Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"
материал на тему

Гуть Наталья Викторовна

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуть Наталья Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Черлакский детский сад №9 комбинированного вида»

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы

Гуть Натальи Викторовны

по теме:

«Развитие мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста через художественно-конструктивную деятельность»

Черлак - 2015

 Содержание

 Введение ……………………………………………………………………………………………3

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….5

     1. Мелкая моторика, ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста ..……5

II.ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………

  1. Изучение  и анализ методической литературы…………………………………………….
  2. Исследовалось состояние мелкой моторики……………………………………………….

III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение

                                                           «Руки учат голову, затем поумневшая голова

                                                            учит руки, а умелые руки снова способствуют

                                                            развитию мозга»

                                                                                                                    И.П. Павлов

        Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

        Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

        Сегодня уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. В результате того что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку. А вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев.

  Актуальность.  Большинство  родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша  к школе, обращают внимание на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, т. к. развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и  письмом.

Проблема развития мелкой моторики рук  у детей  дошкольного возраста на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

        При поступлении ребенка в школу, недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации.

        К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, появилась необходимость  провести углубленную работу в этом направлении.

Цель – развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через художественно-конструктивную деятельность.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • совершенствовать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость и ритмичность;
  • формировать наглядно-образное пространство, композиционность, колористическое мышление;
  • развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в систематизации и обобщении материала по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста через художественно-конструктивную деятельность.

Свою работу разделила на несколько этапов:

  1. Изучение и анализ методической литературы.
  2. Исследовалось состояние мелкой моторики (методика «Дорожки», «Монометрический тест», методика рисования простых узоров).
  3. Практика
  4. Обобщающий – проверялась диагностическая эффективность работы.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  1. Мелкая моторика,  ее значение в развитии детей  старшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика (по утверждению М.М. Кольцовой) – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Движения руки человека, как писал И.Н.Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают все большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребенка.

По данным исследований, проведенных Л.В.Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б.И.Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Навыки  тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

        Начало  развитию мышления дает рука. В процессе деятельности        

мышцы рук выполняют  три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.

        Изучив  работы разных авторов по развитию мелкой моторики,  отметила, что один из них (Е.В.Черных,учитель г.Москва) отдал предпочтение штриховке и рисованию, другие (А.В.Мельникова, г.Краснодар) – теневому театру, третьи (З.И.Богатеева, г.Ульяновск).– лепке, конструированию.        

           Применение  в своей работе разных технологий (здоровьесберегающие, технология Т.Дороновой, Б.Неменского и др.) по развитию мелкой моторики, способствует саморазвитию ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий  выбирает ту, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая  личность.

Поставив перед собой цель, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, подобрали материал, постепенно формируя игротеку. Что же сюда вошло:

  1. Игры с пальчиками
  2. Пальчиковые игры с палочками, с прищепками
  3. Пальчиковые игры со стихами
  4. Физкультминутки
  5. Пальчиковый театр.

                  Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики:

  1. Рисование нетрадиционными техниками (пальцами, ладошкой, свечей, зубной щеткой и мн.др.)
  2. Аппликация (мозаичная, обрывание, из палочек и т.д)
  3. Конструирование из бумаги – оригами
  4. Лепка с использованием природного материала.

Ручной труд в развитии мелкой моторики:

  1. Шитье
  2. Нанизывание бус из бисера, бумаги, рябины
  3. Вдевание нитки в иголку
  4. Наматывание и разматывание нитки на катушку

 Развитие графической моторики:

  1. Рисование по трафаретам
  2. Штриховка
  3. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений
  4. Работа в занимательных прописях для дошкольников.

                  Развивающие игры:

  1. Мозаика
  2. Настольный строитель
  3. Пазлы
  4. Игры с прищепками, пуговицами.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата  возникла необходимость сделать работу  по развитию мелкой моторики  и координации движений пальцев рук  регулярной, используя  разные формы работы:

- фронтальные и подгрупповые занятия;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- совместная деятельность с родителями.

  1. Система работы по развитию мелкой моторики  у  детей  дошкольного возраста в МБДОУ «Черлакский детский сад №9 комбинированного вида» через художественно-конструктивную деятельность

        Художественно-конструктивная  деятельность широко интегрируется с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, по развитию речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности.

        В процессе работы  по развитию  мелкой моторики через творческую деятельность дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования было отмечено, что 15% детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики, 60% - средний, 25% - низкий.

Исходя из результатов исследовательской деятельности были поставлены следующие задачи: заинтересовать детей художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разных поделок, которые могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх, в оформлении помещений дошкольного учреждения, дома.  

Для решения  этих задач свою работу строю в соответствии с принципами:

  1.  Интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
  2. Сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.
  3. Индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенку, исходя из знаний особенностей его развития.
  4. Систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
  5. Доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно  детям.
  6. Проблемного обучения – дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
  7. Компетентности педагога – воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
  8. Игровой подачи материала – в своей работе воспитатель опирается на ведущий вид деятельности – игру.

     Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму. Все это способствуют развитию мелкой моторики.

    Дети любят создавать поделки и композиции из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков и др.), из камешков, пуговиц, путем обрывания бумаги, из ниток, способом тестопластики. Это ли не развитие моторики?

         Поощряя желание детей рисовать в свободное время, даем возможность ребенку в рисунке отражать окружающий мир, развивать фантазию, воображение. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки.

        Использование детьми в лепке разных  материалов  - составление узоров камешками, семенами растений, крупами -  это кропотливый, интересный  труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

        Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках.

        При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

        Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.  Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания.

        Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. 

 

        Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Без участия родителей сложнее решать все задачи воспитания и обучения. Знакомим родителей с тем, чем занимаемся с детьми через:

  • Консультации по вопросам обучения и воспитания
  • Изготовление папок-передвижек
  • Оформление информационного стенда для родителей
  • Беседы
  • Родительские собрания
  • Семинары
  • Проведение совместных праздников

Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.         Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

 Постепенно, работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Для того, чтобы проверить эффективность проделанной работы, было проведено контрольное обследование детей группы. В результате исследования было отмечено, что 10% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, 60% - средний уровень, 30% -высокий уровень. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты работы по развитию мелкой моторики видны в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому  стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем следует продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

  •  развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • формировать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость и ритмичность;
  • совершенствовать наглядно-образное пространство, композиционность, колористическое мышление;
  • развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.

        Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

        

Литература

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.
  5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http// www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М., 2010.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Казаковой Р.Г. – М., 2007.
  9. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
  10. Эйнон  Д.Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

Приложение

Консультация для родителей

«Занимательная аппликация»

- Добрый день, уважаемые родители!  Сегодня мы с вами  поговорим о нетрадиционных техниках аппликации.

Что такое аппликация? Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке.

Аппликация способствует совершенствованию движений пальцев рук, развитию зрительно-двигательной координации, внимания, усидчивости, развивает двигательную память через тактильные ощущения.

Аппликацию можно выполнять из различных материалов, что развивает тактильное восприятие; работа с мелкими и хрупкими деталями способствует развитию аккуратности, точности движений; запоминание последовательности действий способствует развитию памяти; а так же развивается ориентировка на плоскости при расположении изображения на листе бумаги; закрепляются знания o цвете, форме и величине предметов. Не забывайте в процессе выполнения работы обговаривать с детьми выполняемые действия; название инструментов и материалов; части, цвет, размер и расположение деталей изображения - это развивает внимание и речь детей. Детям нравятся такие занятия и обычно выполняют их они с удовольствием и усердием.

Хорошо такие занятия проводить и дома: они не требуют большой подготовки, ребенок успокаивается, находится при деле, совместная работа с родителями, ваше внимание к ребенку вызывает положительные эмоции, что тоже важно.

Аппликацию можно выполнять из:

-различной бумаги - цветной, папиросной, гофрированной, салфеток, рельефной, картона;

- из ваты;

-ткани и ниток;

-природного материала;

-круп;

-бросового материала.

Для аппликации нужно:

•        клеенка на стол;

•        кисточка для клея;

•        подставка для кисточки;

•        небольшая баночка для клея;

•        небольшой кусок клеенки или пластика для работы с клеем;

•        небольшая тряпочка для прижимания проклеенных деталей;

•        салфетки для рук;

•        небольшой поднос (неглубокая емкость) для заготовок;

•        коробочка для обрезков, мусора.

Хочу рассказать вам о некоторых, наиболее интересных видах аппликации из различной бумаги и других материалов, а вы попробуйте сделать аппликацию вместе с детьми дома.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КУСОЧКОВ ЦВЕТНОЙ БУМАГИ

«Деревья», «Животные», «Цветы», «Игрушки», «Фрукты, овощи» и т.д.

http://detskij-sad.ru/images/89.jpg

Для работы понадобятся: нарезанные из цветной бумаги или журналов небольшие кусочки бумаги соответствующих задуманному изображению цветов — на подносе; листы светлого картона или плотной бумаги; простой карандаш; клей; инструменты для аппликации.

Сначала нужно нарисовать на листе бумаги контурное изображение простым или цветными карандашами. Затем выбирать соответствующие по цвету кусочки цветной бумаги и приклеивать их на контур.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ РВАНОЙ БУМАГИ

«Животные», «Фрукты, овощи», «Осеннее дерево», «Зимний лес», «Снеговик» и т.д.http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//ilona-schulga.narod.ru/img/art_aplikacia_900.jpg&mb=imgdb_preview_1621

Сначала надо нарезать цветную бумагу на части (четырехугольники) соответствующие размеру и количеству частей изображения. Затем на этих кусочках бумаги нарисовать контур и обрывать края бумаги точно по контуру. Из полученных частей выложить на листе изображение и приклеить - получается «пушистое» изображение. Мелкие детали - глаза, снег, нос и т.д. – можно сделать из маленьких кусочков бумаги (тоже рваная аппликация) или дорисовать фломастерами.

ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ МЯТОЙ БУМАГИ

«Фрукты», «Яблоки на ветке», «Виноград», «Снеговик», «Цыпленок», «Мишка» и т.д.

Для работы понадобится цветная бумага: заготовки квадратной или прямоугольной формы соответствующих размеров; листы светлого картона или плотной бумаги; клей; инструменты для аппликации. Квадраты или прямоугольники цветной бумаги нужно сначала смять, а затем разгладить на столе руками.

Положить бумагу цветной стороной вниз и загнуть края к середине, чтобы получился круг или овал. Намазать клеем только загнутые края и приклеить на лист бумаги, располагая изображение в соответствии с задуманным сюжетом. Можно сначала расположить изображение на листе, а затем приклеивать по частям. Дополнить изображение можно мелкими деталями из кусочков рваной бумаги.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ШАРИКОВ

«Бусы», «Салют», «Яблоки на яблоне», «Снегопад», «Снеговик» и т.д.

Для работы понадобятся бумажные салфетки или цветочная гофрированная бумага; листы светлого картона или плотной бумаги; клей; инструменты для аппликации. Сначала нарезать бумагу на квадраты соответствующих размеров. Затем загнуть края к середине и скатать шарик, аналогично сделать следующий и т.д. Выложить из шариков изображение и приклеить. Часть изображения можно нарисовать фломастером. Можно обклеить маленькими шариками контурное изображение по контуру или полностью.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ЖГУТИКОВ

«Травка», «Дорожка», «Дождик», «Волны на море» и т.д.

Для работы понадобятся бумажные салфетки или цветочная гофрированная бумага; листы светлого картона или плотной бумаги; клей; инструменты для аппликации. Сначала нарезать бумагу на прямоугольники соответствующих размеров. Затем сложить прямоугольник по диагонали и скатать жгутик, аналогично сделать следующий и т.д. Выложить из жгутиков изображение и приклеить.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ РЕЛЬЕФНОЙ БУМАГИ

«Здания», «Улица города», «Теремок», «Грузовик» и т.д.

Для аппликации понадобятся листы картона или плотной бумаги, клей, инструменты для аппликации и вырезанные заготовки из рельефной бумаги. Их можно сделать из середины от упаковочной коробки, из бумаги в коробках от конфет, рельефных обоев или любой рельефной бумаги. Выложить из готовых частей изображение на листе, а затем приклеить их.

Приложение 2

Конспект занятия в подготовительной группе

 (нетрадиционные техники рисования).

Тема: «ЗИМНЯЯ НОЧЬ»

Цели:
 Познакомить детей с новой техникой рисования «Набрызг», «Кляксография».

1. Образовательная: Учить свободно экспериментировать с материалами, необходимыми для изображения снежинок, звёзд, деревьев нетрадиционными способами рисования.
2. Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технические умения для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы). 
Вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов. 
3. Воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «коммуникация», «художественная литература»,  «художественное творчество»

Направление:

Познавательность речевого развития.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; знает правила поведения в природе.

Предварительная работа: 
1. Экскурсия в зимний лес, парк. 
2.Рассматривание картин «Зимние забавы», «Речка замёрзла». 
3.Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Пришла, рассыпалась клоками ... », Т.Лагздынь «Снегопад».

Оборудование: 
Белый лист (А4), фартуки, зимние картины, аудиозапись, зубные щётки, трубочки, тушь синего и чёрного цветов, костюм зимы.

                                                           

Ход:

(Дети стоят на ковре, на котором лежат снежинки разных цветов)

Воспитатель: Это действительно необыкновенное, волшебное время года. У меня такое настроение, что хочется совершить чудо! Хотите повстречаться с самой зимой? 
Дети: Да.

Под музыку воспитатель превращается в зиму. Надевает корону, накидку, берет волшебную палочку.

Зима: Здравствуйте, дети! Я частенько наблюдаю за тем, как вы резвитесь на улице, вижу ваши румяные лица, слышу здоровый смех. Сейчас зазвучит волшебная музыка, и я превращу вас в легкие пушистые снежинки, вы закружитесь и отправитесь в зимнее путешествие. 
Звучит музыка из альбома Чайковского «Времена года», «Зима»

Зима: А теперь расскажите, кто, где побывал, что интересного увидел? 
Дети: Дети рассказывают, что их снежинки побывали на катке, в лесу, на заснеженной березе, из окна видели стайку снегирей, которые клевали рябину, они летали вокруг снеговика у лыжников, вместе с детьми играли в снежки, полежали на крыше, прокатились на машине, в автобусе, покружились над детским садом. 
Зима: посмотрите, вы, прилетели в картинную галерею, как вы думаете, кто написал эти картины? 
Дети: Ответы детей. 
зима: О чём эти картины, какое время года изображено? 
Дети: Изображена зима. 
Зима: Как вы догадались? 
Дети: Ответы детей. 
Зима: Чем они вам понравились? Глядя на картины, хочется послушать стихотворение.

Ребенок: 
«Туча вниз швыряет снег,
Засыпает снегом всех.
На сверкающий ледок
Лёг пушистый холодок.
Туча снегом знай трясёт-
Всё сугробы выше
Неужели занесёт
Город наш по крыши!?»

Зима: Какие замечательные строки! Спасибо! Ребята, как вы думаете, чем можно нарисовать зиму? 
Дети: Ответы детей. 
Зима: Я познакомлю вас с новой техникой рисования - рисование «набрызгом» и «кляксографией». Смешные слова, но это очень красиво получается на листе бумаги.

(Показ образца, объяснения всех способов рисования)

Физ. минутка. (Игра «Волшебное превращение»)
Мы - снежинки
Мы - снежинки
(дети стоят свободно, руки вверх)
Мы - зимние снежинки
Мы на веточке сидели,
(покачались)
ветер дунул, полетели.
(разбегаются)
Мы летели, мы летели,
А потом летать устали
(бегают, кружатся) 
Перестал дуть ветерок
-Мы присели все в кружок
(приседают на корточки)
Ветер снова вдруг подул
И снежинки быстро сдул
Все снежинки полетели
и на землю тихо сели.
Зима: А сейчас мы с вами нарисуем «Зимний вечер». У вас у каждого в розетках лежат звёздочки, домик, месяц. Снежинки будем делать из помидорных хвостиков. Наденьте ваши фартуки. 
Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите звезды, дом, снежинки на листе бумаги, где нарисуете кустики, дерево. Вы готовы?

(Звучит музыка)

Дети: Ответы детей.
Зима: приступайте.

(Работа детей. Индивидуальная помощь.)

Зима: Как красиво! У вас получились очень интересные работы. Давайте полюбуемся вашими работами. Какой дивный, сказочный, зимний вечер. А вам нравятся ваши работы? 
Дети; Ответы детей. 
Зима с детьми обсуждают каждый рисунок: чем нравится своя работа, что получилось, что нет?
Зима: Закрепляем, каким способом рисовали с детьми. Дать оценку всей работе детей. Похвалить.

                       

Приложение 3

  Игры с предметами домашнего обихода.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутк...

Мастер-класс по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс по теме:  «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста  через разные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов...

Мастер класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики ...

Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....