Консультация "Рекомендации родителям по речевой готовности детей к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)
Основные речевые критерии готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь - форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им чтения и письменной речи.
Речевая готовность ребенка 6 - 7 лет складывается из нескольких показателей.
Критерии готовности к школьному обучению
- Сформированность звуковой стороны речи
К 6 – 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, в том числе и:
свистящие: с, сь, з, зь; шипящие: ш, ж, щ; сонорные: р, рь, л, ль; аффрикаты: ц, ч
Чтобы при обучении в школе проблемы звукопроизношения не отразились при чтении и на письме. Дефекты произношения мешают ребёнку различать порядок слогов и звуков в слове, а это в свою очередь, затрудняет обучение грамоте.
- Сформированность фонематических процессов и навыков анализа и синтеза
Дети должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении (т. е. не путать глухие – звонкие, свистящие - шипящие, сонорные звуки);
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове (Н-р: коса, сколько звуков в слове?);
- называть слова с заданным звуком;
- определять количество слогов в слове (Н-р: машина, сколько слогов в слове?);
- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука (Н-р: Д – Ы – М, какое слово получится?);
- уметь составлять слова из звуков.
- Сформированность грамматического строя речи
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги;
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях.
4. Сформированность словарного запаса
Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Лексическая сторона речи содержит в себе два понятия – это активный словарь и пассивный.
Активный словарный запас – это те слова, которые ребенок использует в речи, когда говорит.
Пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок сам не употребляет, но понимает, если их слышит. Задача состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь. Словарь ребенка обогащается по мере его общения с окружающими людьми, обстановкой вокруг него.
Необходимо, не только увеличить запас слов ребенка, но и сформировать точное понимание их значения, помочь научиться правильно их употреблять.
К 6 годам словарный запас ребенка составляет примерно от 3000 до 7000 слов.
5. Сформированность связной речи
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Рекомендации
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию ребенка и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- больше общаться с ребёнком, чаще читать.
При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, объясняйте.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевая готовность детей к школьному обучению"
Дорогие родители!Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, по...
Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....
Презентация "Речевое развитие- один из главных компонентов готовности детей к школьному обучению"
Развитие речи -это основа воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе....
Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к школьному обучению»
Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к школьному обучению»...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, и не покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем помо...
Сообщение: «Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме готовности детей к школьному обучению»
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в перв...
Речевая готовность детей к школьному обучению.
Консультация для родителей....