Пособие "Дидактический портфель"
методическая разработка (старшая группа)

 Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_portfel.docx909.06 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ШР «Детский сад  №4 «Журавлик»

C:\Users\ADMIN\Desktop\598c02174038015dcae82adf.png

Учебно-методическое пособие

 для детей старшего дошкольного возраста

Дидактический портфель

«Скоро в школу»

                               Автор: Воспитатель  МКДОУ ШР «Детский сад  №4 «Журавлик»

Соловьева Наталья Петровна

Аналитическая записка

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Необходимо отметить, что в педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте – игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни.

Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности.

Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности – играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Группа игр, направленная на развитие памяти, предполагает совершенствование зрительной, слуховой и тактильной памяти. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко применяются разнообразные виды игровой деятельности, но довольно редко встречаются специально разработанные авторские дидактические игры для подготовки детей к школе.

 Созданием данной методической разработки  послужил социальный запрос родителей о проблемах, возникающих при подготовке детей к школе. Готовность ребенка к обучению в школе (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для родителей.  Разработка нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Таким образом, мною определена цель  работы: разработать систему подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на базе дидактических игр.

Степень новизны: создание системы дидактических игр для подготовки детей к школе на основе личностно-ориентированной модели воспитания.

Данная учебно-методическое пособие направлено на решение следующих педагогических задач:

  1. Развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать информацию.
  2. Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
  3. Развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство  групп предметов.
  4. Совершенствование умений четко и правильно произносить звуки.
  5. Развитие  умений делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
  6. Развитие фонематического слуха: упражнять в различении (на слух) знакомого звука.
  7. Расширение  словарного  запаса путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения.

Учебно-методическое пособие  включает в себя два блока.

Первый блок «Занимательная математика» - содержит  дидактические игры,   направленные на формирование математических представлений и логики у детей.

Второй блок «Говорушка» -  содержит дидактические игры,  направленные на развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте.

Систематическое использование  игр дидактического портфеля «Скоро школу»  способствует всестороннему развитию детей, развивает самостоятельность, умение организовывать свою деятельность. Используя данное пособие, дети дошкольного возраста овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность, обладают развитым воображением, достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам

Учебно-методическое пособие  для детей старшего дошкольного возраста  дидактический портфель  «Скоро в школу» представляет собой портфель из двух отделов, каждый из которых содержит оптимальный набор дидактических игр и пособий.

                                 C:\Users\Admin\Desktop\IMG_2276.JPG

БЛОК «Занимательная математика» содержит:

1 .Дидактическая  игра «Запомни и повтори»

2. Дидактическая игра «Собери букет»

3. Дидактическая игра «Реши пример»

4. Дидактическая игра «Тактильный счет»

5. Дидактическая игра «Собери вагончики»

6. Дидактическая игра «Поставь нужную цифру»

7. Дидактическая игра «Которая по счету»

8. Дидактическая игра «Перфокарты»

9. Дидактическая игра «Сколько предметов»

10. Дидактическая игра «Классики»

11. Дидактическая игра «Геометрические фигуры».

БЛОК  «Говорушка» содержит:

1. Дидактическая игра  «Буквы»

2. Дидактическая игра «Собери букву»

3. Дидактическая игра «Собери снеговика»

4. Дидактическая игра «Разгадай ребус по первой букве»

5. Картотека игр по развитию речи

                                                                     

Данное учебно-методическое пособие рекомендовано к использованию педагогам дошкольных учреждений, учителям начальных классов,  родителям детей дошкольного и младшего  школьного возраста.

Учебно-методическое пособие   используется в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно-организованного образовательного процесса и в самостоятельной деятельности детей.

       C:\Users\ADMIN\Desktop\IMG_2258.JPG

Литература:

  1. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание  №8 с. 101 2008г.
  2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
  3. КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр, - М. 2007г
  4. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей/Р.М. Миронова.- Минск

Интернет-источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/21/opyt-raboty-po-teme-didakticheskie-igry-kak-sredstvo-podgotovki-detey

http://www.kirov.spb.ru/dou/13/index.php?option=com_content&view=article&id=59%3A2013-01-07-20-27-50&catid=34%3A-&Itemid=54

https://allbest.ru/otherreferats/pedagogics/00544970_0.html

https://poisk-ru.ru/s11231t5.html

https://www.maam.ru/

http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике " Волшебный портфель" (Подготовительная группа).

Логические игры, задачи, ребусы, лабиринты, веселые стихи, загадки, скороговорки - это богатый материал, который развивает речь ребенка, обогащает словарный запас,  тренирует память, закладывает ...

Выпускной в детском саду, Сказка "Мудрый портфель".

Сценка для выпускного по мотивам сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Петя Леньтяйкин не желал учиться. Однажды он поймал Золотую рыбку, которую попросил о том, чтобы не учиться в школе, но у...

Әкият – Матур йорт (портфель). Сценарий выпускного.

Балалар бакчасыннан чыгарылыш кичәсе.Сценарий выпускного в детском саду на татарсклм языке....

Брошюра "Портфель родителя"

Брошюра с подбором тестов и полезных советов для родителей будущих первоклассников. В брошюре представлен материал психолога, учителя -логопеда, медицинского работника, воспитателя....

Детско-родительский досуг "Соберем портфель знаний"

Проведение  детско-родителького досуга "Соберем портфель знаний" в конце года способствует установлению и развитию партнерских отношений и сотрудничества родителей и детей. Создает эмоциональный ...

Инсценировка сказки неизвестного автора "Портфель".

Инсценировка для выпускного утренника....

НОД по математике в подготовительной группе "Поможем Вите собрать портфель"

Конспект по математическому занятию в подготовительной группе. Тема:"Закрепление представлений о составе чисел 8 - 9. Закрепление представлений о площади."...