Консультация "Создание анимационных мультипликаций в детском саду как всестороннее развитие ребёнка"
консультация (подготовительная группа)
Аннотация. Вопрос о технологиях, которые будут способствовать формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, на сегодняшний день звучит все актуальнее. Работа в мультстудии построена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Мультипликация в процессе образования – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость.
Ключевые слова: мультстудия; анимация; мультипликация; монтаж фильма; компьютерные технологии; бумажная перекладка; объёмная анимация; Веб-камера; декорации.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. И поэтому введение вариативных форм образования является насущной задачей.
На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о технологиях, которые будут способствовать формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Работа в мультстудии построена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Интерес является одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста. Именно интерес вызывает положительное эмоциональное отношение к активной познавательной направленности на предмет, к явлению или деятельности. Предметом такой заинтересованности стало для нас создание мультипликационных фильмов на мультстудии.
Анимация – один из любимых жанров у детей. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет положительное значение. И это проявляется, как в плане развития личности детей, так и для последующего обучения в школе, облегчая социализацию ребенка. Основное направление деятельности мультстудии - создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Таким образом, работа в мультстудии включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов [3, с. 15].
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.
Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость. Дети старшего дошкольного возраста способны выступить в роли режиссера, сценариста, художника-мультипликатора, оператора, актера [1, с.56].
На начальном этапе мы знакомили детей с историей создания мультипликации, а также познакомили с техниками мультипликации, средствами выразительности, применяемыми в мультипликации. Дети учились взаимодействовать с Веб-камерой и микрофоном, монтировать мультфильм на компьютере с помощью программы Movavi.
Нашими первыми зрителями были родители, воспитанники и воспитатели детского сада. Мы приглашаем их на премьеру новых мультфильмов. Родители стали активными зрителями, проявляли желание стать полноправными участниками мультстудии. Так рождались домашние мультстудии.
Каждое занятие детей в нашей мультстудии подчинено определенным принципам:
- тематический принцип, в основе планирования занятий лежат разные «темообразующие» факторы: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе;
- развитие детей в порядке усложнения: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;
- реализация деятельности от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть полностью готовый мультфильм, либо отдельные творческие работы, создаваемые в ходе его подготовки (история-сценарий, персонажи мультфильма, декорации).
Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.
Процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей и других специалистов дошкольного учреждения, который включает в себя несколько этапов:
- Возникновение идеи. Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов берется из жизни, чтения произведений художественной литературы, просмотра телепередач и других источников.
- Разработка сюжета и зарисовка мультфильма. На данном, достаточно длительном этапе, дети с помощью взрослых (воспитателей, родителей) продумывают, сочиняют сюжет будущего мультфильма и затем зарисовывают его. Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:
- Необходимо выбрать знакомую сказку, стихотворение, рассказ или сочинить сюжет вместе с детьми. Для этого мы используем различные приемы и игровые ситуации.
- Определяем технику анимации. Ими могут быть:
- перекладка – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
- кукольная анимация – для тех, кто любит мастерить из различных материалов;
- пластилиновая анимация – для тех, кто любит лепить;
- предметная анимация – для тех, кто любит строить и конструировать;
- сыпучая анимация – работать одновременно за одним столом могут не более 4 участников;
- Смешанная техника.
Освоение каждой техники требует от ребёнка творческого и волевого усилия, полной включенности в созидательный процесс [2, с. 157].
- Делаем раскадровку. Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми, приучает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала.
- Создаём персонажей, фоны и декорации для будущего мультфильма. Перед созданием образов рассматриваем фотографии, иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения этих персонажей, отличающиеся манерой исполнения, техникой, использованием художественных материалов.
- Записываем необходимые диалоги, авторский текст. Озвучивая мультфильм, дошкольники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)
- Съёмка мультфильма. Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров.
- Монтаж. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8-12 кадров в секунду. Получается, что в одноминутном мультфильме около 500 кадров. И, наконец, фильм готов!
Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!
Теперь, когда есть ощутимые, значимые для детей результаты их труда, они наперебой интересуются, каким будет новый мультик, где мы предлагаем уже не свою инициативу, а право выбора оставляем за детьми. Ребята с потребностью увидеть в окружающем мире что-то очень интересное, предлагают все новые и новые проблемные ситуации, в которые попадают их герои, а главное – варианты путей решения этих проблем [5, с. 156].
Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.
Работа над созданием мультфильма играет очень важную роль в развитии детского потенциала. Развивается речевая деятельность, творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение, самостоятельность и усидчивость.
Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта.
Литература:
- Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М.: Искусство, Таллин, 1974. 285 с.
- Бартон К. Как снимают мультфильмы / пер. с англ. М.: Искусство, 1971. 85 с.
- Беркова Н.Н. История анимационного искусства: учеб.-метод. Пособие. Алматы, 2001. 50 с.
- Курчевский В.В. Детское мультипликационное кино: вопросы эстетического и нравственного воспитания. М.: ВГИК, 1988. 54c.
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей / сост., предисл. Л.М. Волобуева. М.: Карапуз, 2001. 243 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада для всестороннего развития ребёнка"
Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцо...
Статья. Инновации в образовании. Проект: «Создание анимационных мультипликаций в детском саду как всестороннее развитие ребенка»
Актуальность. Описание создания мультфильма на собственом примере....
«Создание анимационных мультипликаций в детском саду как всестороннее развитие ребенка»
Шагая в ногу со временем, я изучаю инновационные процессы, которые касаются обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиес...
«Роль семьи и детского сада в речевом развитии ребёнка 3-4 лет»
Основные задачи речевого развития детей:- формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам);- формирование правильного звукопроизношения, правильного речевого дыхан...
Творческий проект «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка».
21 век – век компьютерных технологий. Сегодня дети не мыслят себя без компьютера, но мало кто из них владеет компьютерной техникой и современными технологиями так, чтобы это действительно ...
Тематический план работы по проекту «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребенка»
Тематический план работы по проекту...
Творческий проект «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка».
Актуальность. 21 век – век компьютерных технологий. Сегодня дети не мыслят себя без компьютера, но мало кто из них владеет компьютерной техникой и современными технологиями так,...