Консультация "Рекомендации родителям по речевой готовности детей к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Основные речевые критерии готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация21.42 КБ

Предварительный просмотр:

        Речь  - форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.  Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

     Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им чтения и письменной речи.      

        Речевая готовность ребенка  6 - 7 лет складывается из нескольких показателей.                        

       Критерии готовности к школьному обучению

  1. Сформированность звуковой стороны речи

К 6 – 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, в том числе и:

свистящие: с, сь, з, зь; шипящие: ш, ж, щ; сонорные: р, рь, л, ль; аффрикаты: ц, ч

Чтобы при обучении в школе проблемы звукопроизношения не отразились при чтении и на письме. Дефекты произношения мешают ребёнку различать порядок слогов и звуков в слове, а это в свою очередь, затрудняет обучение грамоте.

  1. Сформированность фонематических процессов и навыков анализа и синтеза

Дети должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении (т. е. не путать глухие – звонкие, свистящие - шипящие, сонорные звуки);
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове (Н-р: коса, сколько звуков в слове?);
  • называть слова с заданным звуком;
  • определять количество слогов в слове (Н-р: машина, сколько слогов в слове?);
  • слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука  (Н-р: Д – Ы – М, какое слово получится?);
  • уметь составлять слова из звуков.
  1. Сформированность грамматического строя речи
  •   умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
  •   согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  •   правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
  •   умение употреблять простые и сложные предлоги;
  •   умение работать с предложением;
  •   правильно строить простые предложения;
  •   видеть связь слов в предложениях.

4.      Сформированность словарного запаса

       Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Лексическая сторона речи содержит в себе два понятия – это активный словарь и пассивный.

Активный словарный запас – это те слова, которые ребенок использует в речи, когда говорит. 

Пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок сам не употребляет, но понимает, если их слышит. Задача состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь. Словарь ребенка обогащается по мере его общения с окружающими людьми, обстановкой вокруг него.

Необходимо, не только увеличить запас слов ребенка, но и сформировать точное понимание их значения, помочь научиться правильно их употреблять. 

К 6 годам словарный запас ребенка составляет примерно от 3000 до 7000 слов.  

5.       Сформированность связной речи

       Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений,  это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.  В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Рекомендации

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию ребенка и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • больше общаться с ребёнком, чаще читать.

       При общении с  ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова,                                        обороты, встречающиеся в тексте, объясняйте.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А. Венгер

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевая готовность детей к школьному обучению"

Дорогие родители!Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, по...

Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....

Презентация "Речевое развитие- один из главных компонентов готовности детей к школьному обучению"

Развитие речи -это основа воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе....

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к школьному обучению»

Консультация для родителей  «Критерии коммуникативной готовности детей  к школьному обучению»...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету,  и не покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем помо...

Сообщение: «Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме готовности детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в перв...