Речевая готовность ребенка к школьному обучению
консультация по логопедии на тему
Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем родителям не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов(например, звук – буква),умение производить обобщения и делать выводы(сначала простые, а затем сложные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebyonka_k_obucheniyu_v_shkole_dlya_roditeley_i_pedagogov.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-логопеда
Памятка для родителей
Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.
Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем родителям не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов(например, звук – буква),умение производить обобщения и делать выводы(сначала простые, а затем сложные).
Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально – волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.
Чтобы избежать осложнений при обучении в школе, следует сформировать у ребенка определенные речевые умения:
Речевая готовность к школе:
1. Определять наличие звука в слове (например, есть ли звук с в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).
2. Определять место звука в простых словах ( м – в словах мак, дом, Рома).
3. Подбирать к группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).
4. Подобрать к обобщающему слову группу предметов ( мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).
5. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога – ножка).
6. Образовывать от существительных различные прилагательные:
(карандаш из дерева – какой? – деревянный, у медведя чей хвост? – медвежий).
7. Пересказывать сказки, рассказы.
8. Знать стихи наизусть детских писателей: А. Барто, С. Михалкова и т.д.
9. Запоминать и повторять предложения из 7 -8 слов (Маленькая девочка Катя пошла с мамой в магазин).
10. Знать названия времен года и дней недели.
11. Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.
12. Уметь ориентироваться в «право – лево» (на собственном теле).
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. |
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Презентация "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"(материал для родительского собрания)
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению....
Выступление на общем родительском собрании для родителей подготовительных к школе групп: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению....
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....
Речевая готовность ребенка к школьному обучению
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, и не покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем помо...