Формирование элементарных математических представлений у детей 2-3 лет
учебно-методический материал (младшая группа)
Формирование математических представлений у малышей способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "ФЭМП для детей 2-3 лет" | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений
у детей 2-3 лет
Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного - математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями.
В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Дети, которые обладают данными сенсорно -математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада.
В возрасте 2-3 лет ребёнок приобретает наглядно - действенный тип мышления. Следовательно, идеальным же решением для работы с детьми это будет использование дидактических игр.
Ребёнок 2-3 лет познаёт окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой.
Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление.
Чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро. Использование дидактических игр сделает знакомство ребёнка с математикой лёгким и увлекательным.
Количество
- привлекать детей к формированию групп однородных предметов;
- формировать умение различать количество предметов: один – много;
- развивать умение видеть общий признак предметов группы;
- учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
- формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
Величина
- привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрёшка – маленькая матрёшка, большие мячи – маленькие мячи);
- развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине.
Форма
- формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);
- ознакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве
- продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада);
- учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты;
- расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);
- учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Ориентировка во времени
- формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.
Развивающие игры для детей 2 - 3 лет
«Найди пару». Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать.
Материал: карточки с парными предметами «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Фрукты», «Овощи».
«Разложи конфеты по корзинкам». Игра способствует разбитию навыков классифицирования по цвету.
Пришёл в гости грустный Мишка.
Что ты Мишка так не весел?
Что ты голову повесил?
«Я по лесу пробегал,
И конфетки потерял»
Дети помогают Мишке. Красные конфеты кладут в красную корзину, а жёлтые конфеты – в жёлтую корзину.
Материал: Мишка – игрушка на руку, конфеты из гофрированной бумаги красного и жёлтого цвета по количеству детей.
«Угостим Зайчика морковкой». Игра на развитие умения различать
Количество предметов: один – много.
Пришёл в гости грустный Зайчик.
Что ты Зайчик так не весел?
Что ты голову повесил?
Зайчик грустный, потому что голодный, давайте угостим Зайчика морковкой. Дети кладут в корзину по одной морковке. Сколько морковок ты положил? (Одну морковку). Сколько стало морковок в корзине? (Много морковок). Зайчик благодарит детей, и они играют с Зайчиком в прятки.
Материал: Зайчик – игрушка на руку, корзина с морковками.
«Зайчик спрятался». Игра на развитие умения слышать и называть пространственные предлоги, соотносить их с местом расположения (в, на, под). Где спрятался Зайчик? (В домике). Где сидит Зайчик? (На стуле). Куда залез Зайчик? (Под стол, в машину).
Материал: Зайчик – игрушка на руку, игрушечный настольный дом.
«Один - много». Игра на развитие умения различать количество предметов: один – много. Игры с детьми на музыкальном занятии и на прогулке: «Собери букет из листьев», «Собери букет для мамы», «Дождик кап-кап».
Материал: листья, цветы по одному на каждого ребёнка.
«Кто где спит». Игра на развитие умения слышать и называть пространственные предлоги, соотносить их с местом расположения (в, на, под). Стихотворение Ю. Чичева.
Спит зайчонок под кустом,
Лягушонок под листом.
А бельчонок спит в дупле,
Червячок уснул в земле.
Воронёнок спит в гнезде.
Бродит сладкий сон везде.
Спят крольчата тихо в клетке.
Засыпайте, спите, детки.
В небе месяц спит двурогий.
Медвежонок спит в берлоге.
Дремлют кони на лугу,
Лодки спят на берегу.
Перепёлки спят в полях,
Ветер спит на тополях.
Сказки в книжке спят на полке.
Муха спит за полкой в щёлке.
Спят котята возле кошки -
Постелили им в лукошке.
Спит с мышонком в норке мышь.
Ты в кроватке с книжкой спишь.
Только ангел твой не спит.
Он во сне тебя хранит.
«Счётные палочки». Игра помогает не только освоить счёт, но и познакомиться с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат), понятием о симметрии. Материал: набор счётных палочек.
«Большие и маленькие». Игра способствует разбитию навыков классифицирования. Дети раскладывают большие кубики в большую коробку, а маленькие кубики в маленькую коробку.
Материал: набор из больших и маленьких кубиков, по два кубика на каждого ребёнка, две коробки.
«Что катится, что не катится». Игра формирует умение различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Дети обводят форму предмета, катают, ставят. Дети достают формы из чудесного мешочка.
Материал: чудесный мешочек, шарики и кубики.
«Длинная - короткая». Игра способствует развитию умений сравнивать предметы контрастных размеров, используя приём наложения.
Материал: полоски разной длины, одной ширины, разного цвета.
«День – ночь». Игра формирует умение ориентироваться в контрастных частях суток.
День. Когда светит солнышко,
Можно погулять,
Хлопать, хлопать ручками,
В садике гулять.
(Дети ходят по группе, хлопают в ладоши)
Ночь. Бродит сладкий сон везде.
Спят крольчата тихо в клетке.
Засыпайте, спите, детки.
(Дети садятся на корточки, кладут ручку под щёчку и «спят»)
День. Когда светит солнышко,
Можно погулять,
Топать, топать ножками,
В садике гулять.
(Дети ходят по группе, топают ножкой)
Ночь. Бродит сладкий сон везде.
Спят крольчата тихо в клетке.
Засыпайте, спите, детки.
(Дети садятся на корточки, кладут ручку под щёчку и «спят»)
«Части тела». Игра на ориентировку в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
1.Это глазки, чтобы видеть,
Это ножки, чтобы прыгать.
Это ушки, чтобы слушать,
Это ротик, чтобы кушать.
Это ручки, чтобы брать,
И мамулю обнимать!
2.Вот глаза у нас какие: голубые - голубые.
Бровки домиком у нас,
Носик пуговкой у глаз.
Ушки маленькие,
Губки аленькие.
Носик, щечки, шейка, рот,
И наш пухленький живот!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...