Мастер-класс для родителей по профилактике речевых нарушений у дошкольников «Будем с ручками дружить»
консультация (подготовительная группа)
Цель: профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью пропаганды среди родителей о пользе развития мелкой моторики рук.
В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих нарушения речи.Известно, речь напрямую связана с развитием мелкой моторики пальцев рук: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения пальце рук, тем лучше развивается его речь. Мелкая моторика успешнее всего развивается в детской игре.
Нетрадиционное воздействие - один из наиболее эффективных и доступных вариантов развития мелкой моторики.
В своей практической деятельности я применяю различные игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. В этом мне помогают обычные предметы, а также пособия, сделанные своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_budem_s_ruchkami_druzhit.3.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефимова И.Ю. учитель-логопед МБДОУ №7 Артёмовский городской округ
Мастер-класс для родителей по профилактике речевых нарушений у дошкольников «Будем с ручками дружить» |
Цель: профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью пропаганды среди родителей и педагогов о пользе
развития мелкой моторики рук.
Задачи:
1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами.
2.Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием различных предметов.
3.Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих нарушения речи. известно , речь напрямую связана с развитием мелкой моторики пальцев рук: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения пальце рук, тем лучше развивается его речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать.
Развитие ручной моторики важно и для личностного развития самого ребенка. Хорошо владея рукой, ребенок в процессе своего личностного развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого. Это способствует становлению его инициативы в различных видах деятельности.
Мелкая моторика успешнее всего развивается в детской игре.
Нетрадиционное воздействие - один из наиболее эффективных и доступных вариантов развития мелкой моторики.
В своей практической деятельности я применяю различные игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. В этом мне помогают обычные предметы, а также пособия, сделанные своими руками.
Мячики-ежики имеют на своей поверхности шипы, которые, воздействуя на нервные окончания , улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Регулярные занятия с массажными мячами оказывают благотворное влияние на организм в целом, улучшают питание тканей.
Массируя пальцы и ладони рук шестигранным карандашом, ребенок лучше овладевает тонкими движениями пальцев, улучшает их кровообращение, снимает напряжение.
Грецкий орех-прототип массажного мяча. Упражнения с ним помогают улучшить кровообращение, улучшает питание тканей.
Мячики, наполненные различной крупой, изготовленные своими руками. Игры с крупами оказывают успокоительный эффект, помогают развивать тактильные ощущения ребенка.
Камешки Марблс - представляют собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета. Камешки положительно влияют на тонкую мускулатуру и кисть ребенка. Они вызывают у детей чувство радости, стремление трогать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность ребенка, снижают утомляемость.
Упражнения с веревочкой на завязывание узелков, помогает развитию у ребенка точных, координированных действий пальцев рук, воспитывает усидчивость.
Обычную губку для посуды использую в качестве пособия для развития мелкой моторики пальцев рук. Это помогает развить согласованные, точные движения пальцев рук на обеих руках. На губке нарисована клавиатура. Ребенок сначала правой рукой, начиная с большого пальца, заканчивая мизинцем, «играет» на пианино. Затем, тоже самое проделывает левой рукой.
Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Помимо развития мелкой моторики , с их помощью можно изучать цвета ,счет, развивать логическое мышление ,творческое воображение.
Сухой бассейн с фасолью помогает снять мышечное напряжение, развивает осязательные чувства ребенка. Когда ребенок достает игрушку, которая погружена в крупу, не видя ее, он чувствует форму, её текстуру.
Ожидаемые результаты:
Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста.
Снятие напряженности, монотонности речи.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Увеличение словарного запаса детей, становление речи более эмоциональной и выразительной.
Развитие неречевых функций : внимания, памяти, воображения.
Развитие точных, согласованных движений пальцев рук.
Обогащение родительского опыта в развитии мелкой моторики пальцев рук у детей.
Ход мастер-класса:
В настоящее время для логопедов, воспитателей и родителей актуальным остается вопрос о развитии и профилактики нарушений детской речи.
Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли.»
Кончики пальцев (или мелкая моторика) - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь. Если систематически упражнять и тренировать движениями пальцы рук, то это будет мощное средство повышения работоспособности головного мозга.
Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, неутомимой и разнообразной.
Сегодня широко используются нетрадиционные методы работы в данном направлении, потому что они просты, доступны, эффективны. Их использование в комплексном коррекционно-развивающем процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех методах, которые ,на мой взгляд, являются наиболее эффективными и доступными. Их могут использовать не только логопеды в своей образовательной деятельности, но и Вы родители, играя с ребёнком дома.
Давайте и мы вместе с Вами поиграем.( логопед показывает, родители выполняют задания )
Всю коррекционную работу начинаю с самомассажа , а помогают мне в этом самые обычные предметы.
1.Мячики-ежики.
Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю ( между ладоней по кругу ),
Взад - вперёд его гоняю ( движения вверх-вниз ),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук. (переброс мяча из рук в руку ).
2.Шестигранные карандаши.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного покатали.
3.Грецкие орехи.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
4. «Сенсорные шарики»
Можно использовать мячики, сделанные из воздушных шариков, наполненных разной крупой (предлагаю наполнить шарики гречкой, мукой, солью).
Эти шарики берём
Ими ручки разомнём.
Каждый шарик не простой-
Этот с речкой, тот - с мукой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора и отдыхать !
5.Бельевые прищепки.
Бельевыми прищепками тихонько поочередно « кусать» ногтевые фаланги пальцев.
Кусается сильно котенок – малыш,
Он думает это не палец ,а мышь.( смена рук )
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
6.Веревочка (шнурок)
Упражнение «Узелки».
Предлагаю завязать семь узелков на небольшом расстоянии друг от друга. Затем, перебирая узелки, произносить дни недели, гласные звуки , слова на заданный звук. Тренировка в прямом и обратном счете с одновременным перебиранием узелков.
Узелки завяжем ловко
Мы на тоненькой верёвке.
И на каждый узелок
Прикрепим мы новый слог!
Я хватаюсь за веревку
Правой ловко, левой ловко.
Я узлы перебираю и словечки подбираю.
7.Поролоновая губка.
Игра «Музыканты»
На губке нарисованы клавиши. Предлагается поиграть сначала пальцами одной руки, начиная с большого пальца, затем другой на клавиатуре.
8.Одноразовые тарелочки с манкой.
Мелкую крупу хорошо использовать для пальчикового рисования. Рисовать можно всё, что угодно. (линии, домики, геометрические фигуры, можно изучать цифры, буквы )
9.Веревочка и сухие макаронные изделия.
Предлагается изготовить бусы из макарон, нанизывая макароны на верёвочку.
10.Сухой бассейн с фасолью.
«Волшебная коробочка»: насыпать в коробку фасоль и положить в неё мелкие игрушки ( от киндеров ).Ребёнок должен найти и назвать предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки.
В коробочке не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
11.Камешки Марблс.
На специально изготовленном трафарете предлагается выложить картинку. ( домик, машинку, букву, цифру )
Взять камешки определенного цвета. (5 камешков синего цвета,2 желтого цвета;) назвать только зимующих птиц и взять за каждое названное слово камешек. (животных, мебель).
13. «Снегопад»
Положить салфетку на стол. Сделать одной рукой комочек из бумажной салфетки и положить его на ладошку. А сейчас сдуть комочек с ладошки.
Таким образом:
У ребенка формируется пластичность, ощущение раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение.
У ребёнка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.
Надеюсь, что данные игры были для Вас полезными, и Вы успешно будете их применять на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Практический материал для родителей дошкольников с нарушениями речи...
Всеобуч для родителей «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики для преодоления и профилактики речевых нарушений у дошкольников»
Дать рекомендации родителям по проведению упражнений на развитие артикуляционной и мелкой моторики...
"Речевые игры, как средство коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников"
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение п...
Мастер-класс "Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекцион...
Совместный мастер-класс детей и родителей Тема: «Профилактика нарушений письма у дошкольников»
Совместный мастер-класс детей и родителейТема: «Профилактика нарушений письма у дошкольников»...
Совместный мастер-класс детей и родителей Тема: «Профилактика нарушений письма у дошкольников»
: знакомить родителей с методами и приемами профилактики нарушений письма у детей....