Речевая готовность детей к школьному обучению.
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говоря о готовности детей к началу школьного обучения, мы, в первую очередь, имеем в виду готовность каждого ребенка к успешному овладению грамотой, т.е. чтением и письмом.
Виды речевой деятельности:
Логопед в детском саду занимается формированием устной речи и подготовкой к овладению письменной речью в период школьного обучения.
ф онематическое восприятие Основные направления логопедической работы: 1 2 4 3 5 6
Связная речь - это самый сложный вид речевой деятельности. Это способность четко, понятно и грамотно формулировать свои мысли и знания как при ответе у доски, так и на бумаге, в сочинении, изложении.
Фонематический слух - это слух, данный ребенку в норме от рождения. Он обеспечивает восприятие звуков родного языка. Формируется, в норме, до 2-х летнего возраста; - это способность: 1.Определить наличие звука в слове (хлопни, если услышишь слово со звуком С); 2.Способность различать слова похожие по звучанию, с одинаковым звуконаполнением ( сорт-трос-остр ); 3. Способность различать слова – паронимы, отличающиеся одним звуком: коза-коса, кон-конь, бочка-почка, банка-банька и др.).
Для грамотного чтения и особенно письма (потому что мы пишем так, как сами себе проговариваем) важно, чтобы у ребенка были четко отдифференцированы следующие звуки С-Ш (Шла Саша по шоссе…), Р-Л (ЛАРЕК, РОЯЛЬ, ЛИТЕРАТУРА , ЛАРИСА и др.) ТЬ-Ч (ПТИЧКА, ЧАШКА-ТЯЖКО). Это лишь наиболее яркие примеры звуковых замен.
Слоговая структура слова - умение правильно произносить длинные, сложные слова, сочетания слов. Например: ВЕЛОСИПЕДИСТ, ЭКСКУРСОВОД, ШЛАГБАУМ, ВОДОПРОВОДЧИК , АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА и многие другие. ВАЖНО! Неправильно произносим – неправильно пишем. Обращайте внимание на слова, имена и отчества, которые даются ребенку с трудом и отрабатывайте их по слогам.
Грамматический строй речи Следите, чтобы ваши дети правильно употребляли предлоги, падежные окончания, суффиксы… Наиболее часто у детей нарушено употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа. Поиграйте в игру «ОДИН-МНОГО»: У меня один карандаш – а у тебя много карандашей (календарь, стул, снегирь, сухарь…) В лесу не одно дерево, а много…… деревьев. Обратите внимание на употребление ребенком сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
Звукопроизношение ВАЖНО! Если у ребенка нарушено только звукопроизношение, а все остальные вышеперечисленные компоненты в норме – это не приведет к нарушению чтения и письма ( дисграфии и дислексии ). К сожалению нередки случаи, когда у ребенка с нормальным звукопроизношением оказывается нарушенным фонематический слух. В этом случае, на письме появляются специфические ошибки, которые требуют логопедической коррекции.
Говоря о звукопроизношении, в первую очередь определимся в понятиях. Только опираясь на эти понятия можно объяснить ребенку почему в слове КОНЬ 4 буквы, но 3 звука. Буквы: К, О, Н, МЯГКИЙ ЗНАК, звуки К, О, НЬ(мягкий знак звуком не является). ЗВУКИ – это то, что мы слышим и произносим, БУКВЫ – мы видим, можем прочитать и написать, но не услышать.
Говоря о работе над звукопроизношением, мы используем следующий алгоритм действий. Учимся СЛЫШАТЬ – ПРОИЗНОСИТЬ – и только потом ЧИТАТЬ . Соблюдая эту последовательность, мы не вызываем и не закрепляем неправильное звукопроизношение; Избегаем ненужных трудностей при обучении звуко-буквенному анализу.
Фонематическое восприятие Звуко-буквенный анализ базируется на фонематическом восприятии, которому ребенка надо обучать. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению звуков и установлению звуковой структуры слова. Это умение: Определять позицию звука в слове ( в начале, в середине или в конце); Определять последовательность звуков в слове; Определять кол-во звуков в слове.
Речь ребенка появляется на определенном психологическом фундаменте. Это внимание, восприятие, память и мышление. Правильно, чисто, логично, доступно и красиво излагать свои мысли – наука сложная, но необходимая всем. Это очень важно для обучения , но самое главное то, что речь – это способ взаимодействия ребенка с окружающим миром, способ его познания.
Спасибо за внимание. Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест на определения уровня речевой готовности к началу школьного обучения
Материал состоит из нескольких заданий с инструкциями. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Анализ выполнения теста позволит определить уровень речевой готов...
Буклет "Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению":
Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно в...
Речевая готовность ребенка к школьному обучению
Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем ро...
«Речевая готовность ребёнка к школьному обучению. Предупреждение нарушений письменной речи»
Речь ребёнка в ваших руках!...
"Речевая готовность детей к школьному обучению"
Дорогие родители!Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, по...
Презентация "Речевое развитие- один из главных компонентов готовности детей к школьному обучению"
Развитие речи -это основа воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе....
Консультация "Рекомендации родителям по речевой готовности детей к школьному обучению"
Основные речевые критерии готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста....