Цифровые технологии в работе ДОУ
статья
В данной статье рассматриваются виды современных цифровых технологий, используемых в работе ДОУ, раскрываются положительные и отрицательные аспекты их использования в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цифровые технологии в работе ДОУ | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Цифровые технологии в работе ДОУ
Аннотация: в данной статье рассматриваются виды современных цифровых технологий, используемых в работе ДОУ, раскрываются положительные и отрицательные аспекты их использования в воспитательно-образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровые технологии, дошкольники, ведущая деятельность.
Цифровые технологии применяются почти во всех сферах человеческой жизни. В настоящее время невозможно представить жизнь современного человека без мобильного телефона, ноутбука, компьютера, интернета. Еще в недалеком прошлом люди отправляли бумажные письма и ждали ответ на него неделями или месяцами, когда в настоящее время ответ может прийти в течение нескольких секунд по электронной почте. Этим достижениям мы благодарны развитию современных технологий. Цифровые технологии стремительно вошли в жизнь человека, быстро совершенствуясь и развиваясь.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Рассмотрим задачи, которые призваны решить цифровые технологии в дошкольном учреждении: обеспечение максимального качества предоставляемых услуг, облегчение труда работников дошкольного учреждения [2].
Одна из функций, которую призваны выполнить цифровые технологии в дошкольном учреждении, является информационная. Рассмотрим ее подробнее.
Инновационные технологии дали дошкольной организации такие возможности, как: решение проблем при отсутствии наглядных пособий, (они являются наглядным методом обучения); доступ как к художественной, так и к методической литературе; оформление стендов, используя принтер и сканер; ведение документации.
Второй, немаловажной функцией является коммуникационная: организация связи с методическими центрами, обеспечение открытости работы детского сада для родителей, контролирующих органов, прохождение курсов повышения квалификации педагогами, участие в, видеоконференциях, профессиональных конкурсах, олимпиадах. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. Участие в мероприятиях дистанционно доступно всем.
Третьей функцией является образовательно-воспитательная: изготовление раздаточного материала, используя принтер; аудиозаписи (при проведении спортивных мероприятий, утренников, артикуляционной гимнастики, досугов); составление и показ презентаций: использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, более увлекательным и интересным.
Опишем цифровые устройства, которые активно используются в дошкольных учреждениях: интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Она представляет собой стену, которая оборудована специальными выступами для лазанья, меняющая свой цвет в зависимости от выбора игры [3].
Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.
Интерактивные детские мультстудии – это новая интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.
Интерактивные полы — это горизонтальная интерактивная система в виде пола, которая реагирует на движения тела человека.
Интерактивные тумбы – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.
Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями – это современное оборудование для детей. С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал.
Интерактивные комплексы. Они включают в себя: интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов, реквизит для проведения тематических занятий.
Четвертой функцией является контрольно-управленческая: ведение делопроизводства, ведение сайта образовательной организации.
Так же сюда можно отнести и охранную функцию: видеонаблюдение, системы слежения, что обеспечивает общий уровень безопасности детского сада.
Существуют как положительные, так и отрицательные моменты при использовании в работе цифровых технологий:
Слабая материальная база дошкольного учреждения.
Далеко не все детские сады на сегодняшний день имеют возможность приобрести интерактивное оборудование.
Защита здоровья ребенка.
Исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина свидетельствуют о возможности овладения гаджетами детьми уже в возрасте трех лет. Однако, современные исследования педагогов, психологов и медиков доказывают, что по многим показателям психологического и физического развития детей, гаджеты могут применяться детьми только в старшем дошкольном возрасте.
Если исследования 2000-х годов лишь очерчивали зоны риска при использовании компьютеров, ноутбуков, планшетов детьми младшего возраста, то уже к 2010 году было проведено множество исследований в самых разных странах мира, и они подтвердили их негативное воздействие [1]. В детском саду могут использоваться такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России №65/23-16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» в пункте 5. Он гласит, что занятия с использованием компьютеров, ноутбуков для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю продолжительностью не более 10 минут.
Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий должны четко соблюдаться гигиенические требования: мебель должна соответствовать росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности, наличие сертификата качества у используемой техники. Использование азартных, агрессивных игр с использованием персонажей, оказывающих негативное воздействие на психику ребенка, строго запрещены.
У дошкольников развитие психических процессов находятся на фазе формирования, и ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а не компьютерные игры. [4]
К сожалению, сегодня цифровые технологии скорее разъединяет семьи, чем объединяет их. Чаще всего родители используют гаджеты вместо няньки, чтобы отвлечь или развлечь ребёнка, когда они заняты. Как правило, дети и родители используют цифровые технологии независимо друг от друга. Исключение составляет Скайп, который позволяет родителям и детям общаться друг с другом при разлуке.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Задачей педагога является владение хорошими знания компьютерных программ, умение разбираться в технических характеристиках оборудования, в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Список литературы
1.Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. -М.,2017.
2.Комарова И.И, Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016-192 с.
3.Новоселова С.Л, Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. -М.,2016.
4.Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.,2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...
презентация "Использование цифрового оборудования и цифровых технологий в работе педагога ДОУ"
Цифровые технологии дают возможность нам повысить свое педагогическое мастерство....
Проект по теме: «Цифровые технологии в работе педагога»
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образова...
Использование цифровых технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Муниципальные "Педагогические чтения 2021" по теме - «Цифровые технологии в детском саду. Педагогические находки»...
Сообщение по теме: «Цифровые технологии в работе с детьми речевыми нарушениями (Рower Point для создания логопедических игр)».
Использование цифровых технологий для занятий с детьми является мотивационным привлекательным средством, которое можно использовать как на занятиях(фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), та...
Инновационный педагогический опыт "Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи"
Представленный опыт работы формировался на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска в течение трех лет с детьми, имеющими общее недоразвитие реч...
Из опыта работы. ГМО педагогов эстетического цикла "Использование цифровых технологий в работе воспитателя по ИЗО деятельности дошкольного учреждения"
Использование компьютера, на занятиях изобразительного искусства, становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно интегрируется со всеми образовате...