Обучение старших дошкольников культуре речевого поведения ( в процессе чтения сказок).
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Буракова Валентина Сергеевна

Актуальность данной темы определяется ролью языка как важнейшего средства человеческого общения и тем обстоятельством, что на современном этапе в образовательно – воспитательных учреждениях, в частности в ДОУ, не всегда учитывается потенциал сказок для освоения норм речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_detskomu_sadu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

             

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»  - ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

п. ЧЕРНЯНКА  БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

             Обучение  старших  дошкольников

                   культуре речевого  поведения

                    ( в процессе  чтения  сказок).

                                                                             Подготовила:

                воспитатель старшей

логопедической группы

                                                                                                       БУРАКОВА  В.С.

 

            Актуальность данной темы  определяется ролью языка как важнейшего средства человеческого общения и тем обстоятельством, что на  современном этапе  в образовательно – воспитательных учреждениях,  в частности в ДОУ, не всегда учитывается потенциал сказок для  освоения норм речевого общения. О снижении внимания к данной стороне  родного  языка  свидетельствует факт  резкого падения уровня культуры речевого поведения, использование речевых средств членами нашего общества, в том числе и детьми.

             Говоря о культуре речевого поведения, имеется в виду, использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора   с кем либо, участие в игре. Решая  вопросы образовательно – воспитательной направленности,  обращаются к сказкам. И это не случайно. Они несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем национальных духовных ценностей.

            Программами дошкольного учреждения предусматривается  освоение детьми некоторых формул речевого этикета.

           Легче всего правила этикета формируются в дошкольном возрасте и , чем раньше ребенок с ними познакомиться, тем  естественнее и непосредственнее  он их будет выполнять.  С  нашей точки зрения, занятия  могут помочь воспитателям сформировать у старших дошкольников привычку выполнять общепринятые правила вежливости,  научат детей речевой культуре поведения.   Нами разработана серия занятий.

             Каждое занятие содержит литературный материал, используемый для проведения этической беседы, который сопровождают примерные вопросы, задания, игры.

       Цель  занятий – дать детям  представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами речевого этикета. Были разработаны занятия по темам:

        -   «Доброе слово лечит, а худое калечит»

        -    «Мы встречаем гостей»

       -     «Мы оказываем помощь  другу»

       -     «Мы оказываем помощь»

        -    «Мы ходим в гости»

       -     «Вежливость – первая и самая приятная  добродетель»

              Литературный материал (сказки)  мы подбираем с учетом  особенностей восприятия детьми текста  с явными или скрытыми проявлениями культуры речевого поведения.

              Специальные вопросы направлены на то, чтобы   помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять, как  правильно поступить в данной ситуации.

               Игры, задания -  это своеобразный практикум. Дети упражняются в вежливых словах, овладевают способами морального поведения.

               Инсценируя сказки,  дошкольники разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета.  Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе, в семье.

                Поэтому очень важно установить тесный контакт воспитателей с  родителями, чтобы предъявлять к ребенку единые требования.

                                                                                          Приложение:

                           ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

                                КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

№ п/п

    ТЕМА

             ЦЕЛЬ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ               СКАЗКИ

1

          2

                 3

                  4

1

«Доброе слово лечит, а худое калечит»  (Правила этики)

Познакомить детей с правилами этики, показать, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

«Дочь и падчерица» ( русская народная сказка);

«Морозко» (русская народная сказка);

«Привередница»  ( русская народная сказка);

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»;

2.

«МЫ  встречаем гостей»

 Учить детей быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно вежливо поступать в разных ситуациях

А. Волков «Волшебник изумрудного города» (глава «Страшила»)

3

Мы оказываем помощь другу (правила речевого поведения при оказании помощи другу

)

Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость. Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, окружающим. Приучать детей выполнять правила речевого поведения

  «Гуси – лебеди» ( русская народная сказка);

 

4

«Мы оказываем помощь»

Формировать доброе, уважительное отношение   друг к другу. Объяснить, что истинно вежливый человек  - тот  кто не только знает «волшебные»  слова, но и всегда делает приятное другим людям.

К. И. Чуковский   «Доктор Айболит» (глава «Глупые звери»

5.

«Мы ходим в гости»

Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навыки вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания

 С. Я. Маршак «Кошкин дом»

6.

Вежливость – самая приятная  добродетель

Закреплять навыки вежливого общения с окружающими. Приучать детей к мысли, что без  вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Вызывать у детей желание быть вежливыми

«Баба - Яга и Машенька»; » ( русская народная сказка);

Э. Э. Мошковская «Вежливое слово»; «Вежливый кролик» (мексиканская сказка);

А.С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке»;

 В. А.  Сухомлинский Как ежиха приласкала своих детей», « Как зайчик грелся при луне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе чтения сказок.

Даны рекомендации  родителям по  вопросам развития речи ребенка  при чтении сказки. Предложены варианты игровых упражнений....

Рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения

В статье даются рекомендации о безопасном поведении ребёнка во время пешего движения...

Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок

Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок. (методическая рекомендация)В наше время дети очень мала знают сказок и они потеряли интерес к чтению сказок. А ...

Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения

Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения...

Воспитание культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного речевого поведения.

Доклад для воспитателей по воспитанию культуры поведения старших дошкольников....

Рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения.

 Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результат...