Консультация для педагогов Воспитание культуры речевого поведения ребенка в детском саду
консультация
Воспитание культуры речевого поведения ребенка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Часцовская СОШ
дошкольное отделение детский сад №66
Консультация для педагогов на тему
«Воспитание культуры речевого поведения ребенка в детском саду»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Азарова Т.Н.
П. Гарь-Покровкое,2023г.
«Воспитание культуры речевого поведения ребенка в детском саду»
Современное общество предъявляет все больше требований к воспитанию детей дошкольного возраста. Большое значение придается вопросам воспитания у детей культуре общения, формированию коммуникативных навыков и функциональности речи ребенка. Это связано с тем, что речь имеет большое значение в жизни каждого человека, она позволяет продуктивно взаимодействовать друг с другом, выражать собственные мысли, идеи, излагать информацию и многое другое.
Важно не только правильно и грамотно говорить, но и научить детей внимательно слушать собеседника. Необходимо развивать интонационные оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость, неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, выразительная речь окружающих, как образец для маленьких.
Важно уметь отличать развязаность от непринужденности, застенчивость от неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения.
Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Спросить его о кукле, с которой он играет, об игрушке, сделанной его руками, о прочитанной книге, о том, что он сделал, построил, вылепил, нарисовал, смастерил.
Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
Основная цель работы – формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
В этой связи возникают следующие задачи в воспитании детей:
— сформировать у ребенка культуру речи;
— научить его четко и ясно произносить слова;
— правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
— вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
— не перебивать говорящих;
— внимательно выслушивать указания старших;
— говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
— не вульгаризировать речь словами-сорняками;
— спокойно и скромно держать себя во время разговора.
Культуру родного языка ребенок первым делом начинает черпать в семье. Ведь от того, какую речь дети слышат в семье, во многом зависит его дальнейшее речевое развитие. Они удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением — и, подражая, копируют услышанное.
Педагоги и родители должны следить за тем, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми и со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон, выразительность речи? Все это и многое другое необходимо понять в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях.
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находит продолжение в семье.
Какие же наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности и уважении к окружающим.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предусмотрительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям, высокая требовательность к самому себе.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ведь дети воспитываются в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.
Хочется напомнить, что мы сами - и не только в рамках занятий, но и в повседневной жизни, в быту, на улице и дома, в любых обстоятельствах и в любом настроении - являемся носителями родного языка и культурных ценностей собственного народа. Соответственно от нашего поведения, отношения к языку, от нашей собственной речи и общения друг с другом во многом зависит, как будет относиться к речи и как будет ею пользоваться ребенок.
Язык – является важнейшем средством общения людей друг с другом, как орудие мысли и культуры. Конечно, никто не может заставить человека говорить не только правильно, но и ярко, точно, выразительно, если он сам этого не захочет. Но помочь человеку понять, для чего ему нужно стремиться к овладению всеми тонкостями родной речи, - это долг каждого, кому дорог наш язык!
Ведь умение понимать связную речь окружающих, тексты книг позволят ребенку приобщиться к огромной области культурного наследия народа, сохраненного в языке. Владение и понимание речи – важный путь социализации ребенка и приобщению в человеческом обществе для полноценной жизни в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины плохого поведения ребенка в детском саду
Что делать родителям, если ребенок плохо себя ведет в детском саду? Прежде всего, не игнорировать замечания воспитателя....
Консультация для родителей «Причины плохого поведения ребенка в детском саду»
Что делать родителям, если ребёнок плохо себя ведёт в детском саду?...
Консультация "Плохое поведение ребенка после детского сада".
Советы детского психолога....
Плохое поведение ребенка после детского сада
Как часто слышишь от родителей, чей малыш ходит в детский сад, о резко изменившемся характере чада. Тихий и спокойный ребёнок, придя, домой из детского...
Презентация для детей "Правила поведения ребенка в детском саду".
Представленная презентация нацелена на формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения в различных видах деятельности в групповых помещениях, на прогулке, во время приема пищи....
"Причины плохого поведения ребенка в детском саду"
Как корректировать поведение ребенка....
05.04.2023 «Культура общения и поведения ребенка в детском саду».
laquo;Культура общения и поведения ребенка в детском саду»....