Роль детско — родительских отношений в формировании самосознания детей дошкольного возраста
консультация

В жизни каждого человека семья занимает особое место.Семья, как известно — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение.Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество необходились без семьи. Обозримоебудущее общества также не мыслится без семьи. Семья как микросоциум — это единственно возможная и целесообразная средапсихического, душевного выживания человека, способная обеспечить экологию рода человеческого.

Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях,в ней юный гражданин получаетпервые представления о взаимоотношениях между людьми, усваивает нормы поведения в различныхситуациях общения, вырабатывает у детей критерии оценки добраи зла, достойного и недостойного,справедливого и несправедливого.

Детско-родительское отношение — один из видов человеческихотношений. Это организация разнообразных эмоций родителей поотношению к ребенку, ребенка поотношению к родителю, спецификиих восприятия, постижения и оценок друг друга, а также база поведенческих откликов (целей, намерений и т. п.).

Существуют разные теоретические подходы к пониманию ролии содержания детско-родительскихотношений, сформулированных разными зарубежными психологическими школами.

В классическом психоанализе 3.Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматривалисьв качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду,мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самыйважный источник удовольствия, какпервый объект либидо, а с другой —как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значениеотделению ребенка от родителей,утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежнымдля его социального благополучия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль детско — родительских отношений в формировании самосознания детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Щеглова Диана Филюсовна

В жизни каждого человека семья занимает особое место.  Семья, как известно — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение.  Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не  обходились без семьи. Обозримое  будущее общества также не мыслится без семьи. Семья как микросоциум — это единственно возможная и целесообразная среда  психического, душевного выживания человека, способная обеспечить экологию рода человеческого.  

Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях,  в ней юный гражданин получает  первые представления о взаимоотношениях между людьми, усваивает нормы поведения в различных  ситуациях общения, вырабатывает у детей критерии оценки добра  и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.  

Детско-родительское отношение — один из видов человеческих  отношений. Это организация разнообразных эмоций родителей по  отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, специфики  их восприятия, постижения и оценок друг друга, а также база поведенческих откликов (целей, намерений и т. п.).  

Существуют разные теоретические подходы к пониманию роли  и содержания детско-родительских  отношений, сформулированных разными зарубежными психологическими школами.  

В классическом психоанализе 3.  Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматривались  в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду,  мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый  важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой —  как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение  отделению ребенка от родителей,  утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным  для его социального благополучия.  

Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей  его жизни от рождения до смерти.  Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел  к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости  для каждого индивида решать психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности.

 Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей,  на особенности материнской и отцовской любви. Э. Фромм, рассматривая родительские отношения как  фундаментальную основу развития  ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения  к ребенку. Фундамент личности, или  стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи  и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию  у ребенка широкого социального  интереса. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку,  безотносительно к совершаемым  им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.  

В настоящее время, среди причин демографического кризиса ведущее место занимают негативные  тенденции в брачно-семейных отношениях. Ослабевают семейные  связи, растет число разводов, неполных семей и количество детей,  рожденных вне брака или воспитывающихся без одного из родителей. Получило распространение  совместное проживание без официального оформления брака. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Сейчас, реальных  исследований материнской семьи и особенностей воспитания в ней очень и очень мало. Из-за нашей ментальности не только СМИ, но  и разные специалисты продолжают ориентироваться на норму —  идеал — материнско-отцовскую  семью. Новую же норму, материнскую семью, которая распространяется все шире, воспринимают  как патологию.

Конечно, большинство семей с детьми являются полными, то есть  в них имеются оба родителя, однако около 13% семей — неполные.  

Дети, растущие в атмосфере  любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением  в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию  различных психологических проблем и комплексов. Таким образом, изучение проблем детско-родительских отношений является  актуальной темой. Итак, детско-родительские отношения — двухполюсные, где на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка,  определяется генезис и развитие  общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно,  роли обоих участников претерпевают значительные изменения на  каждой из возрастных ступеней  развития. Активность ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации их особенностей, достаточно  велика уже на ранних возрастных стадиях. Однако, на сегодняшний  момент, мы сталкиваемся с противоречием — актуальностью темы  исследования и недостатком информации, дефицитом теоретического и практического материла по вопросу роли детско-родительских отношений развитии самосознании детей дошкольного возраста.  

Отсюда формулируется проблема исследования — какова роль  детско-родительских отношений  в развитии самосознания детей дошкольного возраста на сегодняшний день. где объектом исследования является самосознание детей,  соответственно цель работы заключалась в роли детско-родительских  отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.

 В настоящее время проблема самосознания (Я — эго, Я — образ,  Я — концепция) достаточно актуальна. Велика потребность определения степени важности человека в условиях современности, а так  же его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.  

Современная наука ведет активный поиск педагогических  средств и условий становления  образа Я личности, познания человеком себя в разных видах деятельности, что непосредственно свидетельствует о значимости  познания субъектом своего Я для  развития успешности в отношениях с социумом, реализации своего потенциала.  

Самосознание — это сложная психологическая структура, это  осознание и оценка личностью своих действий и результатов, мыслей,  оценка себя и своего места в жизни. В настоящее время проблема  самосознания (Я — эго, Я — образ,  Я — концепция) достаточно актуальна. Велика потребность определения степени важности человека в условиях современности, а так  же его способностей преобразовывать себя и окружающий мир [8].  

Современная наука ведет активный поиск педагогических  средств и условий становления  образа Я личности, познания человеком себя в разных видах деятельности, что непосредственно свидетельствует о значимости  познания субъектом своего Я для  развития успешности в отношениях с социумом, реализации своего потенциала [6, с. 44].  

Самосознание — это сложная психологическая структура, это  осознание и оценка личностью своих действий и результатов, мыслей,  оценка себя и своего места в жизни  Важный способ приобретения знаний о самом себе и о своих возможностях в дошкольном возрасте —  это индивидуальный опыт. Но, ни в коем случае, это предположение  не умоляет опыт общения. Во многих случаях опыт общения для ребенка играет весьма значительную  роль. В процессе индивидуального опыта ребенок получает знания,  которые имеют более конкретную основу и менее эмоциональную окраску. Знания, приобретенные  в процессе общения противоположны, менее конкретны, и более  эмоционально окрашены. Начальная форма осознания ребенком  самого себя — это осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для  себя своих переживаний, возникновение «личного сознания». Осознание ребенком самого себя появляется к концу дошкольного возраста,  обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть  теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).  

Выделяют следующие особенности развития самосознания на  этапе дошкольного возраста:  

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;  — оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;  

— осознание своих физических  возможностей, умений, нравственных качеств;  

— формирование правильной  дифференцированной самооценки, самокритичности;  

— способность мотивировать самооценку;  

— осознание себя во времени, личное сознание.

Основным фактором, влияющим  на развитие самосознания и уверенности в себе в дошкольном детстве  выступает общение со взрослым. Взрослый стимулирует появление и становление у ребенка оценочной деятельности, в тот момент когда:

1. Выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;  

2. Организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной  деятельности, ставя задачу,  показывая способы ее решения и оценивая исполнение;  

3. Представляет образцы деятельности, тем самым давая  ребенку критерии правильности ее выполнения;  

4. Организует совместную со сверстниками деятельность,  которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность,  учитывать его желания, считаться с его интересами,  а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности  и поведения взрослых.

Развитие личности ребенка —  это сложный и многоплановый процесс усвоения им общественного  опыта, в ходе которого реализуются его основные возможности.  

Основные функции опыта общения со взрослыми в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях, состоят  в том, что он способствует организации индивидуального опыта детей, служит источником оценочных  воздействий и выступает в качестве контекста для сравнения ребенка себя с другими людьми [57,  с. 12].  

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления  о себе лежит в большей степени  на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует  выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного  возраста формируется у родителей под влиянием их собственных  представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают  себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в дошкольном  возрасте являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов  и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:  

— определенные планы, необходимые к выполнению;  

— четкие стандарты выполнения поставленных задач;

 — обобщенные и индивидуальные цели.  

Психологической особенностью  детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные  планы. Если эти задания являются  реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует  позитивное самосознание. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности  и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной,  как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также  контролировать собственное поведение и поступки.  

В дошкольном возрасте формируется наиболее сложный компонент самосознания — самооценка,  и в зависимости от того, как ребенка оценивает взрослый, складывается оценка самого себя. Отрицательное  воздействие оказывают заниженные оценки, а завышенные искажают представления детей о своих  возможностях в сторону преувеличения результатов.  

Таким образом, развитие самосознания детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:  

— Построения отношений ребенка с его сверстниками.  

— Оптимизации отношений между ребенком и родителями.  

— Обогащения индивидуального опыта.  

— Развития аналитических способностей.  

Итак, процесс формирования  самосознания в общих чертах заканчивается к концу дошкольного  периода. В раннем дошкольном  возрасте самосознание только начинает развиваться.  

Формирование самосознания — одно из главных, если не самое главное новообразование психики  малыша за все время его дошкольного детства. Задача родителей —  научить дошкольника адекватно  оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста  является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку  уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании представлений детей дошкольного возраста о гендерной принадлежности.

С статье исследуется понятие "гендер" и роль сюжетно-ролевой игры в формировании гендерной принадлежности у детей дошкольнго возраста....