Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)
наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.
Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 года Конвенция о правах ребенка, определяет развитие системы социально-правовой охраны детства в России. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги и психологи, работающие в детском саду. В нашем детском саду эту работу ведут воспитатели и социальный педагог.
Нами были поставлены задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravovyh_znaniy_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правовых знаний у детей
старшего дошкольного возраста.
Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность.
Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.
Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 года Конвенция о правах ребенка, определяет развитие системы социально-правовой охраны детства в России. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги и психологи, работающие в детском саду. В нашем детском саду эту работу ведут воспитатели и социальный педагог.
Нами были поставлены задачи:
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
- Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения.
- Формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей.
- Содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров.
- Создание в ДОУ правового пространства.
- Повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей.
- Создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс.
- Повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье.
- Формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.
Условия для осуществления правового воспитания:
- разработана система планирования работы;
- обеспечено научно-методическое сопровождение;
- подготовлен дидактический материал;
- создана необходимая предметно-развивающая среда.
Механизм реализации:
- работа с педагогическим составом;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
- Работа с педагогами в ДОУ:
- анкетирование «Защита прав и достоинств ребенка»;
- консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей: «Защита прав ребенка», «Прежде, чем воспитывать ребенка....»;
- взаимопосещения педагогов открытых занятий в рамках правового воспитания;
- составлен план методической работы на год.
- Работа с детьми.
Задачи:
- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
- Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников:
- организованное обучение;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей.
Организованная форма обучения:
- занятия по знакомству с правами человека;
- беседы на этические темы, минидискуссии;
- сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;
- изобразительная и трудовая деятельность;
- проблемно-поисковая деятельность;
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- экскурсии и наблюдения.
Самостоятельная деятельность детей:
- работа с литературой;
- создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений;
- разные виды игр;
- продуктивные виды деятельности;
- двигательная активность.
В старшем дошкольном возрасте главная задача — знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека.
Темы для ознакомления детей с основами правового сознания:
- «Знакомство с Декларацией прав человека»;
- «Право на жизнь, свободу, семью»;
- «Право на жилье, пищу, личное имущество»;
- «Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь»;
- «Право на медицинскую помощь и охрану здоровья»;
- «Защита детей»;
- «Право на дружбу и собственное мнение»;
- «Я и общество».
С детьми были проведены:
- занятия: « У меня есть права», «Что я знаю о себе?», «Цветок солнца», «Мы тоже многое умеем», «Твои корни малыш», «Моя семья, моя фамилия», «Моя семья и родной дом», «Мужчины и женщины в семье», «Мои мысли, чувства, умения и поступки», «Когда-нибудь и я буду взрослым»;
- праздники и развлечения: «Созвездие именинников», «В гостях у клоуна Мишки»,
«В хороводе нашем мы поем и пляшем», «Ум хорошо, а два лучше», «Когда зажигаются звезды», «Праздник Детства».
3. Работа с родителями.
Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в правовоспитательном процессе.
Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания показали, что:
- С положениями Конвенции о правах ребенка знакомы — 10% родителей;
- О существовании Семейного кодекса известно лишь 23%;
- Только 48% родителей понимают, что уходя из дома по своим делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права;
- 92% родителей справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права, вместе с тем 13% допускают щелчок по попе как наказание;
- 74% родителей хотели бы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом воспитании детей дошкольного возраста.
Таким образом, планируя работу с родителями, мы учли данные, полученные в анкетах. На собрании родители имели возможность познакомиться с документами, защищающие права детей и обязанностями родителей; узнать, какие существуют факторы риска, а это:
- неполные и многодетные семьи, семьи с наличием отчимов и мачех, семьи с приемными детьми;
- присутствие в семье больного алкоголизмом;
- безработица, финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- низкий уровень культуры, образования родителей;
- нежеланный ребенок;
- негативные семейные традиции;
- «трудный» ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка.
По каким признакам можно определить, что в семье нарушаются права ребенка:
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Неухоженность и неопрятность, апатичность или агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- Повторяющие жалобы на недомогание (головная боль, боли в животе и др.).
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
- Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого.
- Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
Как ведут себя родители:
- В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
- На жалобу по вопросу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально.
Планируя работу с родителями и детьми, нам, педагогам, необходимо было предпринять:
- Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдая за его поведением.
- Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей.
- Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведения в детском саду.
В ДОУ были проведены мероприятия по правовому просвещению родителей:
- в группах оформлены информационные стенды «Защита прав ребенка»;
- с родителями проведено анкетирование «Права и обязанности родителей»; «Я и мой ребенок», «Есть ли у вашего ребенка права?», «Особенности общения родителей с детьми», «Особенности семейного воспитания», «Коммуникативные умения родителей»;
- оформлены выставки семейных работ: «Мама, папа и я — счастливая семья», «Семейное древо», «Летний семейный отдых»;
- участие родителей в совместных мероприятиях с детьми (праздники, досуги, викторины): «Права в сказках», «По тропам предков», «Путешествие по волшебному городу Детства», «Вместе весело шагать», «Великолепная семерка», «Папа — гордость моя!», «Мама — солнышко мое!», «Экипаж — одна семья», «Веселье да смех у нас лучше всех!»;
- составлен социальный паспорт каждой семьи;
- организовано посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком;
- проведены родительские собрания:
«Защитим наших детей», «Посеять в детских душах доброту», «Правовое воспитание детей дошкольного возраста», «Поощрения и наказания ребенка в семье», «Правовая культура родителей», «Давайте слушать и слышать своих детей»;
- групповые и индивидуальные консультации по вопросам правового воспитания и ознакомления с нормативно-правовой документацией:
«Советы родителям по охране жизни и здоровья детей», «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему посещать детский сад», «Безопасность вашего ребенка», «Где живет тревожность?», «Ох уж эти ссоры...», «Прежде чем воспитывать ребенка....», «Детей воспитывают родители, а родителей...?», «Счастье — это когда тебя понимают», «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»;
- работает «Клуб интересных встреч», где родители знакомят детей со своими увлечениями и хобби: «Вышиваем крестиком», «Любимцы семьи», «Поделки из бисера», «Чудо-мукосолки», «Игрушки из модульного оригами», «Роспись каргопольской игрушки», «Рисуем картины»;
- организуются фотовыставки: «Любимые мамочки!», «Ай-да, папа у меня!», «Про маму, папу и меня», «Семейный летний отдых»;
- организуются семейные конкурсы: «Мама — рукодельница», «Новогодние игрушки своими руками», «Зимний букет», «Пасхальное чудо», «Здоровые дети — в здоровой семье».
Результатом нашей работы стало:
- Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям.
- Снижение уровня агрессии у детей.
- Сформированность у детей собственного мнения.
- Изменение подходов к разрешению конфликтов и споров.
- Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах.
- Значительно повышена правовая грамотность родителей.
- Заметно снизился процент неблагополучных семей.
Список литературы:
- КочергинаВ. Правовое воспитание дошкольников /В.Кочергина//Дошкольное воспитание.-№6.-2004.
- Шипицына Л.М. Это я! Формирование Я- концепции у детей 4-6 лет/ Л.М.Шипицына, 2003.
- Осипова М.П. Работа с родителями/М.П.Осипова.-Мн., «Экоперспектива»,2003.-с.25, с.68, с.88, с.98.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру./С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л.И. Катаева.- М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г. - 224с.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...:Практическое пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.-80 с.
- Галанов А.С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей./А.С.Галанов.-М.:Школьная Пресса,2002.-80с.
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2006.-128с.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагигеский подход.-М.:ТЦ Сфера, 2006.-144с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Боровкова Е.Б. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/Под ред. Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфиловой. - М.:ТЦ Сфера, 2003.-64с.
- Зайцева О.В. На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов/О.В.Зайцева.-Ярославль: «Академия развития», 1997.-192с.-(Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"
В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....
Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить своего ребенка с правами и ко...
Проблема формирования правовой культуры у детей дошкольного возраста
Формирование правовой культуры у дошкольников, является важным аспектом работы с родителями, и с самими дошкольниками...
Педсовет: «Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»
Педсовет:«Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)
Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...
Опыт работы воспитателя Кравцивой Наталии Геннадиевны «Формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста»
Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Главной задачей нашего государства является защ...