Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
статья (средняя группа)
Актуальность: наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Ласочка»
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
Актуальность: наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности. Роль логики при этом невозможно переоценить. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Особую значимость в развитии интеллекта ребенка имеют игры природоведческого содержания. К. Д. Ушинский писал, что логика природы - есть самая доступная для детей логика». В процессе таких игр у детей развиваются познавательные способности, воображение, речь.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была доказана зависимость между активностью и интересом.
Исследованием Л.А. Венгера была также доказана эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей; ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения его воспитателем, а главное, от самостоятельности при решении задач. Выявлена закономерность в развитии умения самостоятельно мыслить у детей седьмого года жизни.
Сначала неуверенность в решении умственной задачи, неумение логически рассуждать, потребность в помощи взрослого, затем самостоятельный поиск, нахождение разных вариантов решения, логическое рассуждение.
В процессе выполнения заданий воспитанники учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы. Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ. Воспитанники легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, так как игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
При подборе и проведении логико-математических игр учитывались следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
Обучение приёму «Сравнение».
Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось».
«Учимся отгадывать загадки. Придумываем свои»;
Анализ – синтез.
Д/И «Дополни картинку», «Что для чего?», «Подскажи Незнайке», «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему?»;
Обобщение.
Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом», логические цепочки «Что сначала, что потом», «Найди лишнее»;
Классификация.
Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ»;
Систематизация.
Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов»;
Ограничение.
Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее», «Найди фрагменты изображений».
«Определи предмет по тени»;
Умозаключения.
Д/И «Потому, что…», «Логика», «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её»;
Установление причинно – следственных связей.
Д/И «Почему это произошло?», «Что сначала, что потом?»;
Смысловое соотнесение.
Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое», «И хорошо и плохо», придумывание
небылиц;
-рассматривание картинок «Найди отличия», «Четвертый лишний»;
- чтение занимательных вопросов;
- задачи – шутки;
- графический диктант;
- участие в Олимпиадах по развитию математических способностей;
- КВН «Умники и умницы», математические развлечения, творческие задания «Нарисуй отгадку к придуманной загадке», «Загадай ребус и нарисуй его», «Придумай карточку -код».
Структура занятия
— Разминка
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
—Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
— Физминутка
Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
- Закрепление нового материала.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
— Развивающая игра.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Основной задачей является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. В технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к деятельности, пробудить мотив к творчеству, выстроить логическую цепочку, обобщив то, что дано в условии игры.
В работе по применению дидактических игр используются следующие методы:
1.Метод фокальных объектов Игры: «Карусель», «Маша - растеряша», «Черное - белое», «Перевертыши», «Перевирание сказки».
2.Метод противоречий Игры: «Хорошо - плохо», «На что похоже?», «Фантазии», «Чем можно заменить?», «Волшебные домики»
3.Метод морфологического анализа Игры: «Аукцион», «Фантастическое животное», «Было - стало», «Все в мире перевернулось»
4.Метод синектики Игры: «Сочини загадку», «Лото вопросов», «Логическая цепочка», «Паровозик времени», «Да - нетки»
Таким образом: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. Участие дошкольников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В ТРИЗ играх совершенствуется мышление, логика, воображение, речь, любознательность, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.
Список использованной литературы
1. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008.
3. «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б.
4. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-513880-1415015866.jpg)
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830334-1476333145.jpg)
Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений»
Цель: Дать родителям представление о том, как развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и задач. Задачи:Расширить знания родителей о развити...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/19/picture-1056726-1671451672.jpg)
деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322369-1615911719.jpg)
Деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Деловая игра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-1352120-1633545804.jpg)
Деловая игра для воспитателей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »
Я поделилась с коллегами опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-944740-1506359521.jpg)
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игры по формированию элементарных математических представлений
Значение логических игр в ФЭМП...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/18/picture-1462148-1710746939.jpg)
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
laquo;Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»...