Беседа о коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога с детьми группы раннего возраста
консультация (младшая группа)

Жеглова Елена Анатольевна

Зрение-прекраснийший дар природы, помогающий познавать окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_rabote_defektologa_tiflopedagoga.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»

города Губкина Белгородской области

«Беседа о  коррекционно-педагогической работе

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

с детьми группы раннего возраста»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Жеглова Елена Анатольевна

Зрение – прекраснейший дар природы, помогающий познавать окружающий мир.

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Всем нам известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор с помощью различных функций зрения. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Поэтому глаза малыша с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. 

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществить только в непосредственно образовательной деятельности. Эти дети нуждаются в специальной коррекционной помощи дефектолога (тифлопедагога).

Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями, со мной, дефектологом (тифлопедагогом), с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов. Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.

Одним из самых основных методов восстановления остроты слабовидящего глаза является метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается лучшевидящий глаз и малыш вынужден использовать для ориентировки плоховидящий глаз. Происходит процесс социальной депривации.

Социальная депривация – это лишение и ограничение условий для полнокровного общения ребёнка с окружающим миром, которая вызывает болезненные переживания, приводит к агрессии, к самоизоляции, к срыву различных видов детской деятельности. Поэтому, в этот период моей основной целью коррекционной деятельности является целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми, т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг. Это является одним из условий успешности коррекционной работы. Для этого я широко использую игровые приёмы. К детям вместе со мной «приходят» сказочные герои, например, Колобок, Снеговик, Клоун Кеша, лесные жители – медвежонок, белочка.

В период адаптации, в период привыкания слабовидящих детей к окклюзии, дефектолог (тифлопедагог) не проводит первичного диагностического обследования зрительного восприятия, так как я считаю, что это обследование будет необъективным. Поэтому, в группе раннего возраста не три, а только два диагностических обследования (в декабре и в апреле).

Занятия в группе раннего возраста проводятся индивидуально не более 8-10 минут.

Детей с нарушением зрения уже с 2-х лет обучаем различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, используем игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия (дети следят за движением игрушки в руках педагога или показывают Мишке, Ёжику, как умеют быстро моргать, закрывать глаза, широко открывать и т. д.). На первых порах малыши даже моргать по указанию не умеют, но, играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительных гимнастик. Обязательно в содержание занятия включаются комплексы зрительной гимнастики. Роль её велика для развития и активизации зрительных мышц, стимуляции различных зрительных функций и для снятия утомления, и напряжения глаз. Эффективно использовать сочетание физкультминутки со зрительной гимнастикой.

Особое внимание в коррекционной работе с детьми раннего возраста уделяется играм и упражнениям, которые развивают зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, осязание и мелкую моторику. На начальном этапе развития зрительного восприятия тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина).

Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются и коррекционные задачи.

Дети учатся:

• узнавать и называть основные цвета и формы («Найди красный цвет», «Найди круг»);

• соотносить предметы и изображения по цвету и по форме («Помоги мышке спрятаться», «Соедини воздушный шар с ниточкой соответствующего цвета»);

• различать, выделять и сравнивать величину предметов («Найди большие и маленькие игрушки», «Собери пирамидку».

Я в коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия включает задания, которые способствуют активизации деятельности амблиопичного глаза. (Амблиопия – нарушение зрения, связанного с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины). Сюда относятся задания на обводку по контуру, обводку через кальку, обводку по точкам, штриховку, упражнения с мозаикой и т. д. Обучение ориентировке в пространстве начинается с ознакомления детей с групповой комнатой, спальней, раздевалкой. Как открыть дверь, как расположены кровати в спальне, затем учим выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении.

При монокулярном характере зрения восприятие осуществляется только одним глазом. Дети при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в ориентировке, особенно там, где необходима зрительная ориентировка. Игры на развитие пространственной ориентировки в большом и малом пространстве включаются в различные виды детской деятельности (прогулка, занятия и др.). Для развития зрительной пространственной ориентировки в микропространстве я использую задачи-лабиринты.

Лабиринты могут быть разными: взятыми из методической литературы, а чаще всего придумываю сама, ведь не всегда можно найти лабиринт по той теме, которая изучается в данное время. Главное при составлении лабиринтов для детей от 2-х до 3-х лет помнить, что в лабиринтах должен быть один вход и один выход.

В коррекционную деятельность по развитию осязания и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста включаю упражнения для рук, знакомлю детей с названием пальцев, учу выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности, (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем или погладить мягкую игрушку всей рукой).

Особое внимание уделяю формированию у детей последовательного осязательного обследования игрушек и предметов. (Например, при обследовании куклы ребёнок выделяет её голову, туловище, руки, ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - голову, туловище, лапы, хвост).

 С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук предлагаю задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, рукой, фломастером); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах провожу с детьми игры и упражнения, которые требуют одновременного использования и зрения, и осязания. Затем дети учатся обследовать и узнавать игрушки и предметы, геометрические эталоны только с помощью осязания, например, «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь». Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение.

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями групп:

• Воспитатели  групп раннего возраста выполняют рекомендации и задания, которые еженедельно записываются дефектологом (тифлопедагогом) в «Тетради взаимосвязи».

• Совместная с воспитателем НОД (лепка, аппликация, конструирование, рисование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Совместная работа учителя – дефектолога и родителей в группе ССД «Особый ребенок» на первом этапе коррекционно-образовательного процесса

В отечественной науке и практике в последнее время уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей в работе с родителями, которые воспитывают детей с...

Беседа c детьми группы раннего возраста на тему: «Не играй, дружок с огнем» /в рамках месячника по пожарной безопасности/. Октябрь 2018 год

Цель: формировать понятие о пользе и вреде огня, вызвать желание быть осторожными с огнем. Задачи: 1) дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички; 2) познакомить со свойством огня; 3) п...

Совместная работа учителя – дефектолога и родителей в группе СД «Особый ребенок» на первом этапе коррекционно-образовательного процесса

Совместная работа дефектолога с родителями предполагает достижение успеха в коррекционной работе по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с огран...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей младшей группы с задержкой психического развития.

В данной рабочей программе описаны цели, задачи, предполагаемые результаты работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). Раскрыты основные особенности развития детей младшего дошкольного в...