Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений (из опыта работы)
консультация
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка. А это в свою очередь расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант. Развитие моторики ведет за собой развитие речи.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки.
В настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие.
Многие ,дошкольники и даже младшие школьники, не могут завязать шнурки, застегнуть пуговицу, поймать мяч, перекинуть его из руки в руку, неправильно держат ручку и карандаш, их движения неловкие, они не могут изолировать движения пальцев рук, не умеют работать с ножницами.
На своих занятиях я уделяю этому вопросу большое внимание.
Я использую пальчиковые игры. Для этого у меня составлена картотека пальчиковых игр.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика:
1 Развивает речь (упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга).
2.Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
3.Учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять.
4.При сопровождении упражнений стихами, речь будет более чёткой, ритмичной, яркой.
5.В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Параллельно развивается и память ребёнка.
6.Развивается воображение и фантазия.
7.После упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. Это поможет в дальнейшем в освоении навыков письма!
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только при регулярности их выполнения. Нужно выполнять ежедневно минут по 5.
Представляю некоторые из них:
Посуда
(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Раз, два, три, четыре,
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Мы посуду перемыли:
(Загибать пальчики по оному, начиная с большого)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку.
(Одна ладонь скользит по другой)
Мы посуду перемыли,
(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)
Так мы маме помогали.
Дружба
(Обхватив правой ладонью левую и покачивая в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Обхватив левой ладонью правую и покачивая в ритме стихотворения.)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца)
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Стишок для запоминания названий пальчиков
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл
(загибать/разгибать большой пальчик)
Указательный с порога
Указал ему дорогу
(загибать/разгибать указательный пальчик)
Палец средний –самый меткий.
Он снимает сливы с ветки
(загибать/разгибать средний пальчик)
Безымянный поедает,
(загибать/разгибать безымянный пальчик)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(загибать/разгибать пальчик мизинчик)
Сложность зависит от индивидуального уровня развития тонкой моторики рук каждого ребёнка.
Также для развития мелкой моторики я использую игры с предметами и дидактические игры: трафареты, счётные палочки, резинки ,прищепки, пазлы, мозаики, шнуровки, ракушки, камешки Марблс, бусы, кубики, мячи разного размера, пальчиковые бассейны.
Игра с прищепками, скрепками «Солнышко»
Можно прищепки цеплять непосредственно на пальчики, контролируя силу зажима.
Помимо развития мелкой моторики рук, игры направлены на развитие воображения, творческой фантазии.
При работе с трафаретами учимся обводить по контуру и правильно выполнять штриховку – сначала работаем с крупными картинками, потом переходим на мелкие.
Из счетных палочек, спичек дети выкладывают разные предметы, начинаем от самых простых и заканчивая сложными. Даю задания выложить по образцу, по памяти, придумать самому, как выглядит тот или иной предмет.
(Используем ещё и при автоматизации, например звука звука [Р] – ракета, морковь, забор)
Очень нравится ребятам играть с резинками. Специально для занятий изготовила пособие, сделанное из дощечки и разноцветных гвоздиков. Надевая резинки на гвоздики, дети получают , геометрические фигуры, буквы, цифры, предметы. Здесь идет повторение цветов, форм, фигур предметов. Вспоминаем, как ориентироваться в пространстве, стороны лево-право, верх-низ, учимся читать слоги.
При игре с резинками для волос, дети надевают их на свои пальчики по образцу, параллельно изучаем цвета, названия пальчиков, развиваем внимание.
Работая с пазлами, дети учатся соединять части в целое, у них развивается зрительная память, внимание. Мозаика развивает творческую фантазию, восприятие цвета.
Все эти упражнения ведут к укреплению мыщц рук, что помогает подготовить ребенка к письму.
Очень нравятся детям игры с камешками Марблс. Они очень привлекательные, приятные на ощупь.
В своей работе я их использую для составления различных рисунков, при автоматизации и дифференциации звуков. (например «Выстрой дорожку к мишке и собачке при дифференциации звуков [с] и [ш].
Для подготовки к школе учимся держать правильно ручку и карандаш ориентироваться на листе бумаги и в пространстве
Пишем графические диктанты ( детям очень нравится).
Для достижения цели веду работу с родителями. Для них я провожу индивидуальные консультации, даю рекомендации, устраиваю мастер-классы, родительские собрания, на которых знакомлю с дидактическими играми, которые применяются на занятиях. Совместная работа с родителями только улучшает результат и закрепляет знания детей.
Некоторые советы родителям.
Не нужно покупать какие-то специальные игры для развития моторики рук.
На кухне можно найти много полезных упражнений и игр для развития мелкой моторики рук.
Всегда под рукой есть различные крупы, которые подойдут для занятий
На манной или пшённой крупе можно рисовать пальчиками, выкладывать различные камешки, ракушки, даже просто перебирать крупинки пшена, зажимать их в кулачок. Можно в крупы прятать мелкие игрушки.
С детишкам постарще можно поиграть в «Золушку», дать задание перебрать крупы (отделить например горох от фасоли) , либо перебирать макароны разных сортов.
Эти упражнения не только развивают мелкую моторику, но и развивают мышление ребёнка, учат анализировать.
Если вы затеяли испечь пирожки или лепить вареники, то это можно делать вместе с ребёнком. Дайте ему кусочек теста, пусть он его разминает, отщипывает кусочки, катает колбаски, тыкает в него пальчиками, втыкает какие-то предметы, ту же фасоль. Можете сами спрятать игрушки, например от киндера и увидите сколько упорства ребёнок приложит к тому, чтобы вытащить их оттуда.
Лепка-это лучшее средство для развития мелкой моторики.
Можно сделать специальное солёное тесто:
1 стакан соли, один стакан муки, одна ложка растительного масла и половина стакана воды. Мешаем, на 2 часа в холодильник. Всё для творчества готово!
Помимо развития мелкой моторики вы будете развивать ещё и словарный запас малыша, оречевляя все предметы и действия, которые выполняете, а следовательно и расширять знания об окружающем мире.
Использованные в работе мною дидактические игры на развитие мелкой моторики рук дают положительные результаты и становятся эффективным способом работы. Занятия нравятся детям, помогают лучше усваивать изучаемый материал, они с желанием включаются в работу и выполняют задания.
В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.
Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы приводит к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.
В презентации представлен опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования, а также работа с родителями, мониторинг, пальчиковые игры...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи изобразительной деятельности. «Речь ребенка – в его руках».
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы...
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...
доклад из опыта работы на тему "Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР"
Доклад из опыта работына тему«Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Выполнила:С. А. Со...
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи пластилинографии".
Работа с пластилином требует внимания и усидчивости. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой у детей....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры «Шнуровка»
Специалисты в области детской психологоии и логопедии установили, что уровень развития речи детей находитя в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....