работа по технике речи с детьми, имеющими нарушения речи
методическая разработка по логопедии по теме

Федулова Оксана Юрьевна

Развитие коррекционно- развивающего направления работы с детьми связано с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности. Одним из вариантов подобной работы для нас оказалось участие детей с речевыми нарушениями в музыкально- театральной деятельности, как средство оптимизации коррекционного процесса. Работа над выразительностью речи детей с ОНР, со стёртыми формами дизартрии - процесс длительный, сложный, кропотливый, но весьма интересный. Приведём примеры игр и упражнений, которые мы использовали в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_vyrazitelnostyu_rechi_detey_s_onr.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коррекционно- развивающего направления работы с детьми связано с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности. Одним из вариантов подобной работы для нас оказалось участие детей с речевыми нарушениями в музыкально- театральной деятельности, как средство оптимизации коррекционного процесса.

Работа над выразительностью речи детей  с ОНР, со стёртыми формами дизартрии, с заиканием- процесс длительный, сложный, кропотливый, но весьма интересный.  

Работу по технике речи с такими детьми мы ведём в нескольких направлениях.

  1. Обучение детей приёмам мышечного расслабления
  2. Обучение детей правильному речевому дыханию, длительному, плавному выдоху
  3. Развитие силы и диапазона голоса
  4. Отработка чёткости дикции
  5. Обучение правильной интонации, развитие силы звучания, развитие темпа и ритма речи, умения расставить логические паузы и ударения.

Далее мы приведём примеры игр и упражнений, которые использовали в своей работе.

Мы знаем из опыта работы, что у детей с речевыми проблемами, в частности  со стёртыми формами дизартрии, с заиканием часто появляется излишнее напряжение в органах речи, сопровождающееся напряжением мышц плечевого пояса, шеи. Дети не могут сами справиться с ним. Напряжение препятствует свободной речи, правильному речевому дыханию, правильной подаче голоса.

Для начала требуется научиться расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи, живота, а затем только мышцы артикуляционного аппарата.

  1. Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя: сидя на стуле, опереться на спинку, руки на коленях свободны, ноги слегка расставлены.

Есть у нас игра такая-

Очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление- приятно!

  1. Попеременное напряжение и расслабление кистей рук, сжимание и разжимание кулачков
  2. Упражнение «Пружинки» для расслабление мышц ног

Волшебные пружинки выскакивают из пола и толкают наши стопы вверх, пятки остаются прижатыми к полу. Прижимаем стопы к полу, сильно, напрягаем, тяжело удержать, перестали нажимать на пружинки, ноги расслабились, отдыхаем.

  1. Упражнение «Штанга» для расслабления мышц тела, ног, рук. Будем заниматься спортом, встаньте, ноги пошире. Будем поднимать воображаемую штангу, она очень тяжёлая.Наклонитесь, возьмите её двумя руками, медленно поднимаем, руки напряжены, тяжело! Держим штангу над собой, держим, держим, крепче, руки сильные… Подержали, устали и бросили штангу .Руки резко опустились и повисли вдоль тела, отдыхают.

Можно использовать различные другие упражнения на расслабление мышц( «Тряпичная кукла», «снеговик растаял», «Кукла- марионетка»)

  1. Для расслабления и напряжения мышц артикуляционного аппарата используются многочисленные  известные комплексы логопедических гимнастик для щёк, губ, языка.
  1. Упражнение «Спать хочется»

Педагог (плавным, успокаивающим голосом): вы сидите на стуле. Откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте руки, ноги, тело, шею, плечи, щеки, язык…Закройте глаза. Постарайтесь вздремнуть, спокойно и глубоко дышите через нос: вдох, выдох, вдох, выдох…Действительно, захотелось спать. Глаза открываются с трудом, тяжёлые веки смыкаются. Надо заставить себя встать, но вы дремлете. Тело и речевой аппарат расслаблены: язык и губы двигаются медленно, вы с трудом повторяете за мной каждую строчку:

Спать пора, уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

 

Теперь попробуем ещё раз повторить стихотворение, но не давайте глазам закрыться. К концу каждой строки веки опускаются, но на следующей строке снова открываются.

  1. лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мышцы живота и спины. В таком положении полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело свободным. Проследите, чтоб ни одна группа мышц не была в напряжении.


Важнейшее условие правильной речи- это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Дыхание детей с речевыми нарушениями, особенно с дизартрией и заиканием, поверхностное, аритмичное. Объём выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение целой фразы. Цель тренировки правильного речевого дыхания- выработка длительного плавного выдоха,( а не умение вдохнуть побольше воздуха).Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный. Важно не задерживать дыхание, а сразу после вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе.

Упражнения для развития дыхания

  1. «Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

  1. «Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

  1. «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят чья птичка улетит дальше.

  1. «Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

  1. «Одуванчики»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

  1. «Бабочка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).

  1. «Чей кубик поднимется выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.

  1. «Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.

  1. «Задуй упрямую свечу»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ, тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках

Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойный вдох ртом, сразу же медленный, постепенный выдох- «гасим свечу», произнося ФФФФ. Отметить, у кого была самая упрямая свеча, похвалить тех, кто справился с непослушной свечой, т.е. того, кто более длительно выдыхал.

  1. «Шину прокололи»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках.

Сделать легкий вдох, и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине ( со звуком ШШШ)

  1. «Жук»

Цель:  развитие длительного, плавного выдоха, тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках

Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки верхи немного отвести назад, сделать лёгкий вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой         жук- ЖЖЖ, одновременно опуская руки вниз.

  1. «Комарик»

Цель: тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках.

Дети сидят на стульчиках, обхватив ногами ножки стульчика, руки на поясе. Сделать вдох, медленно повернуться в сторону, на выдохе показать, как  звенит неуловимый комарик ЗЗЗЗЗ, быстро вернуться в исходное положение, новый вдох- и поворот в другую сторону.

 

  1. «В море»

Цель: Произвольное управление выдохом при речевом дыхании.

Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки - в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они опускаются плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз.

  1. Упражнение "этажи"

Цель: Произвольное управление выдохом при речевом дыхании

Представьте, что вы шагаете по этажам, произносите на длительном выдохе.
и первый этаж... и второй этаж... и третий этаж... и т.д.

Упражнения для развития диапазона и силы голоса.

  1. Упражнение «Гудок»

Дети сидят прямо, голова и шея прямая, нижняя челюсть свободна, слегка опущена. Слитно, как гудок тяните гласный УУУУУУУ. Гудок не громкий, без напряжения, губы в положении хоботка. А теперь к гласному УУУУ добавьте О : ууоууоууоууоууо, теперь гласный А: ууаууаууаууаууаууа, затем Э :ууэууэууэууэууэ, , затем И: ууиууиууиууиууи. Губы всё время собраны в рупор, вытянуты.

  1. Упражнение «Лифт»

Покатаемся  на лифте  вверх(с повышением интонации) и вниз (с понижением). Повышение голоса сопровождаем движением руки вверх и вниз. Сначала отрабатываем гласные: ааааааааааааа (голос летит вверх, на одном выдохе), ааааааааааааааааа(понижаем голос, на следующем выдохе), затем слоги, затем слова.

  1. Упражнение "маляр"

    Представьте, что вы красите рамы окон или забор. Сопровождайте движение руки по вертикали такими словами: "и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…"при этом повышайте и понижайте интонацию голоса.
    Не закрепощайте кисть руки, она свободна, движения лёгкие, мягкие. Вначале мазки маленькие, только кистью руки. Далее идут такие же короткие слова: и вверх (один выдох), и вниз( второй выдох), и вверх(третий выдох), и вниз (4й выдох)…
    Потом движения становятся шире, увереннее, от локтя, слова тоже крупнее, голос поднимается выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх и вниз. Гласная шире, голос поднимается выше и опускается ниже.
  2. Упражнение «Качели» . Представьте, что вы качаетесь на качелях, ваш голос летит вверх, спускается вниз. Начинаем качаться на гласных, затем отрабатываем слоги, слова с понижением и повышением интонации
  3. Упражнение "этажи"

    Представьте, что вы шагаете по этажам, повышая голос, когда идёте вверх:
    и первый этаж... и второй этаж... и третий этаж... и т.д.
    Звук при этом направляется не вперёд, а вверх - в голову. Слова "кладутся" выше и выше. Фиксируйте это рукой. Когда выдержка и постепенность повышения голоса станут доступны, упражняйтесь в понижении и повышении голоса большими интервалами: и первый этаж... и пятый этаж... и десятый этаж... ( резко вниз) и подвал
  4. Упражнение "парашютист"

    Представьте, что совершаете парашютный прыжок. Сопровождайте плавный спуск словами: ( понижение голоса к концу строки)

Опускаюсь я медленно ниже и ниже,                                                                                                                А земля подо мною всё ближе и ближе…
Продолжаю снижаться, совсем уже низко…
Опустился ещё, как земля моя близко!
С голубыми озёрами, с ширью полей…
Рядом. Вот она! Крепко стою я на ней.

  1. Тот же приём на более простом материале: Представьте, что совершаете парашютный прыжок. Сопровождайте плавный спуск словами: ( понижение голоса к концу строки)

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска кончается,

Сейчас я упадуууууу!»

Чтобы научиться красиво говорить, необходимо выполнять упражнения на развитие дикции. Конечно же громкость и звучность голоса зависят от гласных. Но, также и правильное, чёткое произнесение согласных не менее важно для обеспечения красивого, мелодичного голоса. Звук, рождённый в гортани при помощи артикуляции, собирается, окончательно обрабатывается, формируется в чёткие, ясные звуки родной речи. Звуковой поток гласных оформляют именно согласные, которые выполняют главную смысловую и различительную функции.

  1. Начнём тренировку произнесения взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), задней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.

    Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:


п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...

к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …


Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки.

Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:


пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!

ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!

ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!


Далее включайте звонкие согласные:


бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!

ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!

гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!

ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!

ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!

фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!

цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!

чу! чо! ча! че! чи!


Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:


бу - бу - бу - бу - бупп!

бо - бо - бо - бо - бопп!

ба - ба - ба - ба - бапп!

бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!

би - би - би - би - бипп!

бы - бы - бы - бы - быпп!


Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".

гу - гу - гу - гу - гукк!

го - го - го - го - гокк!

га - га - га - га - гакк!

гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!

ги - ги - ги - ги - гикк!

гы - гы - гы - гы - гыкк!

ду - ду - ду - ду - дутт!

до - до - до - до - дотт!

да - да - да - да - датт!

дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!

ди - ди - ди - ди - дитт!

ды - ды - ды - ды - дытт!


ву - ву - ву - ву - вуфф!

во - во - во - во - вофф!

ва - ва - ва - ва - вафф!

вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф!

ви - ви - ви - ви - вифф!

вы - вы - вы - вы - выфф!

  1. Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:

От топота копыт пыль по полю летит.

Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.

Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!

  1. Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
  2. Всевозможные сочетания взрывных согласных развивают весь артикуляционный аппарат: "п-б" - губы, "т-д" - кончик языка, "к-г" - спинку языка. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении:

Птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы!

Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!

Кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты!

Гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!

Тпка! тпко! тпку! тпкэ! тпки! тпкы!

Дбга! дбго! дбгу! дбгэ! дбги! дбгы!

  1. Ещё одно упражнение на улучшение дикции:


Вагоны вперед покатили, как мячики:

ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики...

Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка.

Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь...

  1. Имитируйте, тренируя четкое произношение.

    Стук колёс поезда: тук-тУк-тук-тук-тук-тУк-тук-тук-тук…

    Пулемётная очередь: так-так-так-так-так-так…

    Цокот подков: цОк-цок-цОк-цок-цОк-цок-Цок…

    Быстрое звяканье ножниц: чик-чик-чик-чик-чик…

    Капли дождя: кап-кап-кап-кап-кап-кап…

    Чириканье воробья: чик-чирик! чик-чирик! чик-чирик!..

    Звук детского пистолета: пиф-паф! пиф-паф! пиф-паф!..

    Лягушка: ква-ква! ква-ква! ква-ква!..

    Дудочка: дудУ! дудУ! дудУ!..

    Дрожащий от холода: в-в-в-в-в-в-в-в-в-в-в…
  2. Игра «Горячая картошка»

Взрослый бросает «горячую картошку» (резиновый или теннисный мячик)и произносит цепочку слогов (пта-пто- пту) или слов , (на дальнейшем этапе можно и скороговорки). Желая как можно скорее избавиться от «горячей картошки» ребёнок должен точно повторить задание, если он не справляется после нескольких попыток, то «обжигается» и выбывает из игры. Побеждает тот, кто дойдёт до конца.

Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз, помогают русские народные скороговорки. Важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения, радости и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

  1. Игра со скороговорками «Испорченный телефон»
  2. Можно играть двумя командами. Капитан каждой команды получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепочке и последний член команды лучше и точнее произнесёт скороговорку.


Интонация - это ритмомелодический строй речи. Интонацию речи составляют: высота тона, сила звучания, темп, ударения и паузы.

  1. Необходимо научить детей расставлять логические ударения.  Упражнять в произношении одной и той же фразы с ударением (выделить голосом) на первом слове, затем на втором, на третьем.

НАШ Полкан попал в капкан.

Наш ПОЛКАН попал в капкан.

Наш Полкан ПОПАЛ в капкан.

Наш Полкан попал в КАПКАН.

  1. Научить произносить одну и ту же вопросительную  фразу с ударением на разных словах.

НАШ Полкан попал в капкан?

Наш ПОЛКАН попал в капкан?.

Наш Полкан ПОПАЛ в капкан?

Наш Полкан попал в КАПКАН?

  1. Учить на слух определять то слово, на котором стоит ударение, которое произносится сильнее, громче.
  2. Очень важно верное интонирование таких знаков, как запятая , точка, .знаки вопроса и восклицания. Дошкольники, не умеющие читать, не видят зрительно этих знаков тексте. Поэтому очень важно научить их слышать эти моменты. Здесь главный метод- выразительное чтение педагога, вот почему педагогу самому необходимо владеть техникой  выразительной речи. Надо учить детей повторять фразы и  стихотворения  за взрослым, повторяя и соблюдая все паузы, повышения и понижения голоса, логические ударения. Необходимо научить делать добор воздуха в конце строки или фразы, используя приём «Ступеньки». Одна строка- одна ступенька, берём воздух легко, быстро- в конце ступеньки, делаем маленькие остановочки- паузы на знаках препинания, выделяя голосом нужные моменты.
  1. Упражнение "добьюсь ответа"

    Возьмите текст:

Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?
Полили ли лилию?
Полили иль нет?


Желание получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом всё выше поднимается голос, . В последнем вопросе после самого высокого тона: "Полили?" - звук понижается на словах "иль нет?".

  1. Упражнять в произношении фраз, чистоговорок, скороговорок с разной интонацией, используя символы-схемы разных эмоций (радость, страх, обида и др)
  2. Изобразите, как сказал бы эту фразу , скороговорку  малыш, старушка, человек с больным зубом, человек с полным ртом воды и др. варианты
  3. Изобразите, как сказал бы эту фразу , скороговорку  такой человек или такой (фотографии разных людей- королева, учитель, сердитый мужчина и др. варианты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...

Годовой план работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Годовой план учителя-логопеда представлен следующими разделами: организационным, диагностическим, коррекционно-развивающим и другими разделами необходимыми в работе....

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...