Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игры по формированию элементарных математических представлений
консультация (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игры по формированию элементарных математических представлений
Мы живём в эпоху развития компьютерных и нано – технологий. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелегок, и, учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Логико-математическая игра – это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума ребенка.
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, мы хотим, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть в этом успеха, важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.
К математическим развлечениям можно отнести решение задач – шуток, головоломки (игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур «Танграмм», «Колумбово яйцо»), игры с палочками на пространственное преобразование, задачи – смекалки.
Игры с палочками на пространственное преобразование
Многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее. Например, построить треугольник из 6 палочек; сложить из 10 палочек 3 квадрата; убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата; убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
Задачки – шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые можно использовать в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач – шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача – шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
- Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
- Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
- Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
- Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
- За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
Головоломки
Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Такие игры развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры. Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
Логические игры, задачи, упражнения
Такого вида игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы. К таким играм относятся:
- Игры с блоками Дьенеша;
- Игры с цветными палочками Кюинзера;
- Игры Воскобовича;
- Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин);
- Шахматы, шашки.
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной подготовки до школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста: "Зайкины игры".
Конспект образовательной деятельности....
Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений»
Цель: Дать родителям представление о том, как развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и задач. Задачи:Расширить знания родителей о развити...
развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через использование художественной особенности дымковской росписи»
Дымковская роспись как средство развития логического мышления...
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
Актуальность: наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научи...
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
laquo;Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»...