«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
консультация
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?
Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?
Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых – читательская, математическая, естественно-научная.
Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место?
Мы живём в динамичном мире, и жизненные условия меняются постоянно. Каждый из нас наверняка оказывался в ситуации, когда, например, мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Всё это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет. Вывод прост: необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать её, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Считаю, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Это следствие бурного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.
Печальный и, я бы даже сказала, постыдный факт: российские учащиеся 15-летнего возраста по результатам исследования читательской грамотности занимают 41-43 место среди 65 стран.
Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в Instagram?
Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.
Да, на сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению. А это - ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель?
Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению нового читателя – это молодое активное поколение 21 – века. А с новым читателем необходимо работать по – новому. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность.
В чем я вижу причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
На мой взгляд, их много:
-Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата).
-Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).
-Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Как тогда изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению?
Думаю, для этого каждому нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322214-1615883889.jpg)
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391366-1390759601.jpg)
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...
Сертификат "Методическая мозаика 2022. Функциональная грамотность: от читательских навыков к глобальным компетенциям"
Методическая мозаика 2022. Функциональная грамотность: от читательских навыков к глобальным компетенциям...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-31139-1541492109.jpg)
Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Данная разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-1368371-1638347671.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК БАЗОВОГО НАВЫКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Консультация для педагогов
консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1448599-1700627874.jpg)
ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ДОКЛАД «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...