Мастер - класс на тему: "Правила речевого этикета"
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Петрунина Ирина Геннадьевна

Речевой этикет-это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_rechevogo_etiketa.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

Правила речевого этикета

     В наше стремительное время люди все свободнее ведут себя  в обществе, забывая о правилах  нанося

тем самым и себе, и окружающим незаметный  на первый взгляд, но непоправимый на самом деле  урон.  Понемногу,  исподволь  мы перестаем  проявлять уважение к окружающим, а значит – мы ухудшаем  атмосферу  взаимоотношений  вокруг себя.

Люди давно задумались об этих вещах и создали целую науку – этикет.

      Слово «этикет»  пришло в русский язык из французского в 18 веке, когда складывался придворный быт абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.

      Речевой этикет-это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

     Формулы речевого этикета-это этапы общения сопровождаемые определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями.

      К формулам речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.

     На уровне лексики и фразеологии: специальные слова, устойчивые выражения,формы обращения (спасибо,здравствуйте,извините).

    На грамматическом уровне:  для вежливого обращения использование множественного числа и  вопросительных предложений вместо повелительных.

    На интонационном уровне: использование спокойной  интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.

    На организационно-коммуникативном уровне:   внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор.

    Речевой этикет  зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы  на уважение и большую формальность в разговоре.

    К речивым этикетам всегда относятся начало разговора(приветствие),основная часть и заключительная часть разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов ДОУ Речевая коррекция, как фактор успешной социальной адаптации детей

На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.  С некоторыми из них я и хочу вас поз...

Мастер-класс Методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников

Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников...

Мастер - класс по предупреждению появления речевых нарушений у детей младшего возраста

Направление работы по предупреждению появления речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нескучный этикет»

Предлагаю вам сценарий мастер - класса для педагогов в ДОУ с применением мультимедийной презентацией и практической деятельности по теме «Нескучный этикет» в форме игрового практикума. Дан...


 

Комментарии

Отличный мастер-класс!Беру в копилку!

Петрунина Ирина Геннадьевна

Рада,что материал оказался полезным для Вас!

Мастер-класс оказался очень полезным для практического использования.Материал изложен в простой доступной форме, все наглядно и понятно. Всем рекомендую, спасибо автору.

Петрунина Ирина Геннадьевна

Спасибо! Старалась донести материал доступно.