Мастер-класс "Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе позволяет стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании. В связи с этим, среди родителей детей подготовительной к школе группы, было проведено мероприятие (мастер-класс).
Цель мероприятия:
Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.
Задачи мероприятия:
- познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;
- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Самойловка Самойловского района
Саратовской области»
Мастер – класс
с участием родителей
«Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
подготовила
учитель – логопед
Мельникова Л.Ю.
р.п. Самойловка 2022 г.
Пояснительная записка
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Задачи
- повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у дошкольников и побудить желание заниматься с ребенком в домашних условиях.
- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
- активизировать педагогический потенциал родителей.
-обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.
Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:
- родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка.
- родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.
Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.
Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе позволяет стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Цель мероприятия:
Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.
Задачи мероприятия:
- познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;
- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
Оборудование: презентация, смайлики, буклеты, индивидуальные зеркала, ватные диски, коктельные трубочки, пластиковые стаканчики, воздушные шары, бабочка из папирусной бумаги, вертушка, пластиковые губы для развития воздушной струю
Сценарий мастер - класса
I. Организационный момент:
Логопед: - Добрый день уважаемые родители! Я рада вас видеть!
Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер – класс. Познакомлю вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Предлагаем вам совершить путешествие. Мне очень хочется, чтобы это путешествие запомнилось всем улыбками, весельем, хорошим настроением. Ну что мы начинаем, прошу пассажиров занять свои места.
Путешествовать мы с вами будем вот на этом паровозике (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Для начала предлагаю сделать не большую разминку.
- а вот и первая станция.
Станция «Разминочная»
Логопед:
Игра «доскажи словечко»
У меня игра для вас,
Я начну стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором слово добавляйте!
Поднимаем выше руки
Произносим громко…. звуки
Звук становится приятен
Лишь тогда, когда ….. понятен
Буквы видеть, звуки слышать,
И писать, произносить,
Помогает нам без бед
Наш учитель ….. логопед
Для язычка нужна нежная пластика –
Артикуляционная …. гимнастика
Чтобы четко говорить
Нужно с пальцами … дружить
Будем вместе мы беречь
Нашу правильную ….. речь.
А мы приближаемся к следующей станции.
Станция «Теоретическая
Логопед:
известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Исправить недостатки звукопроизношения в старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Профилактика речевых нарушений – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и является неотъемлемой частью логопедической работы
Предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребенка дошкольного возраста, создать предпосылки для успешного обучения в школе можно и необходимо. Такая работа должна включать в себя своевременную логопедическую деятельность профилактику речевых нарушений
Важную роль в профилактике речевых нарушений играет совместная работа педагогов и родителей.
Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?
(дискуссия родителей)
Логопед: (подводит итог дискуссии родителей)
Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности:
- затрудняется развитие познавательной деятельности;
- снижается продуктивность запоминания;
- повышенной утомляемостью;
- дети с трудом овладевают мыслительными операциями;
- нарушается практически все формы общения и межличностного взаимодействия;
- существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющее ведущее значение для общего психического развития и становление личности ребенка.
Поэтому для повышения эффективности системы профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо, чтобы она осуществлялась в сотрудничестве несколькими специалистами: логопедом, психологом, а также включения в работу педагогов ДОУ и родителей.
Основные направления работы по профилактике речевых нарушений:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания;
- формирование фонематического слуха.
В результате систематической работы по выше перечисленным направлениям у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители, поближе познакомить вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Буду рада, если предложенные рекомендации для занятий с ребенком в домашних условиях окажут положительное воздействие на развитие речи.
Мы приближаемся к следующей станции
Станция артикуляционная
Логопед:
Чтоб ясно быстро, четко
И легко заговорить
языком придется много
И активно шевелить.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
- А сейчас предлагаю всем вместе проделать небольшую артикуляционную гимнастику «Язычок гулять собрался»
Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником - веселым Язычком.
(раздаются зеркала, далее родители, глядя в зеркала, выполняют упражнения по показу логопеда).
Язычок гулять собрался | открываем рот и показываем язык |
Он умылся | проводим быстро язычком по губам |
Причесался | несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его |
На прохожих оглянулся | круговые движения язычком по губам |
Вправо, влево повернулся | язычок высовываем вправо и влево |
Вниз упал | язычок высовываем вниз |
Наверх полез | высовываем наверх |
Ам, и в ротике исчез | прячем язычок в ротик |
(показ слайдов артикуляционной гимнастики с пояснениями логопеда о правильности выполнения упражнения)
Но вот мы уже приближаемся к следующей станции.
Станция «Пальчиковая»
Логопед:
Много могут пальчики-озорные мальчики:
Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,
Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить,
Человечков, дом, зверей. Поиграем поскорей!
О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание ребенка с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Дети очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:
Я предлагаю вам тоже выполнить пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Репка»
Репку мы сажали | «Рыть» пальчиками в детской ладошке лунку. |
Репку поливали | Показать пальчиками, как льется вода из лейки |
Вырастала репка | Показать, как растет, выпрямлять постепенно пальчики. |
Хороша и крепка | Оставить ладони открытыми, а пальцы согнуть как крючочки |
Тянем-потянем | Крючочки левой и правой руки сцепить и тянут – каждый в свою сторону |
Вытянуть не можем | Потрясти кистями рук |
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! Вытянули репку. | расцепили руки, потрясли кистями |
- Ну а нам пора продолжать свой путь
Станция дыхательная
Логопед:
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Очень благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки. При выполнении упражнения необходимо воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами). Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки..
- Я предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.
(родители выполняют упражнения используя предложенное оборудование)
Упражнения для речевого дыхания
- Сдуть бабочку с кончика носа.
- Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
- Надуем шарик, не раздувая щеки.
- Вертушка, губы.
Вот следующая станция .
Станция «Послушные ушки»
Логопед:
Жизнь была бы страшно скучной
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук.
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим.
Мы слова и мысли слышим.
Слышим даже тишину,
Мир без звуков был бы грустный.
Серый, скучный и «невкусный».
Умение сосредотачиваться на звуке – развивает слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель игр на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляются различения слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами.
Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или подобрать слова с заданным звуком.
И начнем мы с вами играть именно с этих игр:
- на развитие фонематического слуха и слухового внимания.
Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
Предлагаю поиграть в одну из них.
Игра «Волшебные баночки» (рассчитана на детей в возрасте от 3 до 6 лет. Во время игры происходит обучение и закрепление полученных навыков. В основе этой игры лежит выделение одинаковых по звучанию баночек, из 12 баночек лишь 2 имеют одинаковое звучание, таким образом, выделяется 6 пар
- на развитие фонематического восприятия (различение одинаковых по высоте, силе, тембру, звукокомплексов) Игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»)
Заключительная часть
Наш паровозик возвращает нас в детский сад. А это значит, наше путешествие подошло к концу надеюсь, оно вам понравилась,
Прошу вас выразить свое отношение к проведенному мероприятию.
- Если вам понравилось, вы нашли ответы на интересующиеся вас вопросы, то выберите смайлик (картинку) с веселым лицом. Не узнали ничего нового, было скучно, неинтересно смайлик (картинку) – с грустным лицом. (родители оценивают мероприятие)
Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Хочется поблагодарить всех за активное участие. И в заключении нашей встречи уважаемые родители хочу дать вам еще несколько советов о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком дома (памятки).
Надеюсь, что наша встреча не прошла для вас даром.
Памятка для родителей.
Часто одной из причин речевых нарушений у детей является отсутствие информации у родителей о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком.
Отрицательно могут сказаться на речевом развитии ребенка:
-речевое общение взрослого, оторванное от реальной жизни ребенка, от его деятельности;
-побуждение ребенка к заучиванию длинных, сложных стихотворений;
-обучение, которое основывается на словах, а не на практике;
Обращенная к ребенку речь взрослого, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, а также длинными, пространными объяснениями.
Положительно влияют на развитие речи ребенка:
-правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку;
- специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме;
- корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;
- речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.
Успехов Вам радости общения с детьми!
Список литературы
1. Н.Г.Алтухова «Научитесь слышать звуки». СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература
2. Крупенчук О.И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 г.
3. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Издательство: Корона – Принт , 2008 г.
4. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие - 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 г
5. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989 г.
6. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Издательство: Центрполиграф 2005г.
7 . Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебный комплект по логопедии. / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей и педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Статья о причинах и профилактике речевых нарушений у дошкольников...
Статья для родителей и педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Статья для родителей и педагогов ДОУ«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...
Рекомендации для родителей по профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Важную роль в речевом развитии ребенка играют родители и другие близкие люди, поэтому важно удалять этому должное внимание. В статье представлены практические рекомендации по профилактике ре...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью ...
Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста."
Материал для родителей...