Форма эффективного взаимодействия с семьями в родительском клубе «Подготовишки»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

 

Главным критерием эффективности клубной работы является активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. В начале учебного года,  когда до школы остается совсем мало времени, родители становятся более требовательными к своим детям и допускают серьезные ошибки. Например,  перегружают ребенка курсами подготовки к школе, оценивают только его знания, а не поведение в целом. Чтобы рассказать какие навыки и умения нужно развивать у ребенка на этом этапе, родители были приглашены на совместные встречи с педагогом – психологом и воспитателями в семейном клубе.

Цели клуба: сформировать психологическую готовность старших дошкольников к обучению в школе; повышать психолого-педагогическую компетенцию родителей в этом вопросе.

«У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие деревья, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю…

Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью».

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительский клуб « Подготовишки » Цели клуба: сформировать психологическую готовность старших дошкольников к обучению в школе; повышать психолого-педагогическую компетенцию родителей в этом вопросе. Задачи : - развивать у детей познавательную активность, интерес к школе; - активизировать умственную деятельность воспитанников - познакомить родителей с игровыми упражнениями для интеллектуального развития детей. - формировать у детей умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной ситуации; - создать условия для совместной деятельности детей и родителей; - учить родителей понимать эмоциональный мир собственного ребенка.

Слайд 2

Встречи с родителями и детьми проводились регулярно с сентября – 1 раз в месяц.

Слайд 3

Каждая встреча с родителями длиться не более часа и включает три этапа . О рганизационный

Слайд 4

О сновной

Слайд 5

З аключительный

Слайд 6

Прочная взаимосвязь с семьями , способствует проявлению у родителей повышенного интереса к развитию и воспитанию своих детей.

Слайд 7

Деятельность семейного клуба показывает жизненную необходимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов - детского сада и семьи .

Слайд 8

75 лет Победы

Слайд 9

Закончить хотим словами Льва Николаевича Толстого: «У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие деревья, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью».

Слайд 10

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

План встреч в клубе «Подготовишки» с родителями и детьми подготовительной к школе группы

Срок проведения

Задачи

Содержание встречи

Ведущий встречи

Встреча 1

Сентябрь

Подготовить детей и родителей к совместной деятельности. Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности, исполнительские способности, волевые качества. Развивать зрительное внимание, память, воображение, творческое мышление. Создать условия для тренировки самостоятельности, инициативности, ответственности, умения сосредотачиваться.

Знакомство участников.

Игра – приветствие «Я вижу»

Игра на внимание «Светофор»

Упражнение «Запоминай-ка»

Рисование по манке

- разминка;

- упражнение «Повтори»

Рефлексия

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)

Встреча 2

Октябрь

Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско – родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать логическое мышление. Познакомить родителей с методикой «Гимнастика мозга» и основными упражнениями.

Знакомство приветствие.

Упражнение «20 секунд».

Игра «Обобщающие слова».

Теоретическая часть: методика «Гимнастика для мозга».

Практическая часть – упражнения;

«Кнопки мозга (точки мозга)»;

«Крюки»;

«Думающая шапочка»;

«Ленивые восьмерки»;

« Позитивные точки»;

«Двойные рисунки».

Рефлексия

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)

Встреча 3

Ноябрь

Способствовать групповой сплоченности. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.

Формировать у детей позитивное восприятие  окружающего мира, заинтересованность в достижении цели.

Развивать словесно-логическое мышление, речь.

Познакомить родителей и детей с техникой публичного выступления «Рассказ о себе(семье)

Знакомство приветствие.

Разминка «Передай мяч»

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Противоположности».

Игра «Сочини историю по картинкам».

Упражнение «Публичное выступление»

Рефлексия.

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)

Встреча 4

Декабрь

Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.

Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь внимание, слуховую память, пространственную ориентировку. Познакомить родителей и детей с арт-терапевтическим упражнением «Дерево моих достижений» и создать дерево.

Знакомство приветствие.

Игра «В школу я иду, и с собой беру…».

Упражнение «Чем похожи, чем различны».

Подвижная игра «Море волнуется».

Задание «Рисование по памяти»

Игра «Муха».

Упражнение «Дерево моих достижений.

Рефлексия.

Вручение буклетов родителям будущих первоклассников.

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)

Встреча 5

Январь

Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.

Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь, внимание, восприятие.

Познакомить родителей и детей с арт-терапевтическими упражнениями «Герб семьи» и «Я - школьник».

Приветствие.

Игра «Рисунки на спине…».

Игра «Скажи наоборот».

Подвижная игра «Аисты, вороны и воробьи.

Творческое задание «я – школьник».

Творческое задание «Герб семьи»

Подведение итогов встреч в клубе. Рефлексия.

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)

Встреча 6

февраль

Подготовить детей и родителей к совместной деятельности. Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности, исполнительские способности, волевые качества. Развивать зрительное внимание, память, воображение, творческое мышление. Создать условия для тренировки самостоятельности, инициативности, ответственности, умения сосредотачиваться.

Знакомство участников.

Игра – приветствие «Я вижу»

Игра на внимание «Светофор»

Упражнение «Запоминай-ка»

Рисование по манке

- разминка;

- упражнение «Повтори»

Рефлексия

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)

Встреча 7

март

Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско – родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать логическое мышление. Познакомить родителей с методикой «Гимнастика мозга» и основными упражнениями.

Знакомство приветствие.

Упражнение «20 секунд».

Игра «Обобщающие слова».

Теоретическая часть: методика «Гимнастика для мозга».

Практическая часть – упражнения;

«Кнопки мозга (точки мозга)»;

«Крюки»;

«Думающая шапочка»;

«Ленивые восьмерки»;

« Позитивные точки»;

«Двойные рисунки».

Рефлексия

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)

Встреча 8

апрель

Способствовать групповой сплоченности. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.

Формировать у детей позитивное восприятие  окружающего мира, заинтересованность в достижении цели.

Развивать словесно-логическое мышление, речь.

Познакомить родителей и детей с техникой публичного выступления «Рассказ о себе(семье)

Знакомство приветствие.

Разминка «Передай мяч»

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Противоположности».

Игра «Сочини историю по картинкам».

Упражнение «Публичное выступление»

Рефлексия.

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)

Встреча 9

май

Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.

Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь внимание, слуховую память, пространственную ориентировку. Познакомить родителей и детей с арт-терапевтическим упражнением «Дерево моих достижений» и создать дерево.

Знакомство приветствие.

Игра «В школу я иду, и с собой беру…».

Упражнение «Чем похожи, чем различны».

Подвижная игра «Море волнуется».

Задание «Рисование по памяти»

Игра «Муха».

Упражнение «Дерево моих достижений.

Рефлексия.

Вручение буклетов родителям будущих первоклассников.

Воспитатель педагог –психолог (по возможности)




Предварительный просмотр:

Конспекты встреч в клубе «Подготовишки» для родителей и детей подготовительной к школе группы.

Встреча №1

Материалы: цветные карточки флажки (желтая красная, зеленая); карточки с изображениями различных предметов, картонные планшеты, и подносы с манкой – по числу участников, карточки схемы для рисования на манке.

  1. Знакомство.

Ведущий строит участников в круг, предлагает им представиться и поделиться ассоциацией на слово «школа». Затем рассказывает о целях клуба  и поясняет, что все игровые задания родители будут выполнять вместе с детьми.

  1. Игра приветствие «Я вижу…».

Цель: сплотить группу, развивать умение работать в команде.

Ведущий объясняет правила игры: когда он произносит слова «Я вижу…» - участники должны двигаться по залу. Как только он говорит «круг» (линия, полукруг, квадрат, и др) – все быстро выстраиваются в виде фигуры, которую он назвал.

  1. Игра на внимание «Светофор».

Цели: развивать зрительное внимание, умение переключать внимание, действовать по инструкции.

Ведущий напоминает участникам о функциях светофора. Затем участники свободно передвигаются по залу. Когда ведущий показывает карточку с красным сигналом – останавливаются и хлопают два раза в ладоши, с зеленым – подпрыгивают, с желтым – останавливаются и торпают.

  1. Упражнение «Запоминай-ка»

Цель: развивать зрительную память.

Родители и дети садятся за столы лицом друг к другу. На столах лежат планшеты и карточки картинками вниз. Дети вслепую выбирают 6-10 карточек, а родители закрепляют их на планшетах. Затем по команде ведущего родители показывают картинки на планшете детям. За 20-30 секунд дети должны запомнить картинки и правильно назвать не менее 5 картинок.

  1. Рисование на манке. Разминка.

Цель: развивать межполушарные связи.

Ведущий ставит на столы подносы с манкой и предлагает порисовать пальчиками на манке одновременно двумя руками. Задания: нарисовать мизинцами два круга одновременно, двумя средними пальцами – квадрат, двумя указательными пальцами – два цветка.

  1. Упражнение с манкой «Повтори»

Цель: развивать зрительную память.

Дети закрывают глаза. Каждый родитель вытягивает вслепую карточку – схему и повторяет рисунок с карточки на подносе. По сигналу ведущего дети открывают глаза и за 20 секунд стараютсязапомнить рисунок родителей, а за тем повторить его на своем подносе.

  1. Рефлексия.

Цель: проанализировать полученные знания, дать обратную связь ведущему.

После упражнений участники снова возвращаются в круг. Ведущий предлагает каждому поделиться своими впечатлениями о встрече. Он задает родителям и детям вопросы:

- что было самым сложным?

- что было самым интересным?

- понравилось ли играть вместе?

Встреча№2

Материалы: бейджики, мяч, цветные карандаши, бумага А4, памятки с упражнениями по методике «Гимнастика для мозга».

  1. Знакомство. Приветствие.

Цель: познакомить участников с содержанием встречи.

Ведущий сажает участников в круг и приветствует их. Затем знакомится с новичками и поясняет, чем они будут заниматься.

  1. Упражнение «20 секунд»

Цель: сплотить группу, развивать умение работать в команде. Участники быстро и спонтанно двигаются по залу. Ведущий произвольно дает им разные задания, которые они должны выполнить с максимальной точностью в течении 20 секунд. Каждое задание повторяет схему: «команда ведущего – время/ счет – стоп – проверяем – продолжаем ходьбу».

Команды ведущего.

- распределиться по цвету волос от самого темного до самого светлого;

- распределиться по росту;

- распределить по размеру обуви;

- распределиться по именам по алфавиту.

  1. Игра «Обобщающие слова»

Цель: развивать логическое мышление.

Ведущий проводит игру с мячом. Бросает мяч поочередно каждому участнику и называет обобщающее слово. Например: домашнее животное, наземный транспорт, мебель, фрукт и т.д. задача участников – назвать представителя этой группы (собака, автобус, стул, яблоки и т.д.).

  1. Теоритическая часть – «Образовательная кинезиология»

Цель: познакомить родителей с методикой «Гимнастика для мозга» (образовательная кинезиология) и закрепить полученные знания совместно с детьми с помощью специальных упражнений.

Ведущий рассказывает о гимнастике для мозга и назначении каждого упражнения. Затем демонстрирует их а участники воспроизводят. В заключении ведущий раздает участникам памятки с упражнениями по методике «Гимнастика для мозга». Что рассказать родителям:

- образовательная кинезиология (гимнастика для мозга) – наука об усовершенствовании процесса обучения через движение.

- эта методика позволяет детям в процессе учебы использовать оба полушария мозга.

- одно полушарие мозга (у большинства – левое) отвечает за аналитические функции, мышление. Другое полушарие – это эмоции и   память. Стресс боязнь ошибиться и неуверенность блокируют работу одного полушария, и мы работаем с половинным потенциалом, а дети могут не справиться с учебными задачами.

- гимнастика для мозга развивает и востанавливает природные уникальные возможности, индивидуальные способности, позволяет сформировать навыки самопомощи и само-коррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых

- специальные упражнения, в которых объединяются движения и мышление, помогут активировать природные мехонизмы работы мозга.

  1. Практическая часть.

Цель: закрепить на практике полученные знания.

Участники встают, свободно распределяются по залу. Ведущий демонстрирует  упражнения и следит, чтобы участники их правильно выполняли. Участники повторяют за ведущим.

Упражнение «Кнопки мозга»(точки мозга)

Цели: обеспечить приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга, чтобы  лучше воспринимать новую информацию; снизить визуальное напряжение; прибавить энергии, чтобы быстрее находить пути решения сложных вопросов; улучшить одновременную работу глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.

Ведущий предлагает делать это упражнение перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. А так же в ситуации подавленности или возбуждения либо когда необходимо принять правильное решение. Участники указательным и большим пальцами одной руки массируют точки, которые расположены в мягких местах под ключицами ближе к грудине. Родители помогают детям найти эти тоски. Указательным  и средним пальцами другой руки – массируют пупок. Продолжительность – 1 минута.

Упражнение «Крюки»

 Цель: стабилизировать эмоциональное состояние, ослабить внутреннее напряжение; помочь воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого.

Участники выполняют упражнение стоя. Вслед за ведущим они переплетают обе руки (предплечья и кисти) между собой на уровне груди, кисти направляют вверх и заводят одну ногу за другую. Продолжительность 1 минута.

Упражнение «Думающая шапочка»

Цель: активизировать слуховое внимание, распознование, различение; восприятие, память; слух, чтобы слышать  свой голос во время разговора; совершенствовать внутреннюю речь и навыки мышления; повышать умственные и физические способности; включать ретикулярную формацию – защиту от отвлекающих звуков. Участники указательными и большими пальцами рук тянут за края свои уши во внешнюю сторону. При этом начинать следует с верхнего края уха и двигаться вниз, до мочки. Продолжительность 15 повторений.

Упражнение «Ленивые восьмерки»

Цели: интегрировать работу правого и левого полушарий головного мозга; активировать глазодвигательные мышцы; тренировать бинокулярное и периферическое зрение. Сначала участники вытягивают вперед ведущую руку и рисуют  ею в воздухе большие лежащие восьмерки. Потом рисуют другой рукой , а за тем двумя руками сразу. Место пересечения восьмерки должно находиться между глаз. Продолжительность – 3  минуты.

Упражнение «Позитивные точки»

Цель: быстро снять стресс, обуздать нахлынувшие эмоции (страх), улучшить кровообращение, убрать головную боль. Ведущий предлагает участникам найти бугорки над бровями и нежно массировать эти точки двумя руками – средними и указательными пальцами вместе. Родители помогают детям.

Упражнение «Двойные рисунки»

Цель: снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы или игры за компьютером; улучшить работу глазодвигательных мышц; укрепить связь «рука – глаз»; стимулировать желание фантазировать и активно творить. Участники садятся за столы. Ведущий раздает им бумагу и карандаши. Родители закрепляют бумагу на столах или планшетах с зажимами. Затем все участники берут два карандаша и, не отводя рук, от центра листа рисуют одну и ту же фигуру двумя руками в зеркальном отображении или две одинаковых фигуры одновременно.

  1. Рефлексия.

Цель:  проанализировать полученные знания.

Участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает им поделиться своими впечатлениями о встрече. Задает вопросы:

- что было самым сложным?

- что было самым интересным?

- понравилось ли играть вместе?

Встреча №3

 Материалы: бейджики, цветные карандаши, массажные мячики по числу участников, мяч, дидактические игры «Истории в картинках», «Веселые истории», примерная структура выступления с  рассказом о себе.

  1. Знакомство – приветствие.

Цель: познакомить участников, описать содержание встречи.

Участники встают в круг, ведущий предлагает им представиться. После этого ведущий рассказывает вновь присоединившимся о клубе его целях и предлагает  приступить к игровым заданиям.

  1. Разминка «Передай мяч»

Цель; развивать межполушарные  связи, активизировать работу мозга. Каждый участник в кругу берет мячь в правую руку, левую ладонь складывает чашей, ладони держит на уровне груди. По команде ведущего они перекладывают свой мяч в левую руку соседа справа. При этом одновременно принимают в свою левую руку мяч соседа слева и перекладывают его в руку соседа справа. И так далее со следующим мячом. Получается конвейнер затем ведущий предлагает повторить перемещение мячей только в обратную сторону.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: развивать правильное дыхание и звукопроизношение.

Ведущий предлагает участникам представить, что они отправились на прогулку на луг, произносит текст: «Лето, луг благоухает цветами, слышны звуки насекомых: жуков ( участники жужжат Ж-Ж-Ж-Ж), ос (участники произносят З-З-З), шмелей (участники произносят В-В-В). Из травы выползла змея (участники произносят Ш-Ш-Ш),кошка выпрыгнула и разогнала всех (участники произносят Ф-Ф-Ф)».

  1. Игра «Противоположности».

Цель: развивать логическое мышление.

Ведущий проводит игру с мячом. Он бросает мяч поочередно каждому участнику и называет слово. Задача участника  ответить словом – антонимом. Например: верх – низ, сладкий – горький и т.д.

  1. Игра «Сочини историю по картинкам»

Цель: развивать логическое мышление, речь.

Ведущий предлагает детско-родительским парам выложить последовательность картинок и сочинить по ней рассказ. Основное участие принимает ребенок, родитель помогает наводящими вопросами, при необходимости подсказывает. Затем каждая пара представляет свой рассказ.

  1. Упражнение «Публичное выступление».

Цель: развивать навыки публичных выступлений.

Ведущий предлагает выступить по теме «Я» или «Моя семья». Он раздает участникам примерный план выступления. Схему рассказа можно изменить  или придумать свою. Участники составляют устные рассказы, а затем дети выступают (пробуют выступить) перед аудиторией.

Примерный план выступления о себе: имя, возраст, пол, увлечения, положительные качества.

Примерный план выступления о семье: состав семьи, имена, профессии (занятия) членов семьи, увлечения, совместные мероприятия, традиции.

  1. Рефлексия.

Цель:  проанализировать полученные знания.

Участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает им поделиться своими впечатлениями о встрече. Задает вопросы:

- что было самым сложным?

- что было самым интересным?

- понравилось ли играть вместе?    

Встреча № 4.

Материалы: бейджики, цветные карандаши, ручки, цветная бумага, карточки с парами предметов,(например: собака – щенок, мужчина – мальчик, елка – еж, корзина – гнездо и т.д.), таблицы с цифрами,  и фигурки насекомых, изображения деревьев на листе А4, бумага для рисования, клей, ножницы.

  1. Знакомство приветствие.

Цель: рассказать участникам о цели встречи.

Ведущий сажает участников в круг и предлагает им представиться. После этого рассказывает вновь присоединившимся о целях клуба.

  1. Игра «В школу я иду и с собой беру…».

Цель: развивать память, учебную мотивацию.

Ведущий предлагает участникам собрать портфель в школу. Он начинает игру словами: «В школу я иду и с собой беру… тетрадь» следующий за ним участник должен повторить его слова и добавить к сказанному свой предмет и т.д.

  1. Упражнение «Чем похожи, чем различны?».

Цель: развивать словесно-логическое мышление.

Ведущий раздает участникам карточки с предметами (по несколько пар) и предлагает найти и назвать несколько вариантов: чем предметы похожи и чем различаются.

  1. Подвижная игра «Море волнуется».

Цель: снять мышечное напряжение, развивать эмоционально-волевую регуляцию поведения.

На слова ведущего «море волнуется раз,  море волнуется два» участники передвигаются по залу, на слова «…три – морская (лесная, сказочная) фигура замри»,  изображают существо и замирают на месте. После слов «отомри» игра продолжается.

  1. Задание «Рисование по памяти».

Цель: тренировать слуховую память.

Ведущий читает небольшой текст. Задача детей внимательно прослушать, после чего нарисовать рисунок к услышанному, чтобы точно отразить в нем содержание текста. Вариант текста: «На поляне выросла большая елка. Под елкой три гриба спрятались в траве, а еще два гриба в карзине у мальчика.

  1. Игра «Муха».

Цель: развивать пространственную ориентировку, ориентировку на листе, умение работать по инструкции и слуховое внимание, тренировать устный счет.

Перед каждым ребенком лежит таблица с цифрами и фишка (фигурка насекомого). Ведущий предлагает с помощью фишки проследить движение мухи. Он озвучивает ситуацию: прилетела муха и села в верхний левый угол. Затем повернула на одну клетку в право, на две – вниз, на одну – вправо. Участники должны сказать, где оказалась муха, назвать номер клетки. Усложненный вариант игры – без фишки, нужно проследить движение мухи глазами.

  1. Упражнение «Дерево моих достижений».

Цель: повышать самооценку, гармонизировать эмоциональное состояние.

Ведущий раздает участникам черно-белые изображения деревьев. Их необходимо раскрасить и украсить тремя – пятью цветами и плодами своих достижений и умений. Участники вырезают из цветной бумаги плоды и цветки и пишут на них свои достижения. Примеры для детей: научился плавать, кататься на роликах и т.д.

В заключение ведущий говорит детям, что их дерево только начато, дома они продолжат заполнять его.

  1. Рефлексия.

Цель:  проанализировать полученные знания.

Участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает им поделиться своими впечатлениями о встрече. Задает вопросы:

- что было самым сложным?

- что было самым интересным?

- понравилось ли играть вместе?

Встреча №5.

Материалы: бейджики, цветные карандаши, ручки, фломастеры, альбомные листы, мяч, кинетический песок, стеки, предметы и украшения для него (бусины, кристаллы, камни, ракушки).

  1. Приветствие.

Цель: подготовить участников к заданиям.

Ведущий и участники встречи встают в круг и приветствуют друг друга.

  1. Игра «Рисунки на спине».

Цель: развивать тактильное восприятие, внимание, воображение.

Ведущий предлагает участникам в парах порисовать на спине друг друга. Сначала родитель рисует указательным пальцем на спине ребенка – ребенок угадывает, что это. Потом ребенок рисует на спине родителя родитель угадывает.

Темы рисунков: буквы, цифры, геометрические фигуры.

  1. Игра «Скажи наоборот».

Цель: развивать словесно-логическое мышление.

Ведущий задает вопросы и бросает мяч одному из участников. Участник отвечает и бросает мяч ведущему. Примеры вопросов: снег холодный, а чай…, жираф высокий, а козел… и т.д.

  1. Подвижная игра «Аисты, вороны, воробьи»

Цель: снять мышечное напряжение, развивать эмоционально-волевую регуляцию поведения, умение переключать внимание.

Ведущий предлагает отдохнуть и поиграть. Он назначает, кто какой «птицей» будет. Выбирает аистов, ворон, и воробьев. Все участники передвигаются по залу, изображают движения птиц: вороны – широко размахивают крыльями, аисты – высоко поднимают ноги и прячут руки – крылья за спиной, воробьи – движутся мелкими шажками и размахивают маленькими крыльями – ладошками. По команде ведущего: «Воробьи» - аисты и вороны останавливаются а воробьи продолжают летать и т.д. Затем все участники перевоплощаются обратно.

  1. Творческое задание « Я – школьник».

Цели: актуализировать и визуализировать позитивный опыт обучения в школе.

Ведущий предлагает участникам выполнить задание: родителям – вспомнить, а детям – пофантазировать, представить будущее и создать рисунок на тему «Я – школьник» или «Я – школьница». Затем дети описывают свой рисунок, родители делятся своими позитивными впечатлениями от своей учебы в школе.

  1. Творческое задание «Герб семьи».

Цель: повышать самооценку, гармонизировать эмоциональное состояние, детско-родительские отношения.

Участники создают  герб своей семьи с помощью кинетического песка, используют стеки для моделирования и рисования, украшения (камни, ракушки, кристаллы, цветы и т.д).

Затем описывают свой герб, рассказывают, что означает каждая деталь и элемент.

  1.   Рефлексия.

Цель:  проанализировать полученные знания.

Участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает им поделиться своими впечатлениями о встрече. Задает вопросы:

- что было самым сложным?

- что было самым интересным?

- понравилось ли играть вместе?

 



Предварительный просмотр:

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
  2. Содействовать повышению уверенности в себе;
  3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

А теперь давайте с вами настроимся на позитивное общение.

1. — Возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!» желая друг другу в первую очередь здоровья.

Есть такое утверждение, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

На сегодняшний день, я считаю, что общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

Практическая часть:

- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин)(В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

2. Дискуссия «Я и родители моей группы».

Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой»)

Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»«Помогают ли они Вам?»«Есть ли у Вас претензии к родителям?»«Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (записывать претензии родителей к воспитателям на доске).

3. Составим письменный портрет. (нам нужно разделиться на две группы)

- 1подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

-2подгруппа «Самый трудный родитель в общении»

  • Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители?
  • Что вы чувствовали при создании этого портрета?
  • Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны?

4. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» (давайте вспомним, кто говорил эти слова) правильно эти слова говорил Карлсон Малышу

Спокойствие являются одними из основных моментов в общении. А теперь давайте проверим какие же вы?

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

  1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
  2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
  3. Съедаете что-то другое.
  4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку.

Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. «Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

1. Улыбка

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя собеседника

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

3. Комплимент.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.

(Обыгрывание ситуаций)

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»«Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!»«Нас всех беспокоит, что дети…»«Наши дети…»«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. (Обыгрывание ситуаций)

6. Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

7. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в ДОУ. Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует ...

семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .

Кадукова Наталья  ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...

Семейный клуб «Шаг за шагом» как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Инновационные формы взаимодействия с  родителями - семейный клуб....

Форма эффективного взаимодействия с семьями в родительском клубе «Подготовишки»

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация родительского клуба в ДОУ. Хотелось бы более подробно остановиться на форме родительских встреч в клубе «Подго...

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

цель работы установить эффективное и целенаправленное взимодейсвие детского сада и родителей....

Семинар-практикум «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»

laquo;Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»...

Семинар-практикум «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»

Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»...