Семинар-практикум «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»
консультация

Игнатьева Наталья Викторовна

«Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_rod.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»

Подготовил воспитатель:

Игнатьева Наталья Викторовна

г. Москва, г. Троицк

2023г.

В соответствии ФГОС ДО социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае? ».

Все родители с рождения ребенка – воспитатели. Им нужны педагогические знания. Воспитатели – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей.

Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста, педагог в течение нескольких лет был в поиске новых эффективных форм в работе с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Какие бы стенды не оформили, собрания не проводили, если все идет формально, то, на мой взгляд, следовало бы начать со сближения души и разума людей, сопричастных к жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая о ребёнке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день – воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и не может быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

И одна из форм эффективного взаимодействия с родителями, есть создание родительского клуба. 

Родительский клуб – одна из форм нетрадиционной подачи информации и непосредственной работы с родителями, живое общение с ними. Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Главная цель, по сути, это повышение родительской компетентности в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным, а, следовательно, эффективным. Семья и дошкольное учреждение – два важных института развития детей. Их воспитательные функции различны, но для творческого, а на его основе и всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Организация родительского клуба – кропотливое и энергозатратное мероприятие, но с другой стороны –это эффективная форма работы с родителями. Такая форма работы может помочь наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско–родительские отношения. Клуб сплачивает родителей, позволяет им развивать собственную наблюдательность в воспитании детей.

Основными целями родительского клуба являются:

  1. Объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
  3. Повышение уровня педагогической грамотности родителей путем их педагогического просвещения при использовании различных форм взаимодействия (традиционных и нетрадиционных);
  4. Обмен опытом семейного воспитания;
  5. Укрепление детско-родительских отношений;
  6. Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Задачи семейного клуба:

1. Обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;

2. Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;

3.Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.

Направления деятельности:

  1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
  2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Просветительское направление:

  1. Пропаганда здорового образа жизни;
  2.  Ознакомление родителей с различными видами игр, методами и приёмами игрового взаимодействия с ребёнком в соответствии с возрастными особенностями детей и содержанием реализуемой ДОУ программой;
  3. Обмен опытом семейного воспитания.

Практически-действенное направление:

  1. Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослым и ребёнком;
  2.  Развитие эмоциональных позитивных отношений между взрослыми;
  3. Развитие творческой активности через различные виды деятельности (изодеятельность, ручной труд, экспериментирование, речетворчество, театрализованная деятельность).

Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, индивидуальные беседы и др.), с помощью которой также выявляются их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания.

Формы работы клуба варьируются от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др. 

Правила проведения родительского клуба - добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия. Занятия проводятся 1 раз в месяц в различных специальных помещениях детского сада. Каждое занятие рассчитано на 35-60 минут. Каждое занятие включает в себя игровую деятельность. В конце каждого занятия – подведение итогов, вручение небольших сюрпризов детям (конфеты, яблоки и т. д.).

Предполагаемые результаты плодотворной работы родительского клуба:

1. Улучшение эмоционального состояния детей, выход на более высокий уровень взаимодействия.

2. Сплочение большинства родителей в единый коллектив, участие родителей в делах и начинаниях детского сада.

3. Положительная динамика в построении продуктивного детско- родительского взаимодействия.

Родительский клуб – перспективная и эффективная форма работы с родителями, учитывающая потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в воспитании детей.

Как именно будет организована работа вашего клуба – это реализация вашего творческого видения. Родительский клуб, являясь сам по себе самостоятельной формой работы, может включать множество других форм: лекции, тренинги, мастерские, просмотр и обсуждение видеоматериалов, игры и многое другое.

Добавлю, что теории не должно быть много, и лучше не давать родителям готовые ответы на вопросы, а путем создания проблемных ситуаций, вопросов, обсуждения подвести родителей к тому, что они сами сформулируют некоторые воспитательные постулаты. Педагогу необходимо только повести беседу в правильном направлении и следить за тем, чтобы взрослые не уходили от темы. Ну и с помощью игр, заданий или этюдов закрепить с родителями полученные знания на практике.

Большинство встреч клуба полезны как для родителей, так и для педагогов. Педагог не может стоять на месте, он должен и пропагандировать свои знания, и впитывать новую, полезную для своей профессии информацию, которую впоследствии можно использовать в работе.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует родительский клуб как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...