Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-х – 3-х лет
консультация (младшая группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет.    У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vas_roditeli.docx98.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Возрастные  и индивидуальные особенности детей

2-х – 3-х лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, у детей ведущим видом деятельности является  предметно-манипуляторная деятельность. Продолжает развиваться ситуативное общение ребёнка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.  

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной со взрослым предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам ребёнок активно осваивает основные грамматические  структуры родного языка, используют в речи  простые предложения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится  средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у ребёнка формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде головонога-окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального  действия  с предметами.

Для детей этого возраста становится неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок сознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого.

У ребёнка появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией  с именем и полом. Однако кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.кризис 3 лет у детей

Кризис 3-х лет у детей. Что делать родителям?

     Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?

       Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет.    У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.   

      Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу. Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

Как реагировать родителям?

   Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает.

        В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. 

        Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется. Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место. Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».

кризис трех лет

Помогите ребенку справиться с кризисом

          Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя. Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет - очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь.              

Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

Как реагировать на детские истерики.

 В раннем возрасте детям иногда свойственно устраивать истерики. Во время таких припадков ярости ребенок кричит, плачет, падает на пол, топает ногами, кусается. Такое поведение может быть характерно даже для очень спокойных детей. Обычно оно возникает в ответ на какой-то запрет родителей. Истерики появляются у малыша не вдруг. Ребенок постепенно обучается этому приему управления родителями. Бороться с детскими припадками ярости можно, но это требует приложения некоторых усилий. Чтобы добиться успеха в этом вопросе, необходимо помнить, зачем дети устраивают истерики.                      

Почему дети устраивают истерики?

      Малыши закатывают истерики не потому, что им нравится плохо себя вести, и не потому, что хотят раздосадовать родителей. Дети кричат, топают ногами и бросаются на пол потому, что это работает. Капризничая, ребенок пытается добиться своего и, получив желаемое путем истерик, он обязательно воспользуется этим способом еще раз. Поэтому как часто он будет прибегать к этому методу, зависит от реакции родителей.

Как бороться с детскими истериками?

     Очень важно научиться погашать и прекращать истерики, иначе это войдет в привычку малыша, и он начнет использовать их в качестве манипуляции постоянно. Итак, как родителям предотвратить истерику?

      Старайтесь предугадывать капризы ребенка, чтобы предотвратить их. Самая распространенная ошибка – это ждать, пока его поведение выйдет из-под контроля полностью. Необходимо научиться предугадывать состояние ребенка, еще до того как произойдет вспышка. Обратите внимание на характерные предвестники бури – хныканье, беспокойство, напряжение, и постарайтесь отвлечь его при первых же признаках раздражения. Сами малыши еще не умеют контролировать эмоции, поэтому родители должны помогать им. Попробуйте поговорить с ребенком успокаивающим тоном, погладьте его, обнимите, напойте песенку.

      Выразите абсолютную нетерпимость истерик. Малыш должен понимать, что его поведение никто терпеть не будет. Как только начнется истерика, перестаньте с ним общаться, пока он не успокоится. Не стоит уговаривать его, кричать, шлепать – ни одно из этих средств обычно не работает. За своими криками он вас даже не услышит. Постарайтесь не отвечать ему, лучше даже не смотрите в его сторону, можно демонстративно надеть наушники – это даст понять малышу, что его крики бесполезны.        

       Лишите малыша зрителей. При повторяющихся истериках лучше всего изолировать ребенка сразу, как только возникает вспышка. Если это происходит в общественном месте, переместите его в более уединенное, пока он не успокоится. Отведите его в какое-нибудь место, где нет игрушек, телевизора и других детей. Малыш должен осознавать, что не заслуживает своим поведением игр и внимания. Длительность нахождения в успокоительном месте для разных детей может быть разной, но он должен оставаться там хотя бы две минуты с момента успокоения. Если он вновь начнет капризничать, отведите его обратно. Самое сложное здесь – сохранять собственное спокойствие, но оно поможет ребенку вернуться в спокойное состояние.

      Не используйте уединение как наказание - нельзя закрывать ребенка одного в темной комнате, у него могут появиться детские страхи.

       Ваше неприятие истерик должно быть постоянным. Очень важно выбрав линию поведения во время истерик, придерживаться ее всегда. Тогда ребенок будет понимать, что результат его капризов неизменен. Если ребенок капризничает с другими людьми – няней, воспитателями, вашими родителями, оговорите с ними заранее план поведения в таких ситуациях, подчеркните, что взрослые не должны обращать внимания на капризы. Общение с другими детьми должно быть позволительно только в нормальном состоянии. Беседуйте с теми, кто занимается с вашим ребенком, это поможет оценить достижения в перевоспитании. Научите малыша правильно выражать недовольство. Ребенок должен понимать, что он может расстраиваться, но не посредством истерик. Поэтому когда он и вы успокоитесь, побеседуйте о том, как правильно выражать неудовлетворенность. Очень часто дети просто не знают, как по-другому выразить свое состояние, и поэтому начинают капризничать. Расскажите ему, как выражать свои эмоции словами, научите его соответствующим словам – злой, печальный, уставший, сердитый, расстроенный. И поощряйте его, когда он будет пользоваться этими словами, хвалите его. Истерики всегда неприятны, но главное в этом деле иметь терпение и постоянную позицию. Ведь гораздо проще отучить малыша от них в первые несколько раз, чем после двухсотого повторения.      

9  способов помочь вашему ребенку вести себя хорошо

    Невозможно добиться желаемого поведения ребенка, постоянно одергивая и ругая его. В большинстве случаев, чтобы избежать капризов ребенка, родителям достаточно исключить ситуации, в которых дети чаще всего капризничают и вредничают. Рассмотрим несколько позитивных шагов, которые помогут ребенку вести себя хорошо.

 1. Держите вне досягаемости малыша все предметы, которые ему нельзя трогать. Особенно такие источники опасности, как ножи, спички, лекарства и бытовую химию. Чем чаще ребенок видит такие предметы, тем больше у него искушение нарушить запрет и поиграть с ними.

2.Давайте выход детской любознательности. Позволяйте ему играть с водой, крупами, экспериментировать с тестом и проч.

3. Используйте детскую мебель. Дети с удовольствием занимаются творчеством за «своим» столиком. А устойчивая детская табуретка в ванной позволит ребенку помыть руки или достать зубную щетку без вашей помощи.

4. Выделите ребенку на кухне «его» ящик, в котором будут находиться безопасные вещи, доступные для изучения, такие как мерная ложка, пластиковые стаканчики, губки для мытья посуды, салфетки, полиэтиленовые крышки от банок и проч.

5. Подстраивайте свои планы под ребенка. Большинство детей хорошо ведут себя утром, но ближе к дневному сну начинают капризничать. Планируйте походы по магазинам или гостям на время «спокойного поведения». Легче скорректировать свое расписание, чем бороться с темпераментом ребенка.

6. Накормите малыша, перед тем как отправиться в магазин или на прогулку. Если есть вероятность, что вам придется задержаться (например, в очереди к врачу), возьмите с собой сок и легкий перекус.

7. Займите делом скучающего ребенка. Скука – самая благодарная почва для капризов и плохого поведения. Если Вам необходимо сделать работу по дому, попросите малыша помочь вам. Дайте ему влажную тряпочку, чтобы протереть стол, пока вы моете посуду. Попросите разложить по парам стираные носки, пока вы гладите белье. Позвольте посыпать сыром блюдо, которое вы готовите. Возможно, такая «помощь» отнимет у вас некоторое время и силы. Но это лучше, чем воевать с капризным ребенком.

8. Придерживайтесь распорядка дня. Конечно, не нужно становится рабом расписания, но дети любят стабильность. Проснулись - почистили зубы – оделись – позавтракали - пошли гулять. Вечером посмотрели «Спокойной ночи, малыши» - убрали игрушки - почистили зубы – почитали книжку – легли спать. Это не только поможет избежать лишних споров о том, надо убирать игрушки или нет, но и подготовит малыша к тому или иному действию.

9.Анализируйте, какие внешние факторы влияют на поведение вашего ребенка. Быть может, ребенок  перевозбуждается от большого количества ребят на детской площадке, или от шума и толчеи супермаркета? Многие дети становятся более капризными после длительного просмотра телевизора. Игра с некоторыми друзьями может, наоборот, успокаивать малыша. Используйте положительное воздействие и избегайте отрицательных эмоций.                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Игра является отражением  социальной жизни и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка. В игре формируется личность ребёнка...

Индивидуальные особенности детей

Почему мы такие разные???...

Индивидуальные особенности детей

Все знать не возможно, но узнать больше реально. И хорошо, если нам на глаза попадется нужная статья. Возможно эти знания вам пригодятся. Почитайте. Хотя многое мы понимаем, но обЪяснить ситуацию не м...

Психологическая консультация для педагогов с элементами групповой работы : «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».

План:1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации .2. Мозговой штурм.3. Практическое знакомство с методиками, позволяющими изучить индивидуальные особенности.4.Работа в малых группах ...

"УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ."

"Дошкольный возраст - время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе c тем это благоприятный перио...

Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....