Памятка для родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.
материал (младшая группа)
Памятка учителя-дефектолога для родителей в группе для детей с нарушением интеллекта.В памятке указаны показатели развития детей к концу1-4 годов обучения по АООП.Что должны уметь дети к концу каждого периода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для родителей | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.
подготовила: учитель-дефектолог Утралинова Р.М
Показатели развития к концу первого года обучения
ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида
для детей с нарушением интеллекта (Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)
Дети должны уметь:
- называть свое имя;
- отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;
- показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;
- показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
- показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
- узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина.
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- различать свойства и качества предметов: мокрый — сухой, большой - маленький, сладкий — горький, горячий — холодный;
- воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик- шарик);
- сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
- складывать разрезную картинку из двух частей;
- учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький - для маленькой);
- дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).
- выделять 1, 2 и много предметов из группы;соотносить с количеством пальцев;
- понимать выражение столько ..., сколько ... .
- выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;
- соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры);
- показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;
- выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого .
- захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
- проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
- понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка,
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам; воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их).
Показатели развития к концу второго года обучения
ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида
для детей с нарушением интеллекта (Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)
Дети должны уметь:
- называть свое имя, фамилию, возраст;
- показывать и называть основные части тела и лица;
- знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач);
- выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды;
- называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;
- определять по изображениям два времени года: лето и зиму;
- определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;
- адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.
- различать свойства и качества предметов: маленький — большой - самый большой; сладкий - горький - соленый;
- доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);
- учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
- складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
- выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);
- пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
- выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»);
- называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?» - «Лимон кислый и желтый». «Яблоко какое?» - «Яблоко круглое и сладкое»);
дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием;
- дифференцировать слова, разные по слоговому составу: матрешка, кот, домик (с использованием картинок);
- выделять знакомое (заданное) слово из фразы.
- использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;
- пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно-практических задач;
- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности.
- сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счет, обозначая словами больше, меньше, поровну;
- осуществлять преобразования множеств, изменяющие количество, использовать один из способов преобразования;
- выделить 3 предмета из группы по слову;
- пересчитывать предметы в пределах трех;
- осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;
- выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех с открытым и закрытым результатами.
- высказывать свои потребности в активной фразовой речи;
- узнавать и описывать действия персонажей по картинкам;
- строить фразу, состоящую из двух-трех слов;
- рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;
- понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;
- отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные;
- отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;
- узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами.
брать мелкие предметы указательным типом хватания;
- выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
- показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);
- проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
проводить прямые непрерывные линии до определенной точки
слева направо, сверху вниз
- эмоционально включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре;
- играть небольшими группами, подчиняясь сюжету игры;
- по предложению педагога и воспитателя выполнять знакомые роли;
- воспроизводить усвоенные цепочки действий по всем указанным в программе темам;
- вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет;
- участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок.
- создавать знакомые для них постройки, состоящие из трех-четырех элементов, из различного строительного материала по образцу, играть с ними;
- называть основные детали, использованные при создании конструкций;
- позитивно реагировать на участие в коллективном конструировании и игре с использованием построек; узнавать и называть знакомые постройки и конструкции; передавать простейшие пространственные отношения между двумя или несколькими объемными объектами;
- отвечать на вопросы взрослого о процессе и результатах создания постройки.
Показатели развития к концу третьего года обучения
ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида
для детей с нарушением интеллекта (Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)
Дети должны уметь:
- называть всех членов своей семьи, знать их имена;
- находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);
- называть имя друга или подруги;
- рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;
- соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;
- складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;
- выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
- соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
- передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
- производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
- вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий — низкий;
- опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);
- обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;
- узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи): сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;
- разные свойства (яблоко - большое и маленькое, сладкое и кислое)
- иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, роли в деятельности людей;
- воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
- осуществлять счет в прямом и обратном порядке в пределах пяти;
- определять количество предметов и предметных изображений на картинках, расположенных в ряд расположении, в пределах пяти;
- сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;
- решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно, в пределах четырех;
- измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.
- иметь представления о повседневном труде взрослых;
- адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов;
- выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;
- называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
- называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;
- называть или определять по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;
- определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
- пользоваться в повседневном общении фразами из трех-четырех слов;
- употреблять в речи названия детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед;
- использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
- строить фразы по картинке, состоящие из трех-четырех слов;
- понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения, и отвечать на поставленные вопросы;
- понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;
- рассказывать наизусть 2-3 стихотворения, петь песенку, поддерживать беседу по знакомой сказке;
- проявлять элементы планирующей речи в игровой деятельности.
- застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде;
- показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках;
- выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;
- проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб;
- проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги;
- обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной;
- штриховать простые предметы сверху внизу
- играть вместе, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи;
- отражать в играх взаимоотношения между людьми;
- использовать в игре- предмет-заместитель;
- осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
- самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
- участвовать в драматизации знакомых сказок.
- различать конструкторы разного вида и назначения;
- создавать по просьбе взрослого конструкции, выполняемые детьми в течение года;
- создавать постройки по образцу, по представлению, по памяти (4-5 элементов);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)
Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Наши любимые игрушки» Побеседовать о школе, Дне Знаний; выя...
Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация)
Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Натюрморт из фруктов»(яблоко, груша, виноград на тарелке)(монито...
Сценарий выпускного праздника в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта
Сценарий выпускного в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Материал адресован воспитателям и музыкальным руководителям, работающим с детьми в группе компенсирую...
Сценарий осеннего праздника для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Музыкальное развлечение для детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности "Осенний праздник"...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
Повышение компетентности родителей в осуществлении коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций у детей посредством дидактических игр....
Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО по «Художественно-эстетическому» направлению (Музыкальная деятельность) в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью 3 – 7 лет).
Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО (Музыкальная деятельность) детей с нарушением интеллекта....
Сценарий выпускного праздника в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Звучит песня «Маленькая страна». Дети с воспитателями заходят в зал, встают полукругом, хлопают в ладоши.Ведущий 1: Ну, вот и все! Пора настала! Жалко все-таки деток наших!Ведущий 2: Да, н...