Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
статья
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры дошкольонго образования, определение читательской грамотности, этапы формирования читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская грамотность – основа функциональной грамотности образованного человека.
В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Функциональная грамотность – способность человека вступать во взаимоотношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность – это базовое образование личности.
Ребёнку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
Способность строить социальные отношения.
Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А..А. Леонтьев).
4К компетенции будущего: кооперация, критическое мышление, коммуникация и креативность.
Основные составляющие функциональной грамотности:
Математическая грамотность;
Читательская грамотность;
Естественнонаучная грамотность;
Финансовая грамотность;
Глобальные компетенции;
Креативное мышление.
Указ президента № 204 от 07.05.2018. «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Дошкольное образование является базисом формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.
Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
Формирование речевой активности дошкольников;
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы и естествознания, математики, истории и т.п;
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
Ребенок способен объяснять явления или процесс на качественном уровне, объяснять свойства объекта. Может определить, использовать и выработать разъяснительные модели и представления. Предложить объяснительные гипотезы.
Читательская грамотность -
способность человека понимать и использовать письменные тексты;
Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
Расширять свои знания и возможности;
Участвовать в социальной жизни.
Этапы формирования читательской грамотности:
Организационно-подготовительный (организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды);
Мотивационно-диагностический (продуманный анализ содержания произведения);
Деятельностный (развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях);
Рефлексивный (организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы).
Елена Матвеева – автор развивающей и художественной литературы для детей дошкольного возраста. По ее методикам обучаются дети в нашей стране в детских садах, школах и дома. Книги и пособия автора способствуют формированию читательской грамотности.
Развитие смыслового чтения у детей – основа функциональной грамотности.
Смысловое чтение - это:
Развитие речи и коммуникативных навыков;
Формирование эмоционального интеллекта;
Развитие каналов восприятия;
Моделирование речевых ситуаций;
Освоение социального опыты;
Формирование речевого чутья;
Мотивация чтения текстов разных видов и жанров.
Закончить выступление хотелось бы словами Ф. И . Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
Посеять в душах благодать,
Увы, не каждый раз дается.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности на ступени дошкольного образования по речевому развитию» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.
В статье представлен опыт работы коллектива СП д/с "Солнышко" по актуальной теме развития функциональной грамоты на ступени дошкольного образования....
Конспект "Функциональная грамотность и оценка качества образования"
ВВЕДЕНИЕВ последнее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Согласно заключению Совета Европы, особенностью современного эт...
Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"
Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...
Конспект по основам функциональной грамотности у старших дошкольников «Информационная фабрика, путешествие по Ярославлю. Занятие 1.»
Конспект из серии занятий по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Основы функциональной грамотности дошкольников»
Современный ребёнок – это житель XXIвека, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени и прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распрост...
Доклад "Основы функциональной грамотности в дошкольной образовательной организации"
В этом году, все детские дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования. И теперь при составлении своих образовательных...