Сообщение из опыта работы на тему «Пальчиковые игры, как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_tvorcheskiy_otchet.doc | 96 КБ |
palchikovaya_gimnastika.doc | 68 КБ |
igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.doc | 568 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры
как основа развития мелкой моторики и речи
детей дошкольного возраста
Воспитатель: Кудашова Л. В.
Содержание
Введение
Что такое «игры с пальчиками»?
- Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
- Принципы подбора игр
- Группы пальчиковых игр и их назначение
- Заключение
- Список литературы.
- Приложение. Содержание пальчиковых игр применяемых в работе при коррекции речи у заикающихся детей 4 – 7 лет.
Введение
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж»
В. Лирясова.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение.
Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.
При выборе темы творческого отчёта возникло желание осветить и проанализировать не «сухие» страницы теории, а остановиться на какой-нибудь «детали», которая в ходе работы с детьми дошкольного возраста имела далеко не «детальное» значение. И тут выбор пал на «пальчиковые» игры. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.
Я работаю воспитателем уже 10 лет в логопедической группе с заикающимися детьми и считаю, что игры, тренирующие мелкую моторику рук, способствуют развитию речи у детей.
Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?
Все эти вопросы помогли сформулировать цель данной работы: определение своеобразия «пальчиковых» игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
Что такое «игры с пальчиками»?
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
- Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
На сегодняшний день, я в своей работе придерживаюсь следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.
Возраст | Содержание | Технология | ||
С 3 до 4 лет | Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой | С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении | ||
С 4 до 5 лет | Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы | При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук | ||
С 5 до 7 лет | Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) | Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет |
- Принципы подбора игр
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
- сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
- использовались изолированные движения каждого из них.
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.
На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:
- на расслабление;
- в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).
- Группы пальчиковых игр и их назначение
С нашей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому мы разделили их на группы и определили назначение.
- Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
- Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
- Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
13
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
- Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Заключение
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Список литературы
- Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004. – 236 с.
- Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – С. 33-37.
- Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст]: метод, пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
- Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
- Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
- Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.:Дельта, 1997. – 256 с., ил.
- Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – С. 56-58.
- Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Сост. Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 186 с.
- Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С. 60-64.
- Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр [Текст]: развивающие игры и оригами для детей и взрослых / М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с., ил.
- Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.
Приложение. Содержание пальчиковых игр применяемых в работе при коррекции речи у заикающихся детей 4 – 7 лет.
Рыбки
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Прятки
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Белка
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
Мы рисовали
(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Улей
(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками – пчелы улетели)
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Пчела
(Помахать руками.)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
(На каждое название насекомого загибать один пальчик.)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Моя семья
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Пальчик-мальчик
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.)
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Летела сова
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.
Медузы
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!
Повстречались
(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
Повстречались два котенка: “Мяумяу!”,
Два щенка: “Авав!”,
Два жеребенка: Игого!”,
Два тигренка: “Ррр!”
Два быка: “Муу!”.
Смотри, какие рога.
Гости
(Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
- Мама, мама!
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Что, что, что?
(Постукивают мизинцы.)
- Гости едут!
(Постукивают указательные пальцы.)
- Ну и что?
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
- Здрасьте, здрастье!
(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
Чмок, чмок, чмок!
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку – кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас – беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!
Берёза
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Варим кашу
(Чертим пальцем круги по ладошке. Сорока-ворона можно заменить на имя вашего ребёнка)
Сорока-ворона кашу варила,
Кашку варила, деток кормила.
(Загибаем пальцы по одному, начиная с мезинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Подёргать большой палец)
А этому не дала.
(Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши)
Он сено не косил,
Корову не доил,
Тесто не месил,
И печку не топил.
Веснянка
(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко
(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
Золотое донышко!
(2 раза прыжки на двух ногах)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Бег на месте)
Побежал в саду ручей,
(Взмахи руками, как крыльями)
Прилетело сто грачей,
(медленно приседаем)
И сугробы тают, тают,
(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)
И цветочки вырастают
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены”. Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – “бутончик тюльпана”)
Дружба
(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, Дети «здороваются» пальцами
обеих рук, начиная с больших.
«Идут» указательными и
В лес идём мы погулять средними пальцами обеих рук по
столу.
Загибают пальцы, начиная с
большого.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И дедуле отнесём.
«Наша группа»
В нашей группе все друзья. Дети ритмично стучат
Самый младший- это я. кулачками по столу.
Это Маша, Разжимают кулачки,
Это Саша, начиная с мизинца.
Это Юра,
Это Даша.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы,
начиная с большого.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают
кулачки.
Листья берёзы,
Листья рябины, Загибают пальцы, начиная с
Листья тополя, большого.
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и
указательным пальцами.
«В гости»
В гости к пальчику большому Дети выставляют вверх
Приходили прямо к дому: большие пальцы обеих рук.
Указательный и средний, Соединяют поочерёдно назы-
Безымянный и последний – ваемые пальцы с большими на
обеих руках одновременно.
Сам мизинчик- малышок Сжимают пальцы в кулак, вверх
выставляют только мизинцы.
Постучался на порог. Стучат кулачками друг о друга
Вместе пальчики – друзья, Сжимают ритмично пальцы в
Друг без друга им нельзя. кулачки.
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, Дети сжимают пальцы в кулаки
большие пальцы опускают вниз
и как бы прыжками двигаются
ими по столу.
А вторые догонять, Ритмично двигают по столу
Указательными пальцами.
Третьи пальчики – бегом, Двигают средние пальцы в
быстром темпе.
А четвёртые – пешком. Медленно двигают безымянными
пальцами по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал Ритмично касаются поверхности
стола мизинцами.
И в конце пути упал. Стучат кулачками по
поверхности стола.
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Дети изображают сложенными
Рыбке весело играть. вместе ладонями, как плывёт
рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывёт
рыбка.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение
обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».
Рыбка быстро уплыла.
«Урожай»
В огород мы пойдём, Дети идут по кругу,
Урожай соберём. взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг
руками – 3 раза
Щавеля нарвём немножко. «Рвут»
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись
за руки.
«Игрушки»
На большом диване в ряд Дети попеременно хлопают
Куклы Катины сидят: в ладоши и стучат кулачками.
Два медведя, Буратино, Загибают поочерёдно пальцы.
И весёлый Чипполино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять Попеременно хлопают в ладоши
Помогаем нашей Кате и стучат кулачками.
Мы игрушки сосчитать.
«Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей Дети ритмично сжимают
Прилетело? Мы расскажем. И разжимают кулачки.
Две синицы, воробёй, Загибают по одному
Шесть щеглов и голубей, пальцу на каждое название
птицы.
Дятел в пёстрых пёрышках,
Всем хватило зёрнышек. Сжимают и разжимают
кулачки.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, Дети загибают пальцы,
начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение
ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг,
сжимая ладони вместе, гладят
одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальцем.
Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок.
Два – поймаем. Приседают, ловят снежок.
Три – уроним Встают, роняют снежок.
И ……..сломаем. Топают.
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка: Дети переплетают пальцы рук,
большими пальцами изображают
верхушку «ёлочки».
Шишечки, иголочки. Выставляют указательные пальцы.
Шарики, фонарики, «Шарики» из пальцев вверх-вниз.
Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего
пальцев; обе ладони складывают,
пальцы сжимают.
Звёзды, человечки. Складывают ладони, расправляют
пальцы; ставят средний и указатель
ный пальцы на стол.
«Вышли мы во двор гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, - Дети загибают пальцы по одному.
Вышли мы во двор гулять. «Идут» по столу указательным
и средним пальцами.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальцами
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись. Кладут ладони на стол то одной,
то другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладони.
Съели суп, и спать легли. Двигают воображаемой ложкой;
кладут руки под щёку.
«Гномики – прачки»
Жили-были в домике Дети сжимают и разжимают
Маленькие гномики: кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Загибают пальцы, начиная с
больших.
Раз, два, три, четыре, пять - Разгибают пальцы, начиная с
мизинцев.
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.
Токи – рубашки, Загибают пальцы, начиная
Пики – платочки,
Лики – штанишки, с больших.
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
«Компот»
Будем мы варить компот, Дети держат левую ладонь «ковши
ком», «мешают» указательным
пальцем правой руки.
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному,
Грушу будем мы рубить начиная с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. «Варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая Дети ритмично хлопают в
ладоши и ударяют кулачками
попеременно.
Да весёлая.
Два у лавки стоят, Загибают большие пальцы на
обеих руках.
Два учиться хотят, Загибают указательные пальцы
на обеих руках.
Два Степана у сметаны Загибают средние пальцы.
Объедаются.
Две Дашки у кашки Загибают безымянные пальцы.
Питаются.
Две Ульки в люльке Загибают мизинцы.
Качаются.
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, Кисти рук имитируют
«бутон» цветка.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питание Двигают ритмично
пальцами вместе и врозь.
Дружно дают под землёй корешки. Имитируют «корни».
«Большие и маленькие»
Были маленькие мы, Дети сгибают и прижимают пальцы
к ладони.
Стали вдруг большие. Растопыривают пальцы.
Шалунишки, шалуны, «Фонарики».
А дружные какие!
Солнцу рада детвора. Сцепляют пальцы обеих рук в замок,
Пусть поярче светит! ладони сжимают.
Пляшут с самого утра
На полянке дети.
Подвижные игры:
«Лётчик»
Быть шофёром хорошо, Дети бегут по кругу, крутят
А лётчиком - лучше. воображаемый руль.
Я бы в лётчики пошёл, Бегут, расставив руки, как крылья.
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, Останавливаются, наклоняют
воображаемый сосуд.
Завожу пропеллер. Выполняют круговое движение
Правой рукой.
«В небеса, мотор, вези, Бегут, расставив руки.
Чтобы птицы пели».
«Маленький кролик»
Маленький кролик, Дети скачут по кругу, приложив
пушистенький кролик «ушки»-ладони к голове и двигая
ими вперёд-назад.
Всех нас смеяться заставил
до колик: Останавливаются, держатся за
животики.
Прыгал за белкой, за уткой скакал, Сначала прыгают на прямых
ногах, потом вприсядку.
Лапкой тюльпан поднимал, как
бокал. Останавливаются, поднимают
воображаемый бокал к лицу.
Ах, как смешно его уши торчали! Делают «ушки» из ладоней.
Мы хохотали, души в нём не чая, Держатся за животы.
Но, на опушке заметив лису, Смотрят из-под руки.
Он подмигнул нам и скрылся Подмигивают, разбегаются.
в лесу.
«Солнышко»
Солнышко, Дети стоят в маленьком кругу;
Колоколнышко, шагают назад, максимально
расширяя круг, держась за руки.
Ты пораньше взойди, Поднимают руки вверх, тянуться
на носочках-вдох, фраза на вдохе.
Нас пораньше разбуди. Опускают руки-выдох, фраза на
выдохе.
Нам в поле бежать, Бегут по кругу, взявшись за руки.
Нам весну встречать.
«Берёза»
Берёза моя, берёзонька. Дети идут хороводом, взявшись
за руки.
Берёза моя белая, Меняют направление движения.
Берёза моя кудрявая.
Стоишь ты, берёзонька, Встают, поднимая руки вверх (вдох).
Посреди долинушки, Опускают руки (выдох)
На тебе, бе6рёзонька, Поднимают руки (вдох).
Листья зелёные,
Под тобой берёзонька, Опускают руки (выдох).
Трава шёлковая.
«На лужайке поутру»
На лужайке поутру Дети встают в круг,
Мы затеяли игру. беруться за руки.
Я-подснежник, ты-вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре - Делают четыре шага назад,
Раздвигайте круг пошире. расширяя круг.
А теперь мы ручейки, Бегут по кругу.
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. Раздвигают круг.
Становитесь в круг опять, Смыкают круг.
Будем в солнышко играть. Бегут по кругу.
Мы – весёлые лучи, Тянуться на носочках,
руки вверх.
Мы – резвы и горячи. Прыгают на носочках,
руки на поясе.
«Ласточки»
Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками
Все люди глядели. изображают полёт птиц.
Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной,
Все люди дивились. как бы складывают крылья.
Сели, посидели.
Взвились, полетели. Бегут по кругу, взмахивают руками.
Полетели, полетели.
Песенки запели.
«Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, Дети маршируют.
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, Тянуться, подняв руки над головой,
сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, три, потянись. Тянуться.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу.
«Клён»
Ветер тихо клён качает, Дети наклоняют корпус вправо-влево
Вправо-влево наклоняет.
Раз-наклон и два-наклон.
Зашумел листвою клён.
Ш-ш-ш-ш…… Произносят звук (ш), легко встряхивая
кистями рук.
Предварительный просмотр:
Игры для развития мелкой моторики
1. Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашеную воду пипеткой.
2. Упражнение с пинцетом
В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.
3. Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
4. Помпоны и пинцет
Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.
5. Помпоны и щипцы
Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.
6. Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
7. Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
8. Болты и гайки
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
9. Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
10. Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
11. Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
12. Рисунок из фасоли
На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.
13. Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.
14. Мозаика
Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
15. Скрепки
Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.
16. Зубочистка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
17. Цветной песок
Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.
18. Наматывание ниток
Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
19. Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
20. Конструкторы и пластилин
Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.
Упражнения с прищепками
Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.
Для игр вполне подойдут бытовые предметы, например, прищепки.
- Прицепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.
- Вырежьте из картона ежика, предложите ребенку надеть ежику "колючки".
- Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.
- Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
"Рыбалка".
Сделайте удочку - к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.
“Жмурки с прищепками”.
Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.
Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой – голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает.
“Быстрые пальчики”.
Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.
Играют 4–6 детей (2–3 – команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.
"Прищепки в корзинке".
Что приготовить: корзинку с деревянными бельевыми прищепками.
Попросите ребенка поставить на его рабочее место корзинку с прищепками. Предложите, вынимая прищепки одну за другой и взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки. Ребенок работает самостоятельно.
Прежде чем малыш начинает писать, его мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы его пальцы легко и твердо удерживали орудие письма — карандаш или ручку. Многократное повторение движения сжимания и разжимания с усилием бельевой прищепки отлично тренирует кончики пальцев правой или левой руки. Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить, левша он или правша. Исправлять эту склонность не следует. Однако можно лишь приветствовать работу ребенка обеими руками.
Ежик изготовлен из плотного картона. Он двухсторонний, обе стороны одинаковые. Мордочка и ножки ежики – из самоклеющейся бумаги. Глазки, носик, ротик – нарисованы.
Этот ежик изготовлен из линолиума.Глазки, носик, ротик – нарисованы. Цель всех этих упражнений - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.
Упражнения с пуговицами
Эти упражнения весьма эффективны и не менее увлекательны для ребенка. Обведите любую пуговицу (так, чтобы она не сдвигалась с места), половинку пуговицы, две пуговицы, составленные вместе, и т.д. и предложите ребенку узнать предметы, которые «спрятались» в этом силуэте. После того, как ребенок научится самостоятельно обводить пуговицы, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Рисунки можно «оживлять» (нарисовать глазки, ротик, носик), а также вырезать и разыгрывать с ними представление.
Вот еще несколько упражнений на развитие мелкой моторики с помощью пуговиц:
* катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальчиком по очереди;
* нанизывание пуговиц на нитку или проволоку;
* пришивание пуговиц к детской и кукольной одежде;
* раскладывание пуговиц на столе от самой маленькой до самой большой (или наоборот);
* складывание пуговиц одну на одну так, чтобы получилась высокая прочная пирамида;
* запускание пуговиц, поставленных на ребро (какая дальше прокатится — большая, маленькая или среднего размера);
* решение примеров и задач, проведение игр на определение состава числа из двух меньших чисел (например, у ведущего в руках шесть пуговиц. Если в левую руку он положит четыре пуговицы, сколько пуговиц у него будет в правой руке? - Две).
Функциональные застежки
Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию пальцев.
Но это занятие можно усложнить и разнообразить за счет формы пристегивающихся предметов.
Вот коврик с пуговицами.
К нему прилагается некоторый набор тканевых форм с прорезями посередине, которые можно пристегнуть к пуговицам. Можно придать тканевым формам образность. Пусть, например, это будут цветы и фрукты. Тогда упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — морскую (если пристегивать надо будет рыбок) или лесную (если в качестве форм выступят силуэты животных).
Пуговицы в интерьере
Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру.
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, проводите их в форме соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, шпателей, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.
Не забывайте, что развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости, воображения, творческих способностей, мышления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
В моей работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребён...
"Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2014-2016 учебный год по теме «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план....
Консультация для родителей "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста".
Пальчиковые игры -это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности....
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеЧто такое «игры с пальчиками»?1. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр2. Принципы подбора игр3....
Пальчиковые игры - как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
Развивать малыша с пелёнок - модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, ко...