Журнал для родителей "Знание и соблюдение правил речевого этикета"
статья

Стрижова Ольга Александровна

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnalrechevoy_etiket.docx658.75 КБ

Предварительный просмотр:

img2Картинки по запросу речевой этикетКартинки по запросу речевой этикет дети

Знание и соблюдение правил речевого этикета

img0.jpg

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с      ним разговариваете или поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни и даже тогда, когда Вас нет дома.

 Как вы разговариваете с другими людьми, говорите о других людях, как вы смеетесь и радуетесь с друзьями, читаете газету, - всё это для ребенка имеет большое значение».                                                                                                                                                    

А. С Макаренко

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Поэтому полезно проводить игры-драматизации с целью развития ритма и темпа речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора - стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и т.п. Целесообразно также обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными, целесообразными и упорядоченными. Дети не должны быть назойливыми в своих притязаниях, вмешиваться в разговор взрослых, перебивать, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству.

iBMMRLB5E.jpg

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета:

* Думай, кому говоришь.

* Что говоришь.

* Где говоришь.

* Зачем говоришь.

* Какие из этого будут последствия?

Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье".

Дошкольный возраст – это период интенсивного овладения ребенком речью. Ребенок  усваивает речь так называемым «материнским способом», т. е. подражая близким. Поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную речь, но и вежливую, соответствующую  правилам этикета.

Выражения: «Здравствуйте»,  «Доброе утро», «До свидания»,  «Спокойной ночи»,  «Спасибо»,  «Пожалуйста» и другие – должны быть обязательными составляющими речевого этикета ребенка.

«Волшебное слово» - это выражение должны как можно раньше усвоить дети. Но все ли им пользуются?

Напоминайте ребенку о волшебной силе слова «пожалуйста».

iD0IKYO7B.jpg

Неплохо приучить ребенка быть вежливым при посещении общественных мест.  

А поступаете ли вы так сами? Ведь слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.  

Постарайтесь приучить ребенка спрашивать разрешения всякий раз, когда ему нужно взять вещь, принадлежащую другому члену семьи или сверстнику, употребляя при этом вежливое слово «пожалуйста». Ведь спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека,  а вежливая форма почти всегда гарантирует успех.

Сколько детских конфликтов может быть предупреждено, если вовремя воспитать у ребенка привычку просить разрешения.  

Речевой этикет также предписывает правильное общение. Важно научить ребенка  слушать говорящего, не перебивать его. Но все это вы должны показать своим примером, как в отношении других людей, так и в отношении к ребенку, не смотря на то, что «он ещё мал».

Если  двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в  его устах это звучит мило.  Но к четырехлетнему возрасту необходимо научить ребенка обращаться к взрослым на «Вы» и называть взрослых по имени и отчеству.

А как вы обращаетесь к людям, старше вас по возрасту?

Да! Да!  Именно ваш личный пример является самым верным и самым мощным средством воспитания речевого этикета у вашего ребенка.

Еще одним средством является художественная литература. Читайте ребенку сказки, произведения художественной литературы и обязательно беседуйте о прочитанном, подчеркивая особенности речевого этикета и  поведение персонажей, как положительное, так и отрицательное.

Освоение ребенком речевого этикета в доступной его возрасту форме, повышает культуру его речи, учит быть вежливым.  Постарайтесь не упуститьэто важное звено в жизни вашего ребенка.

Правила культурного речевого общения (речевого этикета) для дошкольников:

1. На обращенный к тебе вопрос, необходимо отвечать вежливо и полным предложением. Четко произносить слова и звуки, говорить громко, чтобы задающему вопрос было понятно

2. Внимательно выслушай указания старших.

3. При встрече с друзьями или знакомыми необходимо здороваться. Слова приветствия или прощания говори доброжелательно и четко, глядя при этом в глаза собеседнику.

4. Взрослых называй на ВЫ.

5. Не забывай извиниться за какую-то допущенную неуместность в поведении.

6. Благодари за оказанную помощь, внимание, заботу

7. Если обращаешься с вопросом, просьбой, извинением, не забудь слово «пожалуйста». Помни, что не всякое твое прошение может быть выполнено. Если тебе отказывают, не настаивай, не будь упрямым и надоедливым.

8. Помни о «волшебных словах»: пожалуйста, спасибо, извините, позвольте, словах приветствия и прощания, и т.п.

9. Не перебивай разговор взрослых. Если тебе срочно надо обратиться, то скажи: «Извините, пожалуйста ... » и, дождавшись разрешения, обратись с просьбой.

10. Во время разговора веди себя скромно, спокойно, смотри в глаза собеседнику, не размахивай руками.

11. Вежливо разговаривай со всеми родными, близкими и чужими людьми, со своими сверстниками

12. Умей помолчать, когда это необходимо.

13. Не разговаривай громко там, где взрослые занимаются своими делами, в транспорте, на улице.

Помните! Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его достоинство.

tmpD2fHsr.png

Уважаемые родители, чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!

Игра «Учим волшебные слова»

Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствуют друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему чаду не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

Игра в «Игровые ситуации»

Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в цирк». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.

Игра «Не ошибись, пожалуйста»

Предложите ребенку исполнить задание тогда, когда вы назовете «волшебное слово». Пожалуйста, добавь строки «волшебными словами» (с мячом).

• Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

• Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

• Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

• Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

• Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста)

• Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,

(Бежим пальчиками по столу или по полу.)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй, Ира,

(Соединяем большой и указательные пальцы.)

Здравствуй, Жанна,

(Соединяем большой и средний пальцы.)

Рад всем Петя

(Соединяем большой и безымянный пальцы.)

И Снежана!

(Соединяем большой палец и мизинец.)

Не хотите ль пирожок?

(Ладошки складываем вместе.)

Может, коржик

(Показываем две открытые ладошки.)

Иль рожок?

(Кулачки ставим друг на дружку.)

Вот драже вам на дорожку

(Пальцем тычем в открытую ладошку.)

Вы берите понемножку.

(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Пальчиковая игра «Здравствуй»

Пальчики правой руки похлопывают поочерёдно пальчики левой руки.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю —

Всех я вас приветствую! (Сложить ладошки вместе.)

Обязательно прочитайте детям: А. Барто «Медвежонок – невежа», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Д. Дриз «Добрые слова», Дж. Родари «Розовое слово «привет», В. Липанович «Вежливая лошадь», В. Салоухин «Здравствуйте», М. Дружинина. «Что такое здравствуй», С. Маршак «Ежели вы вежливы», Осеева «Вежливое слово» Уроки вежливости» А. Усачёва, «Очень вежливый индюк» Б. Заходер, «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб, «О вежливости» С. Я. Маршака,

«Вежливый ослик» И. Пивоварова и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к культуре поведения за столом. Соблюдение правил этикета.

Цель: оказание методической помощи в приобщении детей к культуре поведения за столом, соблюдение правил этикета.Приобщение детей к культуре поведения за столом происходит последовательно с учетом возр...

«Речевой этикет и правила общения. Пример взрослого ребенку»

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов....

Мастер - класс на тему: "Правила речевого этикета"

Речевой этикет-это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществ...

Консультация для родителей «Правила речевого этикета»

рекомендаци родителям о речевом этикете...

Правила речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми.

Красивая и правильная речь ребенка-его достоинство. Правила речевого этикета. Что должен уметь ребенок дошкольного возраста....