Игра как средство развития речи.
консультация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Консультационный центр «Радуга» на базе МБДОУ «Усть-Канского детского сада». Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Школьная д. 1 Тел. 8(38847) 22-5-35 email: ustkandetcad@mail.ru
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку». Джанни Родари Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно. Не подделывайте под детскую свою речь. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Т актично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду.
Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей . «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...».
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» . Можно просто спросить : «Какой он?» , так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или : «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина ».
Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (вопросительно , с удивлением, с радостью, со страхом, громко , тихо): « Милая моя, ты не спишь!»; « Вы ели на завтрак мороженое?»; « Мама купила (купи) виноград»; « Скорее домой!»; « У нас кончился хлеб».
Научиться пересказывать детям хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а ребенок ее заканчивает: «...да баба» ; взрослый: «И была у них...» , ребенок: «...курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел? » и т. д.
Скороговорки для развития речи: Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы две недели Карамель на мели ели. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! Бублик, баранку, Батон и буханку Пекарь из теста Испек спозаранку.
Очень важно научить ребенка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Поэтому не стоит стремиться читать ребенку больше. Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и упражнять память ребенка, предлагая ему заучивать небольшие стихотворения, потешки .
Игры на активизацию словаря: Игра «Кто или что может это делать?» Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например , слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает ,… Игра «Отгадай , что это?» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
Игра «Что для чего?» Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице и т. д . Игра «Как можно…» Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
Игра «Угощаю » Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга . Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые », «соленые», «горькие» слова . Игра «Опиши предмет» Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.
Игры на речевые обобщения: Игра «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово в цепочке слов: К укла , песок, юла, ведерко, мяч; С тол , шкаф, ковер, кресло, диван; П альто , шапка, шарф, сапоги , шляпа; С лива , яблоко, помидор, абрикос, груша; В олк , собака, рысь, лиса, заяц; Л ошадь , корова, олень, баран, свинья и т.д.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза: Игра «Цепочка слов» Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова. Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ... Игра «Придумай слово» Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук А: автобус, арбуз, апельсин, ананас и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи: Игра «Веселый счет» Вокруг много предметов . Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом …).
Игра «Подружи слова» Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос. Игра «Приготовим сок» «Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д .
Игра «Один - много» «Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д . Игра «Чей , чья, чьё» Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д .
Игры на развитие связной речи: Игра «Что на что похоже» Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения) Белый снег похож на…(что?) Синий лед похож на… Густой туман похож на… Чистый дождь похож на… Блестящая на солнце паутина похожа на… Игра «Потому что …» Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы: Я мою руки потому, что…Почему ты идёшь спать? и т. д.
Игра «Кем (чем) был ?» Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше. Корова была телёнком Бабочка была гусеницей Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом Лёд был водой и т. д.
Игра "Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".
Заучиваем стихи. Сначала прочитайте два-три стихотворения. Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза. Покажите , как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев. Повторите все движения вместе с ребенком.
Игры на развитие мелкой моторики Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.
Игры с прищепками Игры с прищепками это очень интересная и увлекательная игра, а также увлекательное время провождение с ребенком не только в детском саду, но и дома. Игры с прищепками – это отличная тренировка для пальчиков . Какая польза от игр с прищепками Игры с прищепками развивают мелкую моторику пальчиков рук. А мелкая моторика – это основа для развития речи, памяти, мышления. Такие игры познакомят малыша с окружающим миром, помогут интеллектуально развить ребенка, развить чувство ритма и конструктивное мышление, а так же развить логику, мышление и речь. С помощью дидактических игр с прищепками можно изучать цвета, счет, алфавит, профессии, времена года, транспорт и все что угодно. Обычные бельевые прищепки это превосходное развивающие пособие для детей.
Игры «Сухой бассейн» Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску заполнить просушенным горохом или фасолью, или другой любой крупой. Игра «сухом бассейне» способствует : нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Игра «Дорожки » Возьмите яркий поднос и тонким слоем равномерно рассыпьте по нему любую мелкую крупу: пшено, рис, ячку , манку. Предложите ребенку провести пальчиком по рассыпанной крупе так, чтобы осталась чистая дорожка. Такие дорожки можно использовать для игр с мелкими игрушками.
Игра «Секрет» Насыпьте в миску крупу и спрячьте в ней несколько мелких предметов, предложить ребенку отыскать их . В дальнейшем можно усложнить задание, введя ограничение поиска по времени: 10 сек или предложив искать и извлекать предметы при помощи палочек для еды.
Игра «Отпечаток » Если намочить ладошку и положить ее на мелкую крупу, рассыпанную тонким слоем, то крупа прилипнет к ладошке, а на месте насыпанной крупы останется отпечаток. Сделайте вместе с ребенком отпечатки знакомых предметов: ножа, ложки, чашки, солонки. А затем предложите ему догадаться, какой предмет оставил новый отпечаток.
Лепка из теста При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.
Игры на развитие общей моторики Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации.
Игра «Ловкий Зайчик». Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед, назад, влево, вправо. Можно предложить ребенку попрыгать сначала на правой ноге, затем на левой. Игра « Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку). Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед . И гра «Пройди , не задень». Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.
Таким образом, п о мере обогащения его опыта, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы. Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра как средство развития речи" - деловая игра для педагогов
В данном материале идёт речь о том, как с помощью подвижной игры можно не только развить двигательную активность. но и успешно и эффективно развивать речевую активность дошкольника....
Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)
Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...