Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья (старшая группа)

Низамова Дильбар Галимовна

Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного материала по  развитию  элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smo.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

в развитии  элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Низамова Д.Г.

воспитатель

МБДОУ «ДС «Северная сказка»

      Исследования ведущих ученых показали, что у воспитанников с задержкой психического развития имеются стойкие отклонения, которые влияют на развитие познавательных способностей детей в целом и на формирование элементарно-математических представлений в частности.

Отметим, что большинство детей с задержкой психического развития не проявляют активного интереса к решению математических задач. При этом, испытывая затруднения, фактически не обращаются за помощью к взрослому, однако в ходе непосредственно образовательной деятельности  ее принимают. Слабое внимание к речи взрослого, как правило, сочетается, с большим числом малоосмысленных действий, хаотических манипуляций, не направленных на достижение конечного результата, а имеют преимущественно характер процессуальных действий.

Это говорит о том, что процесс обучения детей с задержкой психического развития в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности.

Прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что вся работа по обогащению (амплификации) математических представлений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития должна иметь коррекционно-развивающую направленность. При этом ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с задержкой психического развития не развивается полноценно без специального обучения.

 Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, усвоение которых происходит очень медленно. Коррекционное воздействие на такого ребенка состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности

 Опираясь на ведущую в дошкольном возрасте деятельность – игровую, мы используем игровые технологии, а именно дидактические игры.

Дидактические игры включаются в непосредственное содержание занятий по РЭМП и подбираются для каждого ребенка индивидуально, исходя из стартовых возможностей воспитанника, особенностей восприятия и мышления, а также темпа деятельности.

Коррекционно-развивающая работа строится с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показа и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию (2-3 ступенчатая инструкция).

При этом совершенствуется и словесная регуляция действий – от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.

Основные дидактические игры, которые мы используем для формирования элементарно-математических представлений у детей с задержкой психического развития: «Геометрические домики», «Геометрическая мозаика», «Логопедическая мозаика», «Палочки Кюзенера» «Волшебные полоски», «Сравни и запомни» и т.п. Мозаика легко согласовывается с любой образовательной деятельностью. Также она может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников.

Головоломки также являются  составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды, структура и содержание которых разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

Педагогам  необходимо поддерживать интерес к занятиям путем широкого использования разнообразных игр и упражнений.

Игры с песком (обычным и кинетическим).  Так мы строим короткие и длинные дорожки, насыпаем большие и маленькие горки… Мы измеряем всеми подручными предметами, в том числе и кубиками.

А мозаику можно и во втулку просунуть, только надо прежде найти соответствующий цвет и форму.

С помощью магнитного конструктора формируем понятия о геометрических фигурах, формах  и интереснее это делать в коробках из - под бумаги.

Форму и цвет изучать помогает скотч.  На синий скотч прикрепляем синие кирпичики Лего: длинные и короткие

А макароны фирмы «Макфа» не только развивают мелкую моторику, но и показывают, как выстраивать последовательность, помогают узнавать, что шнурки бывают узкими и широкими, помогают считать до 5

Предложенные дидактические игры позволяют формировать у дошкольников с задержкой психического развития умения оперировать  различными свойствами (выявлять и абстрагировать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

Таким образом, использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного материала по  развитию  элементарных математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с ЗПР. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваютс...

"Развитие представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия"

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме Развитие представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия математического содержания. ...