Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Космос")
картотека (старшая, подготовительная группа)

Дидактические игры способствуют развитию речевой активности у детей старшего дошкольногов возраста с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_3.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Космос»

        Игра «Посчитай то 1 до 5»

Цель: согласование существительных с числительными по лексической теме, закрепление счета.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку посчитать  от 1 до 5, загибая пальчики.

Планета, комета, ракета, космонавт, луноход.

Например: одна планета, две планеты, три планеты, четыре планеты, пять планет.

        Игра «Жадина»

Цель: активизация предметного словаря по лексической теме, согласование местоимений «мой», «моя», «мои» с существительными.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку выбрать карточки, которые соответствуют лексической теме «Космос». Дети представляют, что это принадлежит им, и отвечают на вопрос.

Чей скафандр? Это мой скафандр.

Чья ракета? Это моя ракета. 

Чья звезда? Это моя звезда.

Чей телескоп? Это мой телескоп.

Чья планета Земля? Это моя планета Земля.

Чей космонавт? Это мой космонавт. 

Чья комета? Это моя комета.

Чья Луна? Это моя Луна.

Чьи планеты? Это мои планеты.

Чье Солнце? Это мое Солнце.

Чей космодром? Это мой космодром.

Чей спутник? Это мой спутник.  

        Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: образование качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение и подобрать как можно больше слов-признаков, а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос.

Звезда (какая?) яркая, большая, голубая, желтая и тд

Космонавт (какой?) смелый, храбрый, решительный, отважный и тд.

Телескоп (какой?)…………………………………….

Скафандр (какой?)……………………………………

Солнце (какое?)………………………………………

Луна (какая?)…………………………………………

Ракета (какая?)……………………………………….

        Игра «Скажи одним словом»

Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, закрепление навыков словообразования.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по теме «Космос».

Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать родственные слова к слову «звезда».

Момент, когда «падают» звезды - звездопад

Человек, который считает звезды - звездочет

Космический корабль, который летит к звездам – звездолет

Скопление звезд на небе - созвездие

Небо, на котором много звезд - звездное

        Игра «Доскажи словечко»

Цель: развитие речевой активности детей, логического мышления

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по теме «Космос».

Ход игры: взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт).

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт). 

        Игра «Назови лишнее слово»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов. 

Методические рекомендации: игра проводится после усвоения детьми обобщающих понятий.

Ход игры: взрослый называет четыре предмета, три из них относятся к одной тематической группе, а четвертый к какой-нибудь другой. Детям дается задание: назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Планета, комета, собака, метеорит.

Космонавт, скафандр, телескоп, апельсин.

Земля, глаза, Луна, Солнце.

Космодром, помидор, огурец, кабачок.

Ракета, ромашка, спутник, луноход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Мебель")

В материале представлены дидактические игры по развитию речи, напревленные на развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Моя любимая игрушка")

Дидактические игры помогут закрепить словарь по лексической теме "Моя любимая игрушка"...

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Весна")

В материале представлены дидактические игры, направленные на развитие речевой активности....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Комнатные растения")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Моя семья")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на формирование у детей чувства единства и сплоченности семьи....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Человек")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста....