доклад из опыта работы на тему "Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР"
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Доклад из опыта работы
на тему
«Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Выполнила:
С. А. Сорокина, воспитатель
г. Николаевск-на-Амуре
2011 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………...
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы……………………..
Глава II. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….
Глава III. Организация ручного труда с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………….
III.1. Формы и методы работы по ручному труду……………………
III.2. Организация предметно-развивающей среды………………….
III.3. Работа с родителями……………………………………………...
Глава IV. Анализ результатов диагностики…………………………..
Заключение……………………………………………………………...
Библиография
Приложения
Стр.
2
4
7
10
10
17
18
20
22
Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В. А. Сухомлинский.
Введение.
Из результатов ежегодного планового обследования детей дошкольных учреждений г. Николаевска-на-Амуре видно, что в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников (Приложение №1).
Работа по преодолению недоразвития речи дошкольников ведется по нескольким направлениям. Одним из эффективных методов коррекции речи является развитие мелкой моторики.
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с задержкой речевого развития отстает и развитие движений пальцев рук, при этом может быть нормальной и даже выше нормы общая моторика. У таких детей отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Проводимая ежегодно диагностика показывает, что у детей с ОНР недостаточно развита моторика рук. Они с трудом владеют ножницами, плохо рисуют карандашами и красками. В школьном возрасте у таких детей наблюдается дисграфия. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, так как это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста являются занятия по ручному труду.
Поэтому задалась целью создания своей системы работы по организации ручного труда с дошкольниками с ОНР.
Цель достигалась с помощью решения следующих задач:
1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме.
2. Выявление уровня развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
3. Применение эффективных, оптимальных форм, методов и приемов работы по ручному труду с учетом новейших достижений науки и практики, компенсаторных возможностей детей.
4. Анализ результатов диагностики по развитию мелкой моторики рук.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы.
Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии движений рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Аналитический обзор научных данных показывает, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи (В. И. Бельтюков, М. М. Кольцова, Л. А. Кукуев, Л. А. Новиков, и д.р.). Движения рук исторически, в ходе развития человечества, оказывали существенное влияние на становление речевой функции. Сопоставляя результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов, М. М. Кольцова пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей (речедвигательной области Брока и речеслуховой – Вернике) совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от мускулатуры рук. Автор специально подчеркивает, что влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (Приложение № 2).
Рядом исследователей доказано (Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе дошкольников с ОНР (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева). Н. Н. Поддьяков, Л. В. Куцакова в своих работах заявили, что одним из средств развития мелкой моторики является ручной труд, в процессе которого согласовываются движения глаз и рук, совершенствуется их координация, гибкость, точность в выполнении действий.
В своей работе я опираюсь на комплексную Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой. В ней Л. В. Куцакова представила программу и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2-7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание воспитательно-образовательной работы, раскрыта методика с учетом возрастных особенностей детей. Однако в данном пособии больше внимания уделяется учебной деятельности на занятии и мало отражена совместная деятельность педагога и ребенка, нет разнообразия используемого материала. Поэтому изучила и включила в свою деятельность ряд методических пособий, предлагающих обширный выбор новейших, современных техник и направлений: тестопластика, бумагопластика, квилинг, работа с крупой, швейной фурнитурой и т.д.
Так в своем пособии «Соленое тесто» И. В. Гусева дает рекомендации по изготовлению изделий из соленого теста. Она утверждает, что «занятие этим оригинальным видом лепки поможет дошкольнику ощутить себя творцом, развить воображение и фантазию, эстетический вкус». Наряду с этим у детей формируется мелкая моторика и координация движений рук.
В книге «Самоделки из разных материалов» автора Г. И. Перевертень даны краткие сведения по материаловедению, характеристика инструментов и приспособлений для работы по изготовлению поделок. Он утверждает, что «данная деятельность является прекрасным средством для развития творчества, умственных способностей, мелкой моторики рук, конструктивного мышления детей».
В пособии «Поделки из природных материалов» автор И. В. Черныш предлагает изготовление поделок не только из традиционных материалов (листьев, цветов, шишек), но и из рыбьей чешуи, яичной скорлупы, яблок и картофеля, что способствует, по мнению автора, формированию зрительно-моторной координации, творческой самореализации детей.
Немаловажное значение для развития мелкой моторики рук у дошкольников имеет работа с бумагой: плетение, оригами, папье-маше. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. В своей работе «Чудесные поделки из бумаги» З. А. Богатеева особое внимание акцентирует на обучение дошкольников технике оригами. Автор утверждает, что этот раздел бумагопластики способствует развитию творческого воображения ребенка, художественного вкуса, умению намечать последовательность операций и стремлению к получению положительного результата.
При создании своей системы работы я опиралась на методические рекомендации, предложенные данными авторами, учитывая основные направления работы:
- развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР;
- воспитание нравственно-ценных мотивов труда, их общественной направленности;
- ознакомление с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;
- формирование художественного вкуса.
Таким образом, система по организации ручного труда включила в себя: постановку цели, создания предметно – развивающей среды, планирование, использование разнообразных направлений и техник, работу с родителями, мониторинговая деятельность, внешние связи.
Глава II. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста.
Психофизиологические особенности детей 5-6 лет позволяют активно включать их в разнообразные виды трудовой деятельности, которую организуют воспитатели в детском саду, обеспечивая тем самым наиболее успешное всестороннее развитие и воспитание старших дошкольников.
Дети старшего дошкольного возраста успешно овладевают основными движениями. У них усиленно развиваются мелкие мышцы, активно идет процесс окостенения мелких костей запястья, движение кисти и пальцев рук становятся устойчивее, точнее, улучшается согласованность движений. К 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти, умение выполнять мелкие движения с предметами. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Кроме того, для старших дошкольников характерны: живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Поэтому в этом возрасте не следует постоянно упрекать ребёнка в промахах, акцентировать внимание на недостатках.
В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания воспитателя, а также придерживаться существующих правил поведения.
У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения.
Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила поэтапной работы. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.
Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничивать свои желания, быть сдержаннее.
Заметно повышается умственная и физическая работоспособность дошкольника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а во-вторых, с чередованием игры, труда, занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка.
Заниматься ручным трудом надо начинать как можно раньше, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется 5-6лет. Желание трудиться во многом зависит от эмоционального настроя ребенка, развития его социальных чувств. Тогда любое задание, даже требующее от дошкольника сравнительно большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им охотно выполняться; поэтому важно использовать сюрпризные моменты, обыгрывание тогда сам процесс труда и его результат будет сопровождаться положительными эмоциями. Позитивное отношение к труду также формировала, используя интерес самого ребенка к данному виду трудовой деятельности. Положительный эмоциональный настрой детей поддерживала результатами выполненной работы, старалась пробудить у них любознательность и самостоятельность.
Своеобразие ручного труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.
Однако нельзя превращать труд в игру. Да и сами пяти-шестилетние дети, как правило, отделяют игру от труда, начинают относиться к нему серьезно, с чувством ответственности за его результаты. Недаром педагоги и психологи считают, что труд для ребенка старшего дошкольного возраста становится самостоятельной практической деятельностью, в процессе которой можно успешно решать важнейшие воспитательно-образовательные задачи. Понимание специфики детского труда позволит взрослому помочь ребенку поставить цель конкретной трудовой задачи и в ходе совместной работы, а также самостоятельных действий ребенка достичь ее выполнения. Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию необходимо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у ребенка начинают складываться (конечно, постепенно) представления об общественной полезности трудовой деятельности человека. Они еще недостаточно устойчивы, но постепенно приобретают большую глубину, устойчивость и активность, особенно если деятельность ребенка сопровождается положительными эмоциями. Поэтому мотивы трудовой деятельности ребенка и эмоции неразрывно связаны между собой.
Таким образом, правильная организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста играет важнейшую роль, во-первых, в общем интеллектуальном развитии ребёнка, во-вторых, в овладении навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучение.
Глава III. Организация ручного труда с детьми дошкольного возраста.
III.1. Формы и методы работы по ручному труду.
Система моей работы основана на принципах педагогической дидактики (доступности, наглядности, научности, последовательности) и состоит из следующих блоков:
- блок специально организованного обучения в форме занятий;
- блок совместной деятельности;
- блок свободной самостоятельной деятельности.
Все указанные блоки занимают свое место в педагогическом процессе, поскольку каждый имеет значение для наиболее эффективного решения задач по ручному труду.
В блок специально организованного обучения в форме занятий включила задачи, реализация которых направлена на обучение определенным умениям и навыкам по ручному труду, а также на развитие сенсомоторных, психических функций согласно планированию.
В блоке совместной деятельности решались задачи по социализации, создавались условия для закрепления полученных навыков. Работа с детьми в рамках этого блока исключала специально организованные занятия. В данной деятельности выступала в позиции партнера – инициатора, с учетом индивидуальных особенностей поощряла детскую активность. Создавала условия самостоятельного завершения ребенком начатой совместно работы.
В блоке свободной самостоятельной деятельности обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает вид деятельности, отвечающей его способностям и интересам.
Для этого обеспечивала предметно-развивающую среду, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно находилась за кругом детской деятельности. Являлась потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства. Помогала войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения. В свободной деятельности ребенок актуализировал способности и умения, складывающиеся на занятиях и в совместной деятельности со взрослым.
Для обеспечения системного обучения дошкольников разработала перспективный план по организованной деятельности для детей старшей и подготовительной групп. В планировании учитывала лексическую тематику, выделила задачи по ручному труду и по развитию речи. Так же разработала перспективное планирование по совместной деятельности воспитателя с детьми (Приложение № 3)
Организация работы по блокам способствовала более углубленному усвоению детьми полученных навыков, развитию коммуникативной компетентности, повышению самооценки.
Занятия по ручному труду проводила по направлениям. На протяжении нескольких занятий знакомила детей с одним видом материала (Приложение № 4)
Первое направление – работа с бумагой и картоном.
На первых занятиях я познакомила детей с разными видами бумаги (газетная, глянцевая, гофрированная, обойная, картон и т. д.), ее свойствами. Так, дети узнали, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, значит с ней можно действовать по-разному. Они исследовали возможности применения бумаги, сминая, сгибая, разрезая, разрывая ее на части. Из тонкой бумаги дети создавали открытки, картины способом обрывания, из более плотной - мелкие игрушки. С целью проверки умений и навыков, освоенных детьми, начинала с простых поделок из бумаги, постепенно переходя к изготовлению наиболее сложных композиций (картины, панно).
На первом этапе работы с бумагой использовала следующие методы:
1. Обрывание;
2. Изготовление объемных поделок из салфеток; (Приложение № 5).
3. Элементы квилинга;
4. Оригами.
Для обучения техники оригами сначала упражняла дошкольников в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам. Затем перешла к обучению складывания базовых форм (Приложение № 6), основе которых дети учились изготавливать различные поделки (Приложение № 7)
Дошкольники с удовольствием работали с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. В процессе изготовления поделок из различных бумажных форм развивалась мелкая моторика, кинестетическое восприятие, приобретался новый опыт.
Второе направление – работа с природным материалом.
Работа с природным материалом ― шишками, берестой, яичной скорлупой, перьями птиц и пр.― дала возможность познакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.
Во время прогулок, экскурсий вместе с детьми заготавливали необходимый для работы материал: листья, цветы, ветки, шишки и т. д.
На начальном этапе предлагала детям выполнить поделки по показу, затем дошкольники сами учились различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создавали фантастические образы (Приложение № 8).
С каждой новой сделанной поделкой к детям приходил опыт, благодаря которому они находили варианты изготовления тех или иных деталей. Это помогло развить смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание создавать новые композиции.
Третье направление – работа с нитками и тканью.
Работа по шитью, вышиванию, плетению привлекала детей своими результатами.
При работе с тканью и нитками дети узнавали, что они бывают разного качества, прочности, толщины. В процессе этих занятий у детей развивались творческие способности: вкус, чувство цвета, выбор художественного образа, что помогло открыть им большие возможности для развития инициативы, формирования положительных эмоций.
На первом этапе познакомила детей со швом «вперед иголкой». Чтобы линия шва получалась прямая, на ткани предварительно наносила наметки карандашом, закрепляла лоскут в пяльцах. Если шов получался неровный, я занималась с этим ребенком дополнительно
Следующим этапом было обучение пришиванию пуговиц, вначале с двумя, а потом с четырьмя дырочками. Дети пришивали их к кукольным наволочкам, рубашкам и другой одежде. Затем познакомила воспитанников со швом «через край», которым они учились обметывать петли, обшивать платочки, салфетки. Особые трудности возникали при завязывании у детей узелка в конце шва, выполнять ровный шов.
С первых занятий дети относились к шитью по-разному, неодинаково протекало и формирование навыков. Сразу выделилась группа детей, которые испытывали трудности не только потому, что работа была для них новой, но потому, что сами отличались несобранностью, неуверенностью, неусидчивостью. Одни, не умея шить, расстраивались, когда у них не все получалось, бросали работу, другие нерешительно брались за дело, потому что шили неуверенно, медленно. Но были и такие, которые настойчиво старались довести начатое дело до конца.
Я стремилась создать положительный настрой у всех ребят в ожидании результата работы, оказывала им помощь, поддержку. Особо сложную часть работы мы выполняли вместе с ребенком. Давая задания детям, подходила к этому дифференцированно. Так, для медлительных, застенчивых детей уменьшала объем работы. Проводя индивидуальную работу с ними, показывала, сравнивала, терпеливо объясняла последовательность выполнения действий. Постепенно дети овладели умением шить аккуратно, в достаточно быстром темпе (Приложение № 9).
После этого познакомила детей с шитьем по выкройкам, наносить контур на ткань, вырезать, сшивать детали. Особенно детям нравились занятия, где был организован совместный труд, в котором каждый ребенок выполнял не всю работу целиком, а лишь определенное задание. Так, подгруппа детей наносила выкройку на ткань, другая вырезала детали, третья группа сшивала части, а четвертая — набивала ватой. При такой организации от качества работы одних детей зависел результат других. Это позволило развивать у детей самоконтроль, взаимовыручку. Первая мягкая игрушка (пингвин) не у всех получилась удачной: у некоторых детей части выкройки были сшиты небрежно, редким швом, другие набили игрушку ватой неплотно, и такие пингвины были неустойчивыми.
Организуя такой коллективный труд, учила детей тщательно проверять качество своей работы. Сшитые своими руками игрушки дарили детям младших групп. Так вводились в жизнь группы правила совместной, дружной работы.
На следующем этапе дети украшали игрушки, созданные своими руками, чтобы они выглядели более привлекательными и разнообразными. Такие игрушки они использовали в самостоятельной игровой деятельности. К середине года выделилась группа детей, по-настоящему увлеченных этим делом. Они планировали работу по шитью, сами определяли алгоритм действий для создания какой-либо поделки. По своей инициативе они обшивали кукол, самостоятельно подбирали выкройки по размерам, сами кроили. Проявляя фантазию, выбирали ткань для шитья, украшали изделие бахромой, кружевом.
Коллекция игрушек также пополнялась за счет изделий, выполненными руками взрослых.
Особый интерес у детей вызвала работа с нитками. На первом этапе мы с детьми нарезали и приклеивали нитки разного цвета и размера. Создавали панно и картины, используя различные виды ниток (Приложение № 10). С целью создания объемных поделок дети с удовольствием наматывали клубочки, создавали цветные спиральки из ниток, используя для этого подручный материал (мячики, карандаши и т.д.). Наиболее сложным процессом в работе с нитками явилось вышивание. Поэтому к этому виду деятельности приступили только в подготовительной группе. Предлагала детям иглы с большим ушком, более толстые нитки, которые при шитье оставляют четкий след на ткани. При выполнении панно, салфеток использовали технику пришивания деталей «петельным швом».
Постепенно дети освоили все приемы работы с нитками и тканью.
Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками. Сколько радости получили дети от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки. Не меньше удовольствия доставило им изготовление подарков, сувениров для родителей, друзей.
Такая работа дала возможность научить детей оценивать собственную деятельность: они не только анализировали образец и планировали последовательность действий, но и контролируя себя по ходу работы, соотнося свой результат с образцом.
Четвертое направление – работа с бросовым материалом.
Особый интерес у детей вызывала работа с бросовым материалом, в который вошли все виды упаковки, катушки, поролон, пластмассовые бутылки, картонные цилиндры. Материалов множество и почти все из них можно использовать для поделок.
Сначала учила детей обклеивать коробки бумагой, дополнять их деталями. У них получались занимательные персонажи сказок, фигурки животных. Затем дети соединяли коробки между собой, усложняя конструкцию. Впоследствии это позволило создавать коллективные работы, в том числе макеты. Например, макет «Улица города», «Школа», «Зоопарк», персонажи для театрализации (Приложение № 11). Эти работы дети с удовольствием использовали для обыгрывания в самостоятельной деятельности.
Большие коробки стали хорошей сценой для кукольного театра, оборудованием для сюжетно-ролевых игр. Для изготовления декораций или для сооружения препятствий, используемых на физкультурных занятиях, послужили коробки разных размеров.
Пластмассовые бутылки применяли для изготовления вазочек, музыкальных шумовых инструментов. При этом использовали смешанные техники, поделки украшали бумагой, бусинками.
Работа с бросовым материалом помогла детям обрести уверенность в своих силах, сформировать стремление создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника.
Четвертое направление – работа с крупой.
Эта работа интересная, кропотливая и сложная, так как материал очень мелкий и сложен в использовании. На занятиях дети знакомились с различными видами круп, семян. Сравнивая их, дошкольники видели, что они различаются по форме, размерам и цвету, и именно это позволило создавать оригинальные панно и картины. Кроме того, объяснила детям, что манную и рисовую крупу можно красить гуашью, что позволяло разнообразить оттенки. Также использовали в работах естественные цвета круп: гречневую – коричневый цвет, перловую и пшеничную – серый, пшено – желтый и т. д. Из гороха, тыквенных и арбузных семян получались панно с крупным рисунком, орнаментом.
Начиная работу с крупой, сначала вместе с детьми подбирала рисунок. Затем упрощала его, убирая все линии и детали, которые трудно выложить из круп и семян. Сначала создавали фон композиции. Для этого учила детей укладывать семена, как бы утапливая их в рамку, чтобы они не выступали. После этого мы подбирали по цвету и размеру семена и крупы для самого рисунка (Приложение № 12).
Работа с данным материалом также позволила развить у детей мелкую моторику рук. Их действия стали уверенными, движения пальцев более точными.
Пятое направление – тестопластика.
Тесто - это очень пластичный материал, хорошо тянется, благодаря чему его можно скручивать, переплетать различные детали изделия, что невозможно с другими материалами для лепки.
В начале познакомила детей с историей тестопластики, рассказала, что своими корнями этот вид лепки уходит в далекое прошлое и тесно связан с народными обычаями, праздниками, домашним укладом.
При изготовлении изделий из теста познакомила детей с некоторыми особенностями работы с этим материалом:
- при соединении деталей надо смачивать их водой для лучшего склеивания;
- лепить изделия надо на той поверхности, на которой будем его сушить;
- изготавливать лучше плоскостные украшения, так как тесто быстро оседает.
Начиная работу с тестом, обучала раскатыванию его скалкой, вырезанию фигурок стекой, созданию на них фактуры с помощью крупы, зубочисток, цветных ниток.
Затем особо акцентировала внимание детей на украшение изделий налепами, переплетенными и скрученными узорами, оттисками.
Дошкольники с интересом изготавливали различные фигурки животных, панно, подвески, подарочные изделия (Приложение № 13).
В дальнейшем учила детей расписывать готовые изделия, придавая всей фигуре или ее отдельным кусочкам различные оттенки с помощью гуашевых красок. В зависимости от замысла дети выбирали разные виды росписи:
- плотная роспись: сначала наносили слой белой, затем изделие раскрашивали гуашью;
- прозрачная роспись: изделие расписывали без нанесения белой гуаши.
Тестопластика является прекрасной возможностью для развития эстетического вкуса, творческого мышления, воображения.
Шестое направление – работа со швейной фурнитурой.
Сам вид и красота фурнитуры вызывает у детей интерес. На первых занятиях мы знакомились с разнообразием пуговиц, пайеток, учились различать их по форме, цвету и материалу. Затем составляли из них различные узоры и композиции по шаблону, приклеивая их на картон. В дальнейшем дети приступили к работе с бусинками и бисером. Работа с этим видом фурнитуры более трудоемкая, поэтому начинала обучать детей изготовлению простых изделий: браслетов, бус в один ряд. Далее учила дошкольников различным переплетениям: круговое, двойное. На их основе дети изготавливали маленькие фигурки: бабочки, стрекозы, осьминожки (Приложение № 14). Огромное удовольствие получали дети, создавая украшения для себя, мам и бабушек: браслеты, бусы, кольца, брошки в виде насекомых. Не все дошкольники овладели техникой бисероплетения одинаково, так как некоторые имели слабо развитую моторику рук. Более усидчивые, терпеливые дети заинтересовались этим видом ручного труда, занимаясь им в домашних условиях.
Такая работа позволила улучшить координацию движений пальцев рук, развить глазомер, сформировала усидчивость, внимательность.
Некоторых из моих воспитанниц, будучи школьниками, посещают кружок бисероплетения в доме творчества.
III.2. Организация предметно-развивающей среды.
Для организации деятельности по ручному труду создала предметно-развивающую среду. Материал подбирала совместно с детьми. Во время прогулок, экскурсий приучала дошкольников собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб окружающей природе. В основном необходимые для поделок растительные материалы собирала в период их полного созревания. Гербарий из листьев и растений оформляла вместе с детьми. Пополнению уголка по ручному труду способствовали родители. В специальный шкаф по отдельным коробкам поместила материалы и оборудование для работы по различным техникам. Для удобства пользования на коробках наклеила маленькие изображения тех предметов, которые в них лежат. Внутри каждую коробку поделила на ячейки, например, для хранения желудей, ниток, пуговиц. На верхней полке выделила место для периодически меняющихся выставок (поделки детей, макеты, совместные работы детей и родителей). Это позволило дошкольникам сравнивать свою поделку с другими, обсуждать изделия, выделять более интересные работы.
Дети могут пользоваться любым материалом, находящимся в уголке ручного труда. В свободное время они имеют возможность самостоятельно организовывать трудовую деятельность. Практикуется как индивидуальный ручной труд, так и коллективный.
Создание предметно-развивающей среды способствовало развитию у детей умения создавать художественные образы, формированию эстетического вкуса, стремлению к познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.
III.3. Работа с родителями.
Немаловажное значение имеет сотрудничество с родителями. Приобщая их к совместной работе, проводила родительские собрания на следующие темы: «Влияние ручного труда на развитие мелкой моторики рук» «Эстетическое воспитание дошкольников через ручной труд». На индивидуальных консультациях обсуждала детские работы, отмечая слабые и сильные стороны поделок, направляя родителей на оказание помощи ребенку в овладении определенных навыков. Все это дало положительные результаты. Зная, что ручной труд непосредственно влияет на развитие мелкой моторики рук, родители стали с интересом относиться к детским поделкам. Неоднократно организовывала в группе выставки работ, сделанные детьми совместно с родителями. Привлекала родителей к изготовлению коллективных работ, макетов, панно в совместной деятельности с детьми. Например, участвуя в экологическом проекте «Берегите птиц», привлекла родителей для изготовления кормушек из бросового материала. (Приложение № 15) Разработала рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук (Приложение № 16), которые публиковались в газете «Меркурий – пресс». Такие мероприятия помогли сформировать у дошкольников инициативность, коммуникабельность, самостоятельность.
Таким образом, в результате проведенной работы по организации ручного труда были выявлены положительные изменения, как в развитии мелкой моторики рук, так и в речевой сфере.
Данная система работы способствовала развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок у детей постепенно складывалась система специальных навыков и умений. Большое влияние занятия по ручному труду оказали на умственное развитие ребенка, способствовали улучшению внимания – повысилась его устойчивость, сформировалась произвольность.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития ребенка. Это способствовало развитию его личности, индивидуальности, творческого потенциала.
У детей появились такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, выработалась способность к слаженным действиям всего коллектива, ответственность друг перед другом.
Глава IV. Анализ результатов диагностики.
Свою работу по ручному труду построила на диагностической основе, руководствуясь принципами системности и комплексного подхода в изучении особенностей развития ребенка. Это помогло мне не только выявить умения и навыки дошкольников, но и целенаправленно спланировать работу и создать предметно-развивающую среду по ручному труду для детей с ОНР с учетом коррекционных логопедических задач.
Обследование уровня развития мелкой моторики рук проводила по методике Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
При первичном обследовании у многих детей был выявлен низкий уровень развития тонкой моторики. В старшей группе 18,7% детей с трудом смогли достать мелкие предметы из сухого бассейна, 31,3% детей не регулировали силу нажима при работе карандашом, стольким же дошкольникам особо трудно давалось задание «шнуровка», 6 % детей не могли с силой сжать пальцы в кулак. (Приложение № 17)
Диагностические данные были подтверждены моими наблюдениями, проводимыми во время занятий и в самостоятельной деятельности. Дети плохо владели ножницами, испытывали трудности в рисовании, лепке из-за слабости кистей и пальцев рук. Наряду с проблемой в развитии мелкой моторики рук у детей наблюдались недоразвитие связной речи, что было выявлено с помощью модифицированной методики М. А. Поваляевой «Пересказ текста»: были отмечены значительные сложности при пересказе предложенного текста, нарушения цельности и связности рассказов, а также грамматического строя речи.
Апробация системы работы по организации ручного труда способствовала достижению намеченной цели в решении поставленных задач. Мониторинговые исследования, проводимые на протяжении ряда лет, указывают на эффективность проделанной работы.
Анализ результатов диагностического исследования показал, что в целом состояние мелкой моторики к концу подготовительной группы улучшилось: высокий уровень - 56,3%, средний – 43,7%, низкий уровень - 0 (Приложение № 18). Это отражено в сравнительной диагностике (Приложение № 19)
С целью глубокого обследования готовности руки к письму мной был использован тест Керна-Йерасика (Приложение № 20). С этим заданием справились все дети группы.
Сравнительный анализ диагностик уровня развития связной речи детей старшей группы и при поступлении в школу показал, что речевое развитие у дошкольников поднялось на более высокую ступень к концу подготовительной группы: высокий уровень - 60% , средний – 40%, низкий – 0% (Приложение № 21).
Работа в данном направлении способствовала тому, что впоследствии ни у одного из моих выпускников при обучении в массовой школе не возникло трудностей в обучении. Средние показатели успеваемости в первом классе у моих детей не отличались от показателей успеваемости их сверстников, не имеющих речевых нарушений.
Заключение
Мой опыт по развитию мелкой моторики рук в процессе ручного труда является репродуктивно – творческим. Он основан на государственной программе по трудовому воспитанию детей, коррекционных методиках и практическом материале. Работа в этом направлении является двигательным психотренингом для детей с ОНР, которая развивает такие психические функции как: внимание, речь, все виды памяти, волю и направлен на развитие творческого воображения и фантазии.
Разработанные мной формы и методы оказались наиболее оптимальными и эффективными в развитии мелкой моторики через ручной труд. Успешное применение практического материала (перспективное планирование, конспекты занятий, практический материал и т.д.) способствовало его внедрению в другие структуры педагогического процесса в ДОУ воспитателями, учителями-логопедами (в занятиях, в выставках, для оформления праздников и развлечений, в природные уголки, для подарков родителям, а также самостоятельной игровой деятельности детей). Мой опыт широко используется в практической деятельности студентами педагогического колледжа. Занятия со студентами провожу по проблеме сенсомоторного развития детей с ОНР.
Таким образом, апробация моего опыта по проблеме «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» подтвердило его практическую пригодность.
Рекомендации для родителей
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому слабую руку дошкольника необходимо развивать.
Детям для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
· различные виды мозаики;
· фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
· игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
· лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
· игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Подберите пуговицы разного цвета и размера, предложите ребенку выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность.
· Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
· Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
· Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
· Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
· Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
· Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Веселых игр вашему малышу и его маленьким пальчикам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Безопасность жизнидеятельности ребенка в быту" | 1.11 МБ |
найди лишний предмет | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: - у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни; - не понимание потенциальной опасности в быту; - отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.
Цель: дать детям знания о правилах безопасного поведения в быту, мерах предосторожности при обращении с огнем, электроприборами. Задачи: -знакомство детей с правилами поведения в опасных ситуациях; -формирование навыков безопасного поведения в опасных ситуациях путем участия в различных видах деятельности; -закрепление правил поведения в опасных ситуациях и практических навыков в условиях игрового пространства; -обучение детей применению полученных знаний в конкретных ситуациях; -развитие чувства ответственности за свои поступки; -повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности детей.
В содержание образовательного процесса включала: 1 . Решение ситуативных задач с детьми; 2 . Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»; 3 . Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»; 4 . Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности; 5 . Тематические беседы, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы дома нет», «Каждому опасному предмету – свое место» и т.д. 6 . Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр; 7 . Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни». 8 . Проект по безопасности «Один дома»
В средствах обучения и воспитания образовательного процесса применяла: 1. Чтение художественной литературы. 2. Беседы с детьми на темы: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь! », «Один дома» и т. д. 3. Создала образовательное пространство, где дети могли познакомиться с разным материалом по основам безопасности. 4. Обогащала игровую среду такими элементами, которые стимулировали познавательную активность детей. Применяемые методы ознакомления детей с основами безопасности Метод сравнения Метод моделирования ситуаций Игровые приемы 1. Одним из приемов была воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогали игры-драматизации, которые включала в НОД (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта». 2. Придумывание сказок на разные темы: «Как я спасал куклу от пожара», « О доме, где я живу и где много электрических приборов… » и т.д.. 3. Повышению активности детей помогали игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывало сочетание разнообразных средств на одной НОД. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. НОД-инсценировки : «Когда мамы нет дома».
Результатом стали следующие показатели: 1 . Сформированность знаний об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. 2 . Умение ребенка пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. 3 . Проявление на практике осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 4 . Соблюдение правил поведения в быту.
Диагностика по ОБЖ начало года конец года 1 - низкий 36% 0% 2 - средний 48 % 46% 3 - высокий 12 % 54%
Моделирование ситуаций
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Ознакомление с электроприборами
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ...
Обобщение педагогического опыта: "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
В статье представлены цели, задачи, содержание работы по развитию мелкой моторикик посредством изобразительной деятельности....
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...
Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...