Форма эффективного взаимодействия с семьями в родительском клубе «Подготовишки»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Главным критерием эффективности клубной работы является активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. В начале учебного года, когда до школы остается совсем мало времени, родители становятся более требовательными к своим детям и допускают серьезные ошибки. Например, перегружают ребенка курсами подготовки к школе, оценивают только его знания, а не поведение в целом. Чтобы рассказать какие навыки и умения нужно развивать у ребенка на этом этапе, родители были приглашены на совместные встречи с педагогом – психологом и воспитателями в семейном клубе.
Цели клуба: сформировать психологическую готовность старших дошкольников к обучению в школе; повышать психолого-педагогическую компетенцию родителей в этом вопросе.
«У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие деревья, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю…
Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub.pptx | 2.43 МБ |
plan_vstrech_v_klube_podgotovishki.docx | 18.04 КБ |
konspekty_vstrech.docx | 30.91 КБ |
praktikum_dlya_pedagogov_dou_po_postroeniyu_effektivnogo_obshcheniya_s_roditelyami_vospitannikov_po_teme.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Встречи с родителями и детьми проводились регулярно с сентября – 1 раз в месяц.
Каждая встреча с родителями длиться не более часа и включает три этапа . О рганизационный
О сновной
З аключительный
Прочная взаимосвязь с семьями , способствует проявлению у родителей повышенного интереса к развитию и воспитанию своих детей.
Деятельность семейного клуба показывает жизненную необходимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов - детского сада и семьи .
75 лет Победы
Закончить хотим словами Льва Николаевича Толстого: «У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие деревья, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью».
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
План встреч в клубе «Подготовишки» с родителями и детьми подготовительной к школе группы
Срок проведения | Задачи | Содержание встречи | Ведущий встречи |
Встреча 1 | |||
Сентябрь | Подготовить детей и родителей к совместной деятельности. Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности, исполнительские способности, волевые качества. Развивать зрительное внимание, память, воображение, творческое мышление. Создать условия для тренировки самостоятельности, инициативности, ответственности, умения сосредотачиваться. | Знакомство участников. Игра – приветствие «Я вижу» Игра на внимание «Светофор» Упражнение «Запоминай-ка» Рисование по манке - разминка; - упражнение «Повтори» Рефлексия | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Встреча 2 | |||
Октябрь | Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско – родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать логическое мышление. Познакомить родителей с методикой «Гимнастика мозга» и основными упражнениями. | Знакомство приветствие. Упражнение «20 секунд». Игра «Обобщающие слова». Теоретическая часть: методика «Гимнастика для мозга». Практическая часть – упражнения; «Кнопки мозга (точки мозга)»; «Крюки»; «Думающая шапочка»; «Ленивые восьмерки»; « Позитивные точки»; «Двойные рисунки». Рефлексия | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Встреча 3 | |||
Ноябрь | Способствовать групповой сплоченности. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь. Познакомить родителей и детей с техникой публичного выступления «Рассказ о себе(семье) | Знакомство приветствие. Разминка «Передай мяч» Артикуляционная гимнастика. Игра «Противоположности». Игра «Сочини историю по картинкам». Упражнение «Публичное выступление» Рефлексия. | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Встреча 4 | |||
Декабрь | Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь внимание, слуховую память, пространственную ориентировку. Познакомить родителей и детей с арт-терапевтическим упражнением «Дерево моих достижений» и создать дерево. | Знакомство приветствие. Игра «В школу я иду, и с собой беру…». Упражнение «Чем похожи, чем различны». Подвижная игра «Море волнуется». Задание «Рисование по памяти» Игра «Муха». Упражнение «Дерево моих достижений. Рефлексия. Вручение буклетов родителям будущих первоклассников. | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Встреча 5 | |||
Январь | Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь, внимание, восприятие. Познакомить родителей и детей с арт-терапевтическими упражнениями «Герб семьи» и «Я - школьник». | Приветствие. Игра «Рисунки на спине…». Игра «Скажи наоборот». Подвижная игра «Аисты, вороны и воробьи. Творческое задание «я – школьник». Творческое задание «Герб семьи» Подведение итогов встреч в клубе. Рефлексия. | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Встреча 6 | |||
февраль | Подготовить детей и родителей к совместной деятельности. Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности, исполнительские способности, волевые качества. Развивать зрительное внимание, память, воображение, творческое мышление. Создать условия для тренировки самостоятельности, инициативности, ответственности, умения сосредотачиваться. | Знакомство участников. Игра – приветствие «Я вижу» Игра на внимание «Светофор» Упражнение «Запоминай-ка» Рисование по манке - разминка; - упражнение «Повтори» Рефлексия | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Встреча 7 | |||
март | Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско – родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать логическое мышление. Познакомить родителей с методикой «Гимнастика мозга» и основными упражнениями. | Знакомство приветствие. Упражнение «20 секунд». Игра «Обобщающие слова». Теоретическая часть: методика «Гимнастика для мозга». Практическая часть – упражнения; «Кнопки мозга (точки мозга)»; «Крюки»; «Думающая шапочка»; «Ленивые восьмерки»; « Позитивные точки»; «Двойные рисунки». Рефлексия | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Встреча 8 | |||
апрель | Способствовать групповой сплоченности. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь. Познакомить родителей и детей с техникой публичного выступления «Рассказ о себе(семье) | Знакомство приветствие. Разминка «Передай мяч» Артикуляционная гимнастика. Игра «Противоположности». Игра «Сочини историю по картинкам». Упражнение «Публичное выступление» Рефлексия. | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Встреча 9 | |||
май | Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь внимание, слуховую память, пространственную ориентировку. Познакомить родителей и детей с арт-терапевтическим упражнением «Дерево моих достижений» и создать дерево. | Знакомство приветствие. Игра «В школу я иду, и с собой беру…». Упражнение «Чем похожи, чем различны». Подвижная игра «Море волнуется». Задание «Рисование по памяти» Игра «Муха». Упражнение «Дерево моих достижений. Рефлексия. Вручение буклетов родителям будущих первоклассников. | Воспитатель педагог –психолог (по возможности) |
Предварительный просмотр:
Конспекты встреч в клубе «Подготовишки» для родителей и детей подготовительной к школе группы.
Встреча №1
Материалы: цветные карточки флажки (желтая красная, зеленая); карточки с изображениями различных предметов, картонные планшеты, и подносы с манкой – по числу участников, карточки схемы для рисования на манке.
- Знакомство.
Ведущий строит участников в круг, предлагает им представиться и поделиться ассоциацией на слово «школа». Затем рассказывает о целях клуба и поясняет, что все игровые задания родители будут выполнять вместе с детьми.
- Игра приветствие «Я вижу…».
Цель: сплотить группу, развивать умение работать в команде.
Ведущий объясняет правила игры: когда он произносит слова «Я вижу…» - участники должны двигаться по залу. Как только он говорит «круг» (линия, полукруг, квадрат, и др) – все быстро выстраиваются в виде фигуры, которую он назвал.
- Игра на внимание «Светофор».
Цели: развивать зрительное внимание, умение переключать внимание, действовать по инструкции.
Ведущий напоминает участникам о функциях светофора. Затем участники свободно передвигаются по залу. Когда ведущий показывает карточку с красным сигналом – останавливаются и хлопают два раза в ладоши, с зеленым – подпрыгивают, с желтым – останавливаются и торпают.
- Упражнение «Запоминай-ка»
Цель: развивать зрительную память.
Родители и дети садятся за столы лицом друг к другу. На столах лежат планшеты и карточки картинками вниз. Дети вслепую выбирают 6-10 карточек, а родители закрепляют их на планшетах. Затем по команде ведущего родители показывают картинки на планшете детям. За 20-30 секунд дети должны запомнить картинки и правильно назвать не менее 5 картинок.
- Рисование на манке. Разминка.
Цель: развивать межполушарные связи.
Ведущий ставит на столы подносы с манкой и предлагает порисовать пальчиками на манке одновременно двумя руками. Задания: нарисовать мизинцами два круга одновременно, двумя средними пальцами – квадрат, двумя указательными пальцами – два цветка.
- Упражнение с манкой «Повтори»
Цель: развивать зрительную память.
Дети закрывают глаза. Каждый родитель вытягивает вслепую карточку – схему и повторяет рисунок с карточки на подносе. По сигналу ведущего дети открывают глаза и за 20 секунд стараютсязапомнить рисунок родителей, а за тем повторить его на своем подносе.
- Рефлексия.
Цель: проанализировать полученные знания, дать обратную связь ведущему.
После упражнений участники снова возвращаются в круг. Ведущий предлагает каждому поделиться своими впечатлениями о встрече. Он задает родителям и детям вопросы:
- что было самым сложным?
- что было самым интересным?
- понравилось ли играть вместе?
Встреча№2
Материалы: бейджики, мяч, цветные карандаши, бумага А4, памятки с упражнениями по методике «Гимнастика для мозга».
- Знакомство. Приветствие.
Цель: познакомить участников с содержанием встречи.
Ведущий сажает участников в круг и приветствует их. Затем знакомится с новичками и поясняет, чем они будут заниматься.
- Упражнение «20 секунд»
Цель: сплотить группу, развивать умение работать в команде. Участники быстро и спонтанно двигаются по залу. Ведущий произвольно дает им разные задания, которые они должны выполнить с максимальной точностью в течении 20 секунд. Каждое задание повторяет схему: «команда ведущего – время/ счет – стоп – проверяем – продолжаем ходьбу».
Команды ведущего.
- распределиться по цвету волос от самого темного до самого светлого;
- распределиться по росту;
- распределить по размеру обуви;
- распределиться по именам по алфавиту.
- Игра «Обобщающие слова»
Цель: развивать логическое мышление.
Ведущий проводит игру с мячом. Бросает мяч поочередно каждому участнику и называет обобщающее слово. Например: домашнее животное, наземный транспорт, мебель, фрукт и т.д. задача участников – назвать представителя этой группы (собака, автобус, стул, яблоки и т.д.).
- Теоритическая часть – «Образовательная кинезиология»
Цель: познакомить родителей с методикой «Гимнастика для мозга» (образовательная кинезиология) и закрепить полученные знания совместно с детьми с помощью специальных упражнений.
Ведущий рассказывает о гимнастике для мозга и назначении каждого упражнения. Затем демонстрирует их а участники воспроизводят. В заключении ведущий раздает участникам памятки с упражнениями по методике «Гимнастика для мозга». Что рассказать родителям:
- образовательная кинезиология (гимнастика для мозга) – наука об усовершенствовании процесса обучения через движение.
- эта методика позволяет детям в процессе учебы использовать оба полушария мозга.
- одно полушарие мозга (у большинства – левое) отвечает за аналитические функции, мышление. Другое полушарие – это эмоции и память. Стресс боязнь ошибиться и неуверенность блокируют работу одного полушария, и мы работаем с половинным потенциалом, а дети могут не справиться с учебными задачами.
- гимнастика для мозга развивает и востанавливает природные уникальные возможности, индивидуальные способности, позволяет сформировать навыки самопомощи и само-коррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых
- специальные упражнения, в которых объединяются движения и мышление, помогут активировать природные мехонизмы работы мозга.
- Практическая часть.
Цель: закрепить на практике полученные знания.
Участники встают, свободно распределяются по залу. Ведущий демонстрирует упражнения и следит, чтобы участники их правильно выполняли. Участники повторяют за ведущим.
Упражнение «Кнопки мозга»(точки мозга)
Цели: обеспечить приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга, чтобы лучше воспринимать новую информацию; снизить визуальное напряжение; прибавить энергии, чтобы быстрее находить пути решения сложных вопросов; улучшить одновременную работу глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.
Ведущий предлагает делать это упражнение перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. А так же в ситуации подавленности или возбуждения либо когда необходимо принять правильное решение. Участники указательным и большим пальцами одной руки массируют точки, которые расположены в мягких местах под ключицами ближе к грудине. Родители помогают детям найти эти тоски. Указательным и средним пальцами другой руки – массируют пупок. Продолжительность – 1 минута.
Упражнение «Крюки»
Цель: стабилизировать эмоциональное состояние, ослабить внутреннее напряжение; помочь воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого.
Участники выполняют упражнение стоя. Вслед за ведущим они переплетают обе руки (предплечья и кисти) между собой на уровне груди, кисти направляют вверх и заводят одну ногу за другую. Продолжительность 1 минута.
Упражнение «Думающая шапочка»
Цель: активизировать слуховое внимание, распознование, различение; восприятие, память; слух, чтобы слышать свой голос во время разговора; совершенствовать внутреннюю речь и навыки мышления; повышать умственные и физические способности; включать ретикулярную формацию – защиту от отвлекающих звуков. Участники указательными и большими пальцами рук тянут за края свои уши во внешнюю сторону. При этом начинать следует с верхнего края уха и двигаться вниз, до мочки. Продолжительность 15 повторений.
Упражнение «Ленивые восьмерки»
Цели: интегрировать работу правого и левого полушарий головного мозга; активировать глазодвигательные мышцы; тренировать бинокулярное и периферическое зрение. Сначала участники вытягивают вперед ведущую руку и рисуют ею в воздухе большие лежащие восьмерки. Потом рисуют другой рукой , а за тем двумя руками сразу. Место пересечения восьмерки должно находиться между глаз. Продолжительность – 3 минуты.
Упражнение «Позитивные точки»
Цель: быстро снять стресс, обуздать нахлынувшие эмоции (страх), улучшить кровообращение, убрать головную боль. Ведущий предлагает участникам найти бугорки над бровями и нежно массировать эти точки двумя руками – средними и указательными пальцами вместе. Родители помогают детям.
Упражнение «Двойные рисунки»
Цель: снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы или игры за компьютером; улучшить работу глазодвигательных мышц; укрепить связь «рука – глаз»; стимулировать желание фантазировать и активно творить. Участники садятся за столы. Ведущий раздает им бумагу и карандаши. Родители закрепляют бумагу на столах или планшетах с зажимами. Затем все участники берут два карандаша и, не отводя рук, от центра листа рисуют одну и ту же фигуру двумя руками в зеркальном отображении или две одинаковых фигуры одновременно.
- Рефлексия.
Цель: проанализировать полученные знания.
Участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает им поделиться своими впечатлениями о встрече. Задает вопросы:
- что было самым сложным?
- что было самым интересным?
- понравилось ли играть вместе?
Встреча №3
Материалы: бейджики, цветные карандаши, массажные мячики по числу участников, мяч, дидактические игры «Истории в картинках», «Веселые истории», примерная структура выступления с рассказом о себе.
- Знакомство – приветствие.
Цель: познакомить участников, описать содержание встречи.
Участники встают в круг, ведущий предлагает им представиться. После этого ведущий рассказывает вновь присоединившимся о клубе его целях и предлагает приступить к игровым заданиям.
- Разминка «Передай мяч»
Цель; развивать межполушарные связи, активизировать работу мозга. Каждый участник в кругу берет мячь в правую руку, левую ладонь складывает чашей, ладони держит на уровне груди. По команде ведущего они перекладывают свой мяч в левую руку соседа справа. При этом одновременно принимают в свою левую руку мяч соседа слева и перекладывают его в руку соседа справа. И так далее со следующим мячом. Получается конвейнер затем ведущий предлагает повторить перемещение мячей только в обратную сторону.
- Артикуляционная гимнастика.
Цель: развивать правильное дыхание и звукопроизношение.
Ведущий предлагает участникам представить, что они отправились на прогулку на луг, произносит текст: «Лето, луг благоухает цветами, слышны звуки насекомых: жуков ( участники жужжат Ж-Ж-Ж-Ж), ос (участники произносят З-З-З), шмелей (участники произносят В-В-В). Из травы выползла змея (участники произносят Ш-Ш-Ш),кошка выпрыгнула и разогнала всех (участники произносят Ф-Ф-Ф)».
- Игра «Противоположности».
Цель: развивать логическое мышление.
Ведущий проводит игру с мячом. Он бросает мяч поочередно каждому участнику и называет слово. Задача участника ответить словом – антонимом. Например: верх – низ, сладкий – горький и т.д.
- Игра «Сочини историю по картинкам»
Цель: развивать логическое мышление, речь.
Ведущий предлагает детско-родительским парам выложить последовательность картинок и сочинить по ней рассказ. Основное участие принимает ребенок, родитель помогает наводящими вопросами, при необходимости подсказывает. Затем каждая пара представляет свой рассказ.
- Упражнение «Публичное выступление».
Цель: развивать навыки публичных выступлений.
Ведущий предлагает выступить по теме «Я» или «Моя семья». Он раздает участникам примерный план выступления. Схему рассказа можно изменить или придумать свою. Участники составляют устные рассказы, а затем дети выступают (пробуют выступить) перед аудиторией.
Примерный план выступления о себе: имя, возраст, пол, увлечения, положительные качества.
Примерный план выступления о семье: состав семьи, имена, профессии (занятия) членов семьи, увлечения, совместные мероприятия, традиции.
- Рефлексия.
Цель: проанализировать полученные знания.
Участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает им поделиться своими впечатлениями о встрече. Задает вопросы:
- что было самым сложным?
- что было самым интересным?
- понравилось ли играть вместе?
Встреча № 4.
Материалы: бейджики, цветные карандаши, ручки, цветная бумага, карточки с парами предметов,(например: собака – щенок, мужчина – мальчик, елка – еж, корзина – гнездо и т.д.), таблицы с цифрами, и фигурки насекомых, изображения деревьев на листе А4, бумага для рисования, клей, ножницы.
- Знакомство приветствие.
Цель: рассказать участникам о цели встречи.
Ведущий сажает участников в круг и предлагает им представиться. После этого рассказывает вновь присоединившимся о целях клуба.
- Игра «В школу я иду и с собой беру…».
Цель: развивать память, учебную мотивацию.
Ведущий предлагает участникам собрать портфель в школу. Он начинает игру словами: «В школу я иду и с собой беру… тетрадь» следующий за ним участник должен повторить его слова и добавить к сказанному свой предмет и т.д.
- Упражнение «Чем похожи, чем различны?».
Цель: развивать словесно-логическое мышление.
Ведущий раздает участникам карточки с предметами (по несколько пар) и предлагает найти и назвать несколько вариантов: чем предметы похожи и чем различаются.
- Подвижная игра «Море волнуется».
Цель: снять мышечное напряжение, развивать эмоционально-волевую регуляцию поведения.
На слова ведущего «море волнуется раз, море волнуется два» участники передвигаются по залу, на слова «…три – морская (лесная, сказочная) фигура замри», изображают существо и замирают на месте. После слов «отомри» игра продолжается.
- Задание «Рисование по памяти».
Цель: тренировать слуховую память.
Ведущий читает небольшой текст. Задача детей внимательно прослушать, после чего нарисовать рисунок к услышанному, чтобы точно отразить в нем содержание текста. Вариант текста: «На поляне выросла большая елка. Под елкой три гриба спрятались в траве, а еще два гриба в карзине у мальчика.
- Игра «Муха».
Цель: развивать пространственную ориентировку, ориентировку на листе, умение работать по инструкции и слуховое внимание, тренировать устный счет.
Перед каждым ребенком лежит таблица с цифрами и фишка (фигурка насекомого). Ведущий предлагает с помощью фишки проследить движение мухи. Он озвучивает ситуацию: прилетела муха и села в верхний левый угол. Затем повернула на одну клетку в право, на две – вниз, на одну – вправо. Участники должны сказать, где оказалась муха, назвать номер клетки. Усложненный вариант игры – без фишки, нужно проследить движение мухи глазами.
- Упражнение «Дерево моих достижений».
Цель: повышать самооценку, гармонизировать эмоциональное состояние.
Ведущий раздает участникам черно-белые изображения деревьев. Их необходимо раскрасить и украсить тремя – пятью цветами и плодами своих достижений и умений. Участники вырезают из цветной бумаги плоды и цветки и пишут на них свои достижения. Примеры для детей: научился плавать, кататься на роликах и т.д.
В заключение ведущий говорит детям, что их дерево только начато, дома они продолжат заполнять его.
- Рефлексия.
Цель: проанализировать полученные знания.
Участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает им поделиться своими впечатлениями о встрече. Задает вопросы:
- что было самым сложным?
- что было самым интересным?
- понравилось ли играть вместе?
Встреча №5.
Материалы: бейджики, цветные карандаши, ручки, фломастеры, альбомные листы, мяч, кинетический песок, стеки, предметы и украшения для него (бусины, кристаллы, камни, ракушки).
- Приветствие.
Цель: подготовить участников к заданиям.
Ведущий и участники встречи встают в круг и приветствуют друг друга.
- Игра «Рисунки на спине».
Цель: развивать тактильное восприятие, внимание, воображение.
Ведущий предлагает участникам в парах порисовать на спине друг друга. Сначала родитель рисует указательным пальцем на спине ребенка – ребенок угадывает, что это. Потом ребенок рисует на спине родителя родитель угадывает.
Темы рисунков: буквы, цифры, геометрические фигуры.
- Игра «Скажи наоборот».
Цель: развивать словесно-логическое мышление.
Ведущий задает вопросы и бросает мяч одному из участников. Участник отвечает и бросает мяч ведущему. Примеры вопросов: снег холодный, а чай…, жираф высокий, а козел… и т.д.
- Подвижная игра «Аисты, вороны, воробьи»
Цель: снять мышечное напряжение, развивать эмоционально-волевую регуляцию поведения, умение переключать внимание.
Ведущий предлагает отдохнуть и поиграть. Он назначает, кто какой «птицей» будет. Выбирает аистов, ворон, и воробьев. Все участники передвигаются по залу, изображают движения птиц: вороны – широко размахивают крыльями, аисты – высоко поднимают ноги и прячут руки – крылья за спиной, воробьи – движутся мелкими шажками и размахивают маленькими крыльями – ладошками. По команде ведущего: «Воробьи» - аисты и вороны останавливаются а воробьи продолжают летать и т.д. Затем все участники перевоплощаются обратно.
- Творческое задание « Я – школьник».
Цели: актуализировать и визуализировать позитивный опыт обучения в школе.
Ведущий предлагает участникам выполнить задание: родителям – вспомнить, а детям – пофантазировать, представить будущее и создать рисунок на тему «Я – школьник» или «Я – школьница». Затем дети описывают свой рисунок, родители делятся своими позитивными впечатлениями от своей учебы в школе.
- Творческое задание «Герб семьи».
Цель: повышать самооценку, гармонизировать эмоциональное состояние, детско-родительские отношения.
Участники создают герб своей семьи с помощью кинетического песка, используют стеки для моделирования и рисования, украшения (камни, ракушки, кристаллы, цветы и т.д).
Затем описывают свой герб, рассказывают, что означает каждая деталь и элемент.
- Рефлексия.
Цель: проанализировать полученные знания.
Участники возвращаются в круг. Ведущий предлагает им поделиться своими впечатлениями о встрече. Задает вопросы:
- что было самым сложным?
- что было самым интересным?
- понравилось ли играть вместе?
Предварительный просмотр:
«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
- Содействовать повышению уверенности в себе;
- Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
А теперь давайте с вами настроимся на позитивное общение.
1. — Возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!» желая друг другу в первую очередь здоровья.
Есть такое утверждение, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
На сегодняшний день, я считаю, что общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.
Практическая часть:
- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
2. Дискуссия «Я и родители моей группы».
Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой»)
Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (записывать претензии родителей к воспитателям на доске).
3. Составим письменный портрет. (нам нужно разделиться на две группы)
- 1подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)
-2подгруппа «Самый трудный родитель в общении»
- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители?
- Что вы чувствовали при создании этого портрета?
- Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны?
4. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» (давайте вспомним, кто говорил эти слова) правильно эти слова говорил Карлсон Малышу
Спокойствие являются одними из основных моментов в общении. А теперь давайте проверим какие же вы?
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
- Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
- Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
- Съедаете что-то другое.
- Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку.
Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.
Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
5. «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
1. Улыбка
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя собеседника
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
3. Комплимент.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
(Обыгрывание ситуаций)
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. (Обыгрывание ситуаций)
6. Психотехническое упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
7. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в ДОУ. Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует ...
семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .
Кадукова Наталья ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...
Семейный клуб «Шаг за шагом» как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
Инновационные формы взаимодействия с родителями - семейный клуб....
Форма эффективного взаимодействия с семьями в родительском клубе «Подготовишки»
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация родительского клуба в ДОУ. Хотелось бы более подробно остановиться на форме родительских встреч в клубе «Подго...
Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
цель работы установить эффективное и целенаправленное взимодейсвие детского сада и родителей....
Семинар-практикум «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»
laquo;Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»...
Семинар-практикум «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»
Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»...