Картотека игр по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)
В картотеке подобраны игры на каждое право, даны правила игр, предложен игровой материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_pravovomu_vospitaniyu.docx | 194.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»
Картотека игр по формированию
правовых знаний у детей
старшего дошкольного возраста
Составила: Секретарева Т.А.
Название игры | Цель игры | Игровое правило | Игровой материал | ||||||||
Право на имя | |||||||||||
«Давайте познакомимся» | Подвести детей к пониманию того, что у каждого ребенка есть свое имя. | Назвать свое имя, передавая игрушку по кругу. | Игрушка мишка | ||||||||
«Ласковое имя» | Дать детям представления о том, что имена могут звучать ласково. | Дети стоят в кругу, глядя в глаза друг другу, они передают мяч и произносят имя соседа ласково. | мяч | ||||||||
«Узнай свою маму» | Формировать умение правильно называть свою маму | Детям показывается фотография мамы, ребенок узнает свою маму и называет ее по имени. | Фотографии мам | ||||||||
«Назови имена сказочных героев» | Формировать умение называть сказочных героев. | Предложить детям назвать имена сказочных героев и рассказать, почему их так называют | Иллюстрации со сказочными героями. | ||||||||
«Как растет имя» | Подвести детей к пониманию того, что имя сопровождает нас всю жизнь. | Детям демонстрируют фотографии и предлагают назвать имя | Фотографии девочки и мальчика (в детском саду, в школе, взрослые на работе и дома) | ||||||||
«Назови полное имя» | Развивать коммуникативную компетентность | Воспитатель называет неполную форму имени, а дети полное имя. | мяч | ||||||||
«Когда я стану взрослым» | Дать детям представление о том, как будут называть их, когда они станут взрослыми | Воспитатель называет имя ребенка, а дети говорят полное имя. | мяч | ||||||||
«Назови полным именем» | Закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве | Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) | мяч | ||||||||
«Назови по-другому» | Формировать умение обращаться к сверстникам по - разному, называя его имя. | Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. | |||||||||
«Образуй Отчество» | Учить образовывать отчества от мужских имен | Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют на него отчество. | Мяч | ||||||||
«Четвертый лишний» | Закреплять знания о мужских и женских именах | Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение | |||||||||
ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ | |||||||||||
«Чей малыш» | Формировать умение у детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля. | Участникам игры рекомендуется выбрать правильный ответ по принципу: «Чей детеныш». На экране появляется картинка с изображением животного и две картинки с изображением детенышей животных. | Картинки изображением животных детенышей | и | с их | ||||||
«Кому, что нужно» | Закреплять знания детей о профессиях, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание. | дети должны выбирать из всех предметов те, которые необходимы для данных профессий | Каринки с изображеем профессий и предметов | с и | |||||||
«Мамины помощники» | Развивать умение пользоваться предметами в соответствии с их назначением, выполнять последовательно игровые действия. | Дети вместе с воспитателем распределяют обязанности, кто, что будет делать. | Игрушка котенок и предметы | ||||||||
«Что такое хорошо, что такое плохо» | Учить детей отличать хорошее поведение от плохого. Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни. | Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение. | Отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы в картинках | ||||||||
«Члены семьи | Закреплять представления о семье, развивать умение ориентироваться в родственных отношениях. | Разложить картинки | Карточки с изображением членов семьи | ||||||||
«Обязанности мои и членов семьи» | Закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости. | Распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу. | Картинки с изображением членов семьи | ||||||||
«Посели в окошки эту дружную семью» | Закрепить знания детей о членах семьи | Предложить детям расставить картинки | Домик с окошками, картинки с изображением членов семьи | ||||||||
«Каждый ребенок имеет право» | Сформировать у детей знания о правах ребенка в семье, в доступной форме разъяснить значение каждого права. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям. | Ребенок берет паровозик и прикрепляет к нему вагончики согласно цветовой табличке, взрослый (педагог) разъясняет значение каждой картинки | Картинки о правах ребенка в семье | ||||||||
«Какие права имеют сказочные герои» | Познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок. | Предложить детям назвать права сказочных героев | Картинки со сказочными героями | ||||||||
«Подбери пословицу к картинкам» | Закреплять знания детей о том, что они имеют право жить и воспитываться в семье | Предложить детям подобрать пословицу к картинке | Картинки и пословицы к ним | ||||||||
«Составь генеалогическое древо семьи» | Закрепить знания о родственных связях. | Детям предлагается составить генеалогическое древо и рассказать о членах семьи. | Вырезанные из фотографий лица членов семьи, изображение генеалогического древа. | ||||||||
«Родство» | Закрепить знания о родственных связях. | Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. | Карточки с членами семьи | ||||||||
«Запоминаем имена близких родственников» | Закреплять умение детей называть своих близких родственников | Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек. | Карточки с членами семьи | ||||||||
«Что мы делаем?» | Поддерживать уважение к семейным традициям | Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. | Карточки с занятиями членов семьи | ||||||||
ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ |
«В гостях у Мойдодыра» | Воспитание у детей потребности в чистоте и аккуратности. Стараться содержать своё тело в чистоте, мыть руки и лицо мылом, своевременно пользоваться средствами личной гигиены, чистить зубы. | Детям загадываются загадки от имени Мойдодыра, а дети находят отгадку в картинке | Загадки о предметах личной гигиены, картинки с изображением предметов личной гигиены |
«Поможем животным» | Закрепить знания детей о домашних, диких животных и их частях тела, как им можно помочь. | Воспитатель предлагает детям выбрать картинку и определить: чего не хватает у животного (лап, хвоста, ушей, хобота). Дети помогают животным и добавляют недостающие части тела, используя прищепки. | Изображения животных, прищепки |
«Что сначала, что потом» | Закрепить алгоритм действий при оказании первой помощи. | Расставить в правильном порядке картинки | Картинки с изображением действий при оказании первой помощи. |
«Окажи помощь» | Закреплять знания детей об организме человека; учить оказывать первую помощь в различных ситуациях. | Детям предлагается составить алгоритм действий при оказании первой помощи. Играть как в лото. Детям раздаются карточки с различными ситуациями. | Маленькие карточки с изображёнными действиями (предметами) по оказанию первой помощи. |
«Собери чемоданчик для врача» | Уточнять представления детей о профессии врача, о занятиях и трудовых действиях врача. | Выбрать только те предметы, которые нужны для работы врача. | Картинки с изображением врача, предметов, которые необходимы врачу для работы. |
«К какому врачу пойдем» | Формировать представления детей о разных профессиях врача | Предложить детям правильно выбрать врача для детей с заболеваниями | Картинки врачей и детей |
«Забавные гимнасты» | Активизировать детей на двигательную активность | Детям поочередно представляются карточки с символическим изображением человечков в разных позах и предлагается выполнить то же движение, что и на карточке. | Карточки с символическим изображением человечков в разных позах |
«Расскажи, что для чего нужно» что для чего нужно». | Дать детям представление о назначении предметов аптечки | Достать из аптечки предмет и рассказать о его назначении и применении. | Предметы из аптечки |
ПРАВО НА ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ | |||
«Кто чем питается» | Расширять представления детей о разных видах питания животных в природе | Предложить детям подобрать картинки | Картинки с изображением животных, картинки с изображением еды для животных |
«Полезная и вредная пища» | Дать понятие о правильном питании, формировать знания о том, что надо помогать тем, кто голодает. | Предложить детям выбрать только полезные продукты | Картинки с изображением полезных и вредных продуктов |
«Полезные и вредные продукты | Дать понятие о правильном питании, закреплять знания какие продукты полезны, а какие вредны | Детям предлагается разложить картинки на две группы «Полезно, вредно» | Карточки с полезными и вредными продуктами, карточки – символы |
«Кто, что любит есть?» | Закреплять знания детей о том, чем питаются животные | Детям предлагается подобрать карточки с едой соответственно животном. | Карточки с изображением животных, карточки с изображением еды для животных |
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ | |||
«Кто работает в детском саду» | Расширять и уточнять представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. | Детям предлагается подобрать картинки к загадкам | Загадки о профессиях людей, которые работают в детском саду, картинки с профессиями |
«Чем мы занимаемся в детском саду» | Расширять представления детей о том, чем они занимаются в детском саду | Детям предлагаются карточки с символами, а они рассказывают, что дети делают в детском саду | Карточки с символами |
«Кому, что нужно для работы» | Формировать представления детей о профессиях. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. | Предложить детям подобрать орудия труда и материалы к каждой профессии | лото |
«Школа» | Систематизировать и расширить представления детей о школе; познакомить с профессиями людей, работающих в школе; пробуждать позитивное отношение детей к сотрудникам школы. | Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии о школе, назвать профессии людей, работающих в школе. Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека. | Фотографии профессий людей, работающих в школе |
«Школьные принадлежности» | Дать представление о школе, школьных принадлежностях и оборудовании; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание. | Воспитатель предлагает выбрать только картинки с изображением школьных принадлежностей | Картинки со школьными принадлежностями |
«Кому что нужно для работы | Уточнить знания детей о профессиях, формировать представление о профессиях; продолжать учить отгадывать загадки профессиях | Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки с изображением предметов, или же сами предметы, необходимых для работы | Предметные картинки с изображением предметов, необходимых людям разных профессий |
Подбери пословицу к картинке | Закреплять знания детей о том, для чего нужно получать образование | Детям предлагается подобрать к картинкам, подходящие по смыслу пословицы. | Картинки и пословицы |
«Четвертый лишний» | Развивать познавательные процессы, а именно: дифференцированное восприятие, произвольное внимание, аналитическое мышление – умение обобщать, сравнивать, классифицировать, умение строить речевые высказывания, обогащать словарь детей. | Помогите Незнайке найти лишний предмет и объясните, почему. Как можно назвать оставшиеся предметы одним словом? | Картинки |
«Помоги мальчику собраться в школу» | Закрепить знания детей о школьных принадлежностях | Воспитатель предлагает детям сложить в портфель только школьные принадлежности | Картинки со школьными принадлежностями |
Интеллектуальная игра (загадки о школьных принадлежностях) | Продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание. | Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь. Если ответ правильный, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле. | Загадки и карточки с изображением школьных принадлежностей |
«Помоги Буратино» | Познакомить детей со школьной атрибутикой. Научить детей различать школьные принадлежности | Предложить детям выбрать только школьные принадлежности. | Школьные принадлежности разные предметы |
«Как Незнайка в школу собирался» | Формировать у дошкольников познавательный интерес к школьному обучению через расширение представлений о школе. | Предложить детям помочь Незнайке собрать все самое необходимое для учебы в школе | Школьные принадлежности разные предметы |
ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ | |||
«Как мы отдыхаем». | Формировать у детей представление о том, что отдыхают люди по-разному. | Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы. | Карточки с изображением как отдыхают взрослые и дети |
«Подбери пословицу к картинкам» | Расширять представления детей о праве на отдых и досуг через пословицы | Детям предлагается подобрать к картинкам, подходящие по смыслу пословицы | Картинки к пословицам |
«Отгадай, какое право использовали герои сказок» | Познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев | На картинках нарисованы ситуации из жизни сказочных героев. Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы воспитателя. | Иллюстрации к сказкам |
Отгадай, какое право нарушили герои сказок» | Познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев | Детям предлагается посмотреть на картинки и ответить на вопрос, кто нарушил права. | Иллюстрации к сказкам |
ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ | |||
«Добрый и злой человек» | Формировать умение у детей различать добрых и злых людей | Воспитатель предлагает детям выбрать героев сказок (добрых и злых)и подобрать их к пиктограмме. | Пиктограммы (злой и добрый человек). Картинки со сказочными героями |
«Добро и зло» | Учить детей различать добрые и злые поступки. | Детям предлагаются картинки с изображением добрых и злых поступков, | картинки с изображением добрых и злых поступков |
«Грустное и веселое солнышко» | Дать детям представления о правилах безопасности жизнедеятельности | Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и определить какое настроение будет у солнышка, если ему будет весело, если ему будет грустно | Картинки с опасными ситуациями и с правильными поступками детей, солнышко веселое и грустное |
«Разрешено – запрещено» | Закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено – запрещено» | Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций и разрешающих ситуаций. Детям предлагается разложить карточки на две группы и прокомментировать их. | Сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций и разрешающих ситуаций. |
«Если чужой стучится в дверь» | Дать детям представление о том, как вести себя, когда ребенок один дома | Воспитатель предлагает детям обыграть ситуации, в которых ребенок может оказаться, находясь в квартире один. | Проблемные ситуации, сюжетные картинки с правильными решениями |
ПРАВО НА ЖИЛЬЕ И ЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ | |||
«Мой дом – моя крепость». | Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом | Предложить детям соотнести карточки животных с их жилищем. | Карточки с изображением птиц, животных и их жилищ, символ изучаемого права |
«Кто нарушил права?» | Закрепить знания детей о праве на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. | Дети берут картинку и рассказывают о том, что на ней нарисовано, объясняя, как нужно поступить в данной ситуации. | Картинки |
«Назови свой адрес». | Дать детям знания о том, для чего нужно знать свой адрес, номер телефона, свое имя, фамилию | Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают. | Мяч |
«Кто, где живет?» | Закреплять знания детей о праве животных на свое жилье. | Предложить детям картинки домашних и диких животных, которых нужно соотносить с их средой обитания. | Картинки домашних и диких животных, картинки с местом их обитания |
«Кто имеет право жить в этом доме?» | Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы. | Дети получают карточки с изображением жилищ животных | Карточки с изображением жилищ животных |
«Если чужой стучится в дверь» | Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире. | Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. | Иллюстрации с различными ситуациями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...
Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
В дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...
Формирование правового самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Формирование правового самосознания у детей дошкольного возраста...
Описание опыта работы по теме «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цив...
Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Статья, опубликованная в сборнике материалов региональных педагогических чтений "Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика" (ГБОУ СПО АО "Каргопольский педагогический ко...
Консультация для родителей Тема: «Работа с семьей как условие формирования правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Годовая задача...
Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих пр...