Формирование элементарных математических представлений у детей 2-3 лет
учебно-методический материал (младшая группа)

Прозорова Наталья Анатольевна

Формирование математических представлений у малышей способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад "ФЭМП для детей 2-3 лет"24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  элементарных  математических  представлений  

у  детей  2-3 лет

Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного - математического воспитания. Необходимо  знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями.

В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Дети, которые обладают данными сенсорно -математическими  представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут  поставлены  перед  ними  в  условиях  детского  сада.

В возрасте 2-3 лет ребёнок приобретает наглядно - действенный тип мышления. Следовательно, идеальным же решением для работы с детьми  это  будет  использование  дидактических  игр.

Ребёнок 2-3 лет познаёт окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые  предметы, благодаря  ей  же  обретает  и новые знания. Игровой  подход позволяет нам  решить ключевую задачу, а именно, не  просто  научить, но  заинтересовать  ребёнка  наукой.

Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается  логическое  мышление. 

Чтобы  понять, чем  отличается  круг от треугольника, ребёнок  должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия  геометрических  форм  достаточно быстро. Использование дидактических игр сделает знакомство ребёнка с математикой  лёгким  и  увлекательным.

Количество

- привлекать  детей  к  формированию  групп   однородных   предметов;

- формировать  умение  различать  количество  предметов: один – много;

- развивать  умение  видеть  общий  признак  предметов  группы;

- учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные  предметы;

- формировать  умение  сравнивать  две  равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов  одной  группы  к  предметам  другой.

Величина

- привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрёшка – маленькая  матрёшка, большие  мячи – маленькие  мячи);

- развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при  сравнении  предметов  соизмерять  один  предмет  с  другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой - маленький, одинаковые  (равные)  по  величине.

Форма

- формировать  умение  различать  предметы  по  форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);

- ознакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать  форму  этих  фигур, используя  зрение  и  осязание.

Ориентировка  в  пространстве

- продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства  (помещений  группы  и  участка  детского  сада);

- учить  находить   спальную, игровую, умывальную  и   другие  комнаты;

- расширять  опыт  ориентировки  в  частях  собственного  тела  (голова, лицо, руки, ноги, спина);

- учить  двигаться  за  воспитателем  в  определенном  направлении.

Ориентировка  во  времени

- формировать  умение   ориентироваться   в  контрастных  частях  суток: день - ночь, утро - вечер.

Развивающие  игры   для  детей  2 - 3  лет

«Найди  пару». Игра  развивает  внимание, восприятие, умение  сравнивать.

Материал: карточки  с  парными  предметами «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Фрукты», «Овощи».

«Разложи  конфеты  по  корзинкам». Игра  способствует  разбитию навыков  классифицирования  по  цвету.

Пришёл  в  гости  грустный  Мишка.

Что  ты  Мишка  так  не  весел?

Что ты  голову  повесил?

«Я  по  лесу  пробегал,

И  конфетки  потерял»

Дети   помогают  Мишке.  Красные   конфеты   кладут  в  красную  корзину, а жёлтые  конфеты – в  жёлтую  корзину.  

Материал: Мишка – игрушка на руку, конфеты из гофрированной  бумаги красного  и  жёлтого  цвета  по  количеству  детей.

«Угостим   Зайчика   морковкой». Игра   на   развитие    умения    различать

Количество  предметов: один – много.

Пришёл  в  гости  грустный  Зайчик.

Что  ты  Зайчик  так  не  весел?

Что ты  голову  повесил?

Зайчик грустный, потому что  голодный, давайте  угостим  Зайчика морковкой. Дети кладут в корзину по одной  морковке. Сколько морковок  ты  положил? (Одну морковку). Сколько  стало  морковок  в  корзине? (Много морковок). Зайчик благодарит  детей, и они  играют  с  Зайчиком в  прятки.

Материал: Зайчик – игрушка  на  руку, корзина  с  морковками.

«Зайчик  спрятался». Игра на развитие умения слышать и называть пространственные предлоги, соотносить их с местом расположения (в, на, под). Где спрятался  Зайчик? (В домике). Где  сидит  Зайчик? (На стуле). Куда  залез  Зайчик? (Под  стол, в  машину).

Материал: Зайчик – игрушка  на  руку, игрушечный  настольный  дом.

«Один  -  много».  Игра на развитие умения различать количество предметов: один – много. Игры  с  детьми  на  музыкальном  занятии  и  на прогулке: «Собери  букет  из  листьев», «Собери  букет  для  мамы», «Дождик  кап-кап».

Материал: листья, цветы  по  одному  на  каждого  ребёнка.

 «Кто    где    спит». Игра    на    развитие     умения    слышать  и  называть пространственные  предлоги,  соотносить  их  с  местом  расположения  (в, на, под).  Стихотворение  Ю. Чичева.

Спит  зайчонок  под  кустом,
Лягушонок  под  листом.
А  бельчонок  спит  в  дупле,
Червячок  уснул  в  земле.
Воронёнок  спит  в  гнезде.

Бродит  сладкий  сон  везде.
Спят  крольчата  тихо  в  клетке.
Засыпайте, спите, детки.
В  небе  месяц  спит  двурогий.
Медвежонок  спит  в  берлоге.
Дремлют кони  на  лугу,
Лодки  спят  на  берегу.
Перепёлки  спят  в  полях,
Ветер  спит  на  тополях.
Сказки  в  книжке  спят  на  полке.
Муха спит  за  полкой  в  щёлке.
Спят  котята  возле  кошки -
Постелили  им  в  лукошке.
Спит  с  мышонком  в  норке  мышь.
Ты  в  кроватке  с  книжкой  спишь.
Только  ангел  твой  не  спит.
Он  во  сне  тебя  хранит.

 «Счётные палочки». Игра помогает не только освоить счёт, но и познакомиться с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат), понятием  о  симметрии. Материал: набор  счётных  палочек.

«Большие и маленькие». Игра способствует разбитию навыков классифицирования. Дети  раскладывают  большие  кубики в большую коробку, а маленькие  кубики  в  маленькую  коробку.

Материал: набор  из  больших  и  маленьких  кубиков, по два кубика на каждого  ребёнка, две  коробки.

 «Что   катится, что    не   катится».  Игра   формирует    умение    различать предметы  по   форме  и   называть   их:  кубик,  шарик.  Дети  обводят  форму предмета,  катают,  ставят. Дети   достают   формы   из   чудесного   мешочка.

Материал: чудесный  мешочек, шарики  и  кубики.

 «Длинная - короткая».  Игра  способствует  развитию  умений  сравнивать  предметы  контрастных  размеров, используя  приём  наложения.

Материал: полоски  разной  длины, одной  ширины, разного  цвета.

«День – ночь». Игра формирует умение ориентироваться в контрастных частях  суток.

День. Когда  светит солнышко,

          Можно погулять,

          Хлопать, хлопать  ручками,

          В  садике  гулять.  

(Дети   ходят  по  группе,  хлопают  в  ладоши)

Ночь. Бродит  сладкий  сон  везде.
          Спят  крольчата  тихо  в  клетке.
          Засыпайте, спите, детки.

(Дети  садятся  на  корточки, кладут  ручку под  щёчку  и  «спят»)

День. Когда  светит  солнышко,

          Можно  погулять,

          Топать, топать  ножками,

          В  садике  гулять.  

(Дети  ходят  по  группе,  топают  ножкой)

Ночь. Бродит  сладкий  сон  везде.
         Спят  крольчата  тихо  в  клетке.
         Засыпайте, спите, детки.

(Дети  садятся  на  корточки, кладут  ручку  под  щёчку  и  «спят»)

«Части  тела». Игра  на  ориентировку  в  частях  собственного  тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

1.Это  глазки, чтобы  видеть,
  Это  ножки, чтобы  прыгать.
  Это  ушки, чтобы  слушать,
  Это  ротик, чтобы  кушать.
  Это  ручки, чтобы  брать,
  И  мамулю  обнимать!

2.Вот  глаза  у  нас  какие: голубые - голубые.
  Бровки  домиком  у  нас,
  Носик  пуговкой  у  глаз.
  Ушки  маленькие,
  Губки  аленькие.
  Носик, щечки,  шейка,  рот,
  И  наш  пухленький  живот!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...