Роль сюжетно-ролевой игры в формировании представлений детей дошкольного возраста о гендерной принадлежности.
материал (старшая группа)
С статье исследуется понятие "гендер" и роль сюжетно-ролевой игры в формировании гендерной принадлежности у детей дошкольнго возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании представлений детей дошкольного возраста о гендерной принадлежности.
Термин гендер был введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером во 2-й половине ХХ столетия; обозначает социальный пол в отличие от понятия «биологический пол», вбирающего в себя собственно биологические различия между женщинами и мужчинами (анатомические, генетические, физиологические).
Гендер – смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, которая определяется социальными, политическими, экономическими и культурными контекстами общественной жизни. Простыми словами гендер – это социальный пол человека, самая простая иллюстрация - набор качеств, который социум приписывает «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам». Процесс гендерной социализации начинается еще до рождения, когда будущие родители узнают о поле плода и начинают формировать направленные на младенца ожидания в соответствии с традициями своей национальности и культуры. Далее гендерная принадлежность формируется в процессе самостоятельной активной деятельности ребенка и во взаимодействии его с окружающим социумом.
Чаще всего гендер человека и пол совпадают, однако гендерная идентичность (самоопределение себя мужчиной или женщиной) не даётся от рождения, при несовпадении социального гендера и пола человек может чувствовать себя некомфортно в приписываемых ему рамках, но это уже исключительные случаи. Если рассматривать вопрос о гендерной принадлежности в соответствии с культурой российского общества, то следует отметить, что социальные изменения, происходящие в настоящее время ведут к искажению и разрушению традиционно принятых гендерных стилей поведения, происходит смешение ролей, мужчины остаются инфантильны или пугающе женоподобны, женщины все чаще примеряют на себя мужские роли и обязанности. В связи с этим актуальность вопроса о правильном гендерном воспитании возрастает с каждым днем и становится насущной проблемой в процессе работы педагога. Кроме того, одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования…», таким образом педагогу необходимо строить свою образовательную и воспитательную деятельность таким образом, чтобы умело скоординировать и особенности ребенка, и требования культурных традиций.
Итак, в 4-7 лет у ребенка происходит формирование умения реализовать гендерную роль в совместной деятельности. Игра является ведущей деятельностью ребёнка. Посредством игры у детей формируются представления о правилах взаимодействия с другими участниками игры, о гендерных ролях; в процессе сюжетно-ролевой игры дети могут смоделировать отношения и сюжеты, усвоенные ими из жизни взрослых людей. Необходимо так же учитывать, что в процессе игры развивается эмоциональная сфера личности ребенка: испытываемые чувства становятся ярче, их спектр многограннее, развивается эмпатия. Ближе к концу дошкольного детства ребенок овладевает навыком сдерживания выражения эмоций в определённых ситуациях, учится понимать, как надо себя вести в соответствии с гендерной принадлежностью. Самое важное то, что в этом возрасте посредством игр происходит закладка морально-нравственной позиции человека, формируется целостное отношение к миру, окружающим его людям. Формируются такие чувства как гордость, самоуважение, закладывается эстетическое восприятие окружающего мира, то есть формируется Я-концепция. В игре у ребенка активно проявляются волевые качества, инициатива, он свободно выражает свое отношение к действительности.
В сюжетно-ролевой игре каждый игрок присваивает себе определенные социальные роли, дифференцированные по половому признаку. Совместная игра мальчиков и девочек должна отражать традиционный стиль поведения, характерный для российского общества, таким образом детям прививаются задатки исконно русского взаимодействия между мужчинами и женщинами. Так, например, играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Салон красоты» девочки присваивают себе роли матерей, дочерей, сестер, мастериц и в соответствии с ними ведут домашнее хозяйство, проявляют заботливое отношение к окружающим, великодушие и сострадание, формируют эстетический вкус к прекрасному. Необходимо учесть, что девочкам для игр достаточно довольно ограниченного пространства, их игры больше словесные. Мальчикам необходимо незамкнутое, обширное пространство, их игры предметны, имеют больше исследовательский характер. Мальчики должны научиться проявлять в игре такие качества как терпимость, поддержка, надежность, взаимовыручка.
Перед игрой детей необходимо ознакомить с художественной литературой, содержащей сведения о героях, в которых особенно ярко проявляются мужские и женские качества характеров. Русские народные сказки и былины в традиционном прочтении наиболее полно и выразительно помогут сформулировать искомые образы, а значит и установленные детьми роли сделают игру увлекательной, содержательной и эмоционально окрашенной. Так же для успешной сюжетно-ролевой игры необходимым условием является правильная организация предметно-пространственной среды, что в свою очередь позволяет наиболее полно развить детское творчество. Так, необходимо учитывать гендерную составляющую игрушек для детей разного пола, оборудование для игровой деятельности должно быть эстетичным, постоянно пополняемо, разнообразно. Кроме того, игровая деятельность должна осуществляться последовательно и систематично.
Педагог должен наблюдать за ходом игры, анализировать и делать выводы, уметь прогнозировать игровые ситуации, при возникновении конфликта грамотно оказать детям помощь в совместном нахождении выхода из проблемы, осуществить рефлексию. Так же педагог должен уметь поддерживать интерес к игре, помогать проявлять инициативу и раскрывать внутренний потенциал детей.
Осуществление руководством игрой должно происходить с учетом особенностей гендеров детей и их интересов. Только с учетом этих факторов сюжетно-ролевая игра может стать эффективным способом воспитания в детях их гендерной принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...
Деловая игра для воспитателей "Использование сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
В ходе деловой игры раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и тактика его взаимодействия с детьми в игровой ситуации....
Игра – средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий
В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской ...
Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевых игр в развитии творчества у детей дошкольного возраста
Сюжетно – ролевая игра в моей консультации описана, как возможность ребенка выразить свой творческий потенциал, а принятие ребёнком на себя роли, как проявления творческой...
Педагогическая статья "Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков"
Игровая деятельность очень важна для детей: она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становлен...
Роль сюжетно-ролевых игр, как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника....