Формирование элементарных математических представлений у детей 2-3 лет
учебно-методический материал (младшая группа)
Формирование математических представлений у малышей способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений
у детей 2-3 лет
Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного - математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями.
В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Дети, которые обладают данными сенсорно -математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада.
В возрасте 2-3 лет ребёнок приобретает наглядно - действенный тип мышления. Следовательно, идеальным же решением для работы с детьми это будет использование дидактических игр.
Ребёнок 2-3 лет познаёт окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой.
Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление.
Чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро. Использование дидактических игр сделает знакомство ребёнка с математикой лёгким и увлекательным.
Количество
- привлекать детей к формированию групп однородных предметов;
- формировать умение различать количество предметов: один – много;
- развивать умение видеть общий признак предметов группы;
- учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
- формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
Величина
- привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрёшка – маленькая матрёшка, большие мячи – маленькие мячи);
- развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые (равные) по величине.
Форма
- формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);
- ознакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве
- продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада);
- учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты;
- расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);
- учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Ориентировка во времени
- формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.
Развивающие игры для детей 2 - 3 лет
«Найди пару». Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать.
Материал: карточки с парными предметами «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Фрукты», «Овощи».
«Разложи конфеты по корзинкам». Игра способствует разбитию навыков классифицирования по цвету.
Пришёл в гости грустный Мишка.
Что ты Мишка так не весел?
Что ты голову повесил?
«Я по лесу пробегал,
И конфетки потерял»
Дети помогают Мишке. Красные конфеты кладут в красную корзину, а жёлтые конфеты – в жёлтую корзину.
Материал: Мишка – игрушка на руку, конфеты из гофрированной бумаги красного и жёлтого цвета по количеству детей.
«Угостим Зайчика морковкой». Игра на развитие умения различать
Количество предметов: один – много.
Пришёл в гости грустный Зайчик.
Что ты Зайчик так не весел?
Что ты голову повесил?
Зайчик грустный, потому что голодный, давайте угостим Зайчика морковкой. Дети кладут в корзину по одной морковке. Сколько морковок ты положил? (Одну морковку). Сколько стало морковок в корзине? (Много морковок). Зайчик благодарит детей, и они играют с Зайчиком в прятки.
Материал: Зайчик – игрушка на руку, корзина с морковками.
«Зайчик спрятался». Игра на развитие умения слышать и называть пространственные предлоги, соотносить их с местом расположения (в, на, под). Где спрятался Зайчик? (В домике). Где сидит Зайчик? (На стуле). Куда залез Зайчик? (Под стол, в машину).
Материал: Зайчик – игрушка на руку, игрушечный настольный дом.
«Один - много». Игра на развитие умения различать количество предметов: один – много. Игры с детьми на музыкальном занятии и на прогулке: «Собери букет из листьев», «Собери букет для мамы», «Дождик кап-кап».
Материал: листья, цветы по одному на каждого ребёнка.
«Кто где спит». Игра на развитие умения слышать и называть пространственные предлоги, соотносить их с местом расположения (в, на, под). Стихотворение Ю. Чичева.
Спит зайчонок под кустом,
Лягушонок под листом.
А бельчонок спит в дупле,
Червячок уснул в земле.
Воронёнок спит в гнезде.
Бродит сладкий сон везде.
Спят крольчата тихо в клетке.
Засыпайте, спите, детки.
В небе месяц спит двурогий.
Медвежонок спит в берлоге.
Дремлют кони на лугу,
Лодки спят на берегу.
Перепёлки спят в полях,
Ветер спит на тополях.
Сказки в книжке спят на полке.
Муха спит за полкой в щёлке.
Спят котята возле кошки -
Постелили им в лукошке.
Спит с мышонком в норке мышь.
Ты в кроватке с книжкой спишь.
Только ангел твой не спит.
Он во сне тебя хранит.
«Счётные палочки». Игра помогает не только освоить счёт, но и познакомиться с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат), понятием о симметрии. Материал: набор счётных палочек.
«Большие и маленькие». Игра способствует разбитию навыков классифицирования. Дети раскладывают большие кубики в большую коробку, а маленькие кубики в маленькую коробку.
Материал: набор из больших и маленьких кубиков, по два кубика на каждого ребёнка, две коробки.
«Что катится, что не катится». Игра формирует умение различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Дети обводят форму предмета, катают, ставят. Дети достают формы из чудесного мешочка.
Материал: чудесный мешочек, шарики и кубики.
«Длинная - короткая». Игра способствует развитию умений сравнивать предметы контрастных размеров, используя приём наложения.
Материал: полоски разной длины, одной ширины, разного цвета.
«День – ночь». Игра формирует умение ориентироваться в контрастных частях суток.
День. Когда светит солнышко,
Можно погулять,
Хлопать, хлопать ручками,
В садике гулять.
(Дети ходят по группе, хлопают в ладоши)
Ночь. Бродит сладкий сон везде.
Спят крольчата тихо в клетке.
Засыпайте, спите, детки.
(Дети садятся на корточки, кладут ручку под щёчку и «спят»)
День. Когда светит солнышко,
Можно погулять,
Топать, топать ножками,
В садике гулять.
(Дети ходят по группе, топают ножкой)
Ночь. Бродит сладкий сон везде.
Спят крольчата тихо в клетке.
Засыпайте, спите, детки.
(Дети садятся на корточки, кладут ручку под щёчку и «спят»)
«Части тела». Игра на ориентировку в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
1.Это глазки, чтобы видеть,
Это ножки, чтобы прыгать.
Это ушки, чтобы слушать,
Это ротик, чтобы кушать.
Это ручки, чтобы брать,
И мамулю обнимать!
2.Вот глаза у нас какие: голубые - голубые.
Бровки домиком у нас,
Носик пуговкой у глаз.
Ушки маленькие,
Губки аленькие.
Носик, щечки, шейка, рот,
И наш пухленький живот!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726554-1450290966.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483742-1411142064.jpg)
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-706672-1545268508.jpg)
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983469-1512671163.jpg)
ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-618741-1446399365.jpg)
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...