Буклет "Экспериментирование со звуком"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Ищенко Жанна Генриховна

В буклете затрагиваются вопросы - что нельзя и что нужно делать при поддержании интереса детей к экспериментированию; даются примеры опытов, которые можно провести с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_muz._eksperimentirovanie.docx711.18 КБ

Предварительный просмотр:

КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?

Цель: выявить причину усиления звука.

Материал: расчёска, рупор.

Извлечь звук из расчёски. Приложить к столу и снова извлечь звук.

Вывод: дрожит стол вместе с расчёской, звук становится громче.

Вывод: чем больше предмет, тем сильнее звук.

Если заблудились в лесу – делаем ладони рупором и кричим, усиливая звук.

        https://i.pinimg.com/originals/88/f7/e6/88f7e646568b41ebb8b86e27cb7b8e83.jpg

КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК?

Цель: объяснить, как распространяется звуковая волна.

Материал: ёмкость с водой, камешки, банка с водой.

Как мы слышим друг друга?

Звук по воздуху долетает от одного к другому.

Бросаем камешки в воду, смотрим на круги.

Бросаем камешки в банку, слушаем – сколько камешков?

Так и звук передаётся по воздуху.

МУЗЫКА ИЛИ ШУМ?

Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал: металлофон, ложки, кубики, коробочки с разными наполнителями (крупа, бисер, песок и т.д.).

Рассматриваем предметы.

Могут ли они звучать?

Играем мелодию на металлофоне, узнаём её, пропеваем. Можем ли извлечь её на других предметах?

Вывод: Не на всех предметах можно сыграть мелодию, значит не все они музыкальные. Подводим ребёнка к тому, что такое музыкальные и шумовые звуки.https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/cornerexperiments/ugolokeksperementirovaniya10.jpg

ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?

Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука – колебания предметов.

Материал: лист бумаги, линейка, коробочки, колокольчик.

Есть ли у линейки голос? Если лежит – нет. Как извлечь звук? Дёрнуть за край линейки.

Что происходит с линейкой? Она дрожит.

Бумага трубочкой – подуть – дрожит. Коробочка, колокольчик – дрожат.

Вывод: Звук возникает при колебании предмета.

http://www.46sp.detkin-club.ru/images/schedule/01b095c5d0f7215a2a6a4293ff6511f3_big_5cefedb337fdc.jpg

    Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге. Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!

- Откуда берется звук?

- Почему струна поёт?

- Почему звуки низкие и высокие?

Эти вопросы, так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.

  • Как удовлетворить детское любопытство?
  • Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне?
  • Как максимально использовать пытливость детского ума?
  • Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования.

     Для этого не требуется больших усилий.  только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.https://vignette.wikia.nocookie.net/shararam-smeshi/images/1/1f/2017-05-20_12-57-335.png/revision/latest?cb=20170520090609&path-prefix=ru

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила:

• Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

• Не сдерживать инициативу детей.

• Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

• Не спешить с вынесением оценочных суждений.

• Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

       Хорошими помощниками для Вас

                                       могут стать книги:

https://bookbars.ru/upload/iblock/115/1151aee946f2ded71d7b4e947e98e86c.jpg

http://static.ozone.ru/multimedia/1015831973.jpg

Нельзя:

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными.

- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка.

- Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то время, когда Ваш ребенок погружен в увлекательную игру звуками.

Нужно:

- Поощрять любознательность.

- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами.

- Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это делаете.http://xn----itbbkciddeiq2csu6c.xn--p1ai/sites/default/files/img_product_jpg/000035811.jpg

- Побуждайте малыша доводить начатое дело до конца.

- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.

- Развитие интеллектуальных и музыкальных способностей детей;

- Развитие речи детей;

- Развитие сенсорных, слуховых способностей,

- Развитие внимания, мышления,  музыкальной памяти

- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики

-  развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука

-  Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источниковhttps://i.pinimg.com/originals/88/f7/e6/88f7e646568b41ebb8b86e27cb7b8e83.jpg

- развитие у детей умственных способностей

- Развитие у детей комплекса музыкальности:

1.чувство ритма,

2. ладовое чувство

3. эмоциональная отзывчивость.

4.музыкальная память

5. музыкальный слух



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...