Мастер -класс для родителей "Мир шахмат"
материал
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка, причем по эффективности им нет аналогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_shahmat.master_klass.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"
Мастер-класс для родителей
«Мир шахмат»
Подготовила
Воспитатель
Давудова И.Ш.
Цель: формирование педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуального развития детей посредством шахматного образования.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы;
- формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.
Помимо того, что у него активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Сейчас на практике я покажу использование некоторых игровых приемов, которые мы используем при обучении детей игре в шахматы.
И так, чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.
Наша цель помочь ребятам овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.
Давайте рассмотрим некоторые приёмы.
- Посмотрите внимательно на шахматную доску. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим линии горизонтали, вертикали и диагонали. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.
Описание и рассматривание шахматной доски.
Знакомство с фигурами и пешками.
Сейчас мы познакомимся с шахматными фигурами.
Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. В шахматной партии участвуют белые (светлые) и черные (темные) фигуры.
16 белых и 16 черных фигур (в шахматах пешка - тоже фигура)
Белые фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.
Черные фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.
- У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.
- Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.
- Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.
- Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок - и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
- Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.
- Король - самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
- Ферзь - это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.
- Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.
- В результате все фигуры занимают свои места.
Вот мы и познакомились с шахматным королевством.
– А теперь я вам предлагаю знакомство с игрой шахматного диктанта. Для этого мне понадобится 4 человека (выходят 4 человека и садятся на стулья, у них планшеты с маркерами и мини изображение шахматной доски)
ЗАДАНИЕ 1
«Шахматный диктант»
– Перед вами мини шахматная доска и маркеры. Вы знаете, что у каждого поля на шахматной доске есть свой адрес, он обозначается буквой и цифрой. Я буду называть адрес поля, вы отмечаете поле точкой и соединять последовательно точки между собой. Всем правила понятны? Начнем наш шахматный диктант:
– Поставьте точку на поле с адресом С1
– Проведите линию к полю с адресом F1
– Поднимитесь на поле с адресом F4
– Проведите линию к полю с адресом С4
– Вернитесь на поле с адресом С1
– Поставьте маркер на поле С4
– Проведите линию к полю с адресом В4
– Проведите линию к полю с адресом D6
– Проведите линию к полю с адресом E6
– Опуститесь на поле с адресом G4
– Проведите линию к полю с адресом F4
– Наш диктант окончен. Посмотрите на доску. Что у вас получилось? (Дом)
– Спасибо за то что, что поиграли со мной, присаживайтесь.
ЗАДАНИЕ 2
«Шахматные следы»
Обращаясь ко всем зрителям
– А теперь давайте превратимся в следопытов. Посмотрите, на этой поляне кто-то побывал. Давайте определим, кому принадлежат эти следы. (Зрители находят, называют фигуру, на слайде появляется фигура вместо следа, 6 шт.)
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. В этом упражнении мы закрепляем с детьми правила ходов шахматных фигур, их названия. Данную игру можно интерпретировать в более простой вариант «Найди фигуру и назови», в этом виде я использовала ее на занятии. Здесь дети только знакомились с фигурами, поэтому правила хода мы не закрепляли.
ЗАДАНИЕ 3
«Шахматный кубик»
– Для следующей игры мне нужны будут два помощника (Вызываю двоих)
– Перед вами шахматная доска. Встаньте на первую горизонталь с интервалом в одно поле.
Правила игры: Я буду кидать кубик, вы по очереди будете продвигаться на то количество клеток, которое выпадает. Количество клеток соответствует данным фигурам. Кто первый дойдет до финиша тот победил.
В данной игре с детьми мы закрепляем знание ценности фигур. Игра эта очень интересна детям и вот в такой занимательной форме дети закрепляют достаточно тяжелое понятие – шахматную ценность.
Им начинать этот сказочный бой.
Уважаемые родители! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей воспитанников подготовительной группы по обучению игре в шахматы.
Познакомить родителей воспитанников с правилами игры в шахматы, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....
Мастер-класс для педагогов. "Шахматы"
Говоря о безграничной пользе шахмат для детей, я не могу пройти мимо таких суждений, что ребенок во время игры в шахматы учится самостоятельно принимать свое собственное р...
Мастер-класс для педагогов " Шахматы для детей старшего дошкольного возраста"
Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Поэтому важно понять эту удивительную игру: названия и "ходы" фигур, о...
Мастер-класс для педагогов "Шахматы - игра для всех"
Цель мастер-класса: демонстрация опыта использования дидактических игр в процессе познавательного развития дошкольников для педагогов ДОО города....
Мастер – класс «Играем в шахматы»
Добрый день, уважаемые коллеги! Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»...
Мастер-класс "В мире шахмат"
Цель: познакомить родителей с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....