы персонажей произведения. Приготовьтесь к тому, что ребенок будет задавать вам вопросы, делать комментарии по ходу чтения текста и проявлять свое отношение к прочитанному.

4. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.

5. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

6. Какие слова или выражения запомнились ему?

7. Чему учит эта книга?

8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.

9. У вашего ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть своя библиотека. Вспомните любимые книги своего детства и поместите их в библиотечку сына или дочери.

10. Окажите уважение старым книгам – отремонтируйте их вместе с ребенком. Одновременно можно рассказать, за что вы любите эти книги. Этим вы можете разжечь аппетит к их чтению.

11. Участвуйте в формировании круга чтения вашего ребенка. Поведайте ему с восхищением о любимых книгах своего детства, подвигая сына или дочь к мысли, что его ждет величайшее из наслаждений – прочитать ту или эту книгу.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было место для хранения своих книг. Пока малыш еще совсем мал, с этой задачей прекрасно справится коробка из-под обуви или нижняя полка шкафа. С годами стоит подумать о приобретении стеллажа или книжного шкафа, где спокойно смогла бы разместиться разросшаяся библиотека, в которой все больше полок занимает серьезная, «взрослая» литература.

И наконец, всегда следите за тем, чтобы дети читали при хорошем освещении и в удобной позе. Чтение – это замечательно, но не стоит забывать и о здоровье.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...

Формирование у детей первоначальных правовых знаний.

В интересной и занимательной форме дать знания детям о том, что у каждого человека есть права; познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с правами ребёнка....

Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Статья, опубликованная в сборнике материалов региональных педагогических чтений "Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика" (ГБОУ СПО АО "Каргопольский педагогический ко...

Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.  Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих пр...

Картотека игр по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

В картотеке подобраны игры на каждое право, даны правила игр, предложен игровой материал....