Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
статья на тему
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и такие качества как быстрота, точность , координация. Существуют технологии которые развивают не только мелкую мотрику, но и внимание, воображение, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_sveta.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Глыбина Светлана Сергеевна
студентка 3 курса специальность дошкольная дефектология
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Руководитель: Семенова Людмила Михайловна, профессор кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования.
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Рука является вышедшим наружу
головным мозгом»
И. Кант
В.В. Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарования детей – в кончиках их пальцев». Плохо развитые двигательные функции рук вызывают у ребенка трудности, которые заставляют его отступать от работы, которая связанная с выполнением действий, требующих точности.
Детей с задержкой психического развития 5 – 6 лет испытывают при выполнении заданий, связанных с развитием мелкой моторики: завязывать шнурки, лепить, рисовать, собирать различные мозаики, конструирование, рисование, штриховка. Одной из предпосылок успешного развития мелкой моторики является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти. Для того чтобы развить мелкую моторику необходимо проводить систематические развивающие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, стимулирующие психическое и физическое развитие ребенка, совершенствующие его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу. Система упражнений : упражнения с прищепками, различные виды рисования, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, штриховки, оригами, изготовление поделок из нетрадиционного материала.
Дефектологу необходимо помнить, что моторика – это совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
На занятиях с детьми дошкольного возраста с ЗПР большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.
Особого внимания заслуживают игры с прищепками, оригами, квиллинг.
Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус, помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной. Разноцветные прищепки помогут ребенку закрепить знания основных цветов. С помощью прищепок можно с легкостью научить малыша счету и другим математическим представлениям. В играх с прищепками отлично развивается фантазия и творчество, а также внимание, память, речь.
Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Квиллинг – это накручивание и моделирование с помощью специального инструмента или шашлычной палочки (5см), бумажных полосок шириной в 7-10 миллиметров. Основой для выполнения почти всех форм является – спираль. Кончик бумажной ленты накрутить на деревянную палочку или вставить в специальную прорезь в специальном инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившуюся спираль немного раскрутится, у этой спирали заклеиваем кончик.
Получив разреженную спираль, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, «капелька» и другие.
Занятия квиллингом – это развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, а также возможность реализовать свои творческие возможности.
У детей с задержкой психического развития страдает техника движений и двигательные качества. Такие как быстрота, точность, координация. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.
Технологии развивают не только мелкую моторику, но и воображение, мышление, а также позволяют реализовать свои творческие возможности.
Литература.
- Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.
- Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук // Дошкольное воспитание. - 2014. - №8.- c. 76-80.
- Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики», СПб, 2008.-c.65-69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры
Воспитателям коррекционных групп...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры
Воспитателям коррекционных групп...
"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
quot;Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...
Особенности мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Особенности мелкой моторики рук у детей докольного возраста с ЗПР...