«Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.

Но в современном обществе родители, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.

Так как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое?

Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт-терапии.

Арт-терапия (в переводе с латинского) буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных  технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

Канаева Е.С.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.

Но в современном обществе родители, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.

Так как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое?

Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт-терапии.

Арт-терапия (в переводе с латинского) буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Арт-терапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения.

В своей работе я использую такие разновидности арт-терапии, как изо-терапия, песочная терапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия.

Изо-терапия (рисование) — одна из основополагающих техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим эмоциям, переживает свои отношения в различных ситуациях. Эффективность данной терапии подтверждается положительной динамикой и позитивными изменениями во всех аспектах развития ребенка.

В процессе реализации изо-терапии я учу не столько рисовать, сколько создавать такие произведения, которые будет выражать именно его индивидуальность. Детям позволяется делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо, что напрямую ведет к раскрытию индивидуальности ребенка и выплеску эмоций.

Приемы изо-терапии, используемые мною:

Изобразительная техника «Марания». В буквальном смысле эта техника предполагает «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с отсутствием сюжета, структуры изображений, сочетанием несочетаемых форм и цветов. Детям предлагаются варианты и техники создания произведения: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.

Каракули, штриховка. Изображение создается без цвета, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными.

Пальчиковая живопись (рисование ладошками). Пальчиковая живопись — это разрешенная игра с красками. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда раньше не рисовав таким образом, можно представить себе необычные тактильные ощущения, испытываемые при опускании пальца в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, наносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Движения могут быть точечными, локальными, отрывистыми или наоборот размашистыми, крупными, экспрессивными.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). Сухие листья, как и прочие природные материалы, приносят много радости детям натуральностью, запахом, тактильными характеристиками. При выполнении этой техники можно использовать буквально все: сухие листья, крупы, сахарный песок, соль, вермишель и т. д.

Рисование предметами окружающего пространства. Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком успешности адаптационного процесса, вовлеченности в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления фантазии и уверенности для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Песочная терапия. Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

При реализации данной терапии я использую кинетический песок – это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Танцевальная терапия. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному самовыражению и физической интеграцией

Танцевальные движения под музыку выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление, формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость

Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

Сказкотерапия. Сказкотерапия в детском саду может включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.

Данная терапия используется в нашей группе в форме спектакля — разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль.

Также данная терапия используется в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них.

Элементы музыкотерапии используются мною в течении всего дня.

- Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон сопровождается следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого используются следующие мелодии:

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3 Бах «Органные произведение».

5. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы».

Продолжительность прослушивания составляет не более 10 минут одновременно.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся». Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.

Детские игры необходимы для гармоничного развития детей, как в физическом, так и в умственном плане. Игра для детей дошкольного возраста является отражением окружающей его жизни. Игра – это всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью. В игре оттачивается гибкость ума, тренируется память, вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение логически мыслить и предвидеть последствие своих поступков.

Применяя в своей работе различные формы арт – терапии я приближаю детей к Здоровью в широком понимании этого слова- физической, социальной и психологической гармонии Человека. А также воспитываю в них доброжелательное отношение к людям, природе и, наконец к самому себе.

Арт-терапия  развивает творческиевозможности детей и является хорошим способом социальной адаптации.

Арт-технология позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.

И немаловажный факт, что для упражнений детской арт-терапией нужно немногое: доступные изобразительные средства, удобное место и правильный настрой. «Лечение искусством» привлекательно, понятно и безопасно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартного оборудования в профилактике плоскостопия способствует общему укреплению организма,поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне;исправлению имеющейся деформации...

Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....

Информационная карта социокультурного педагогического проекта «Интерактивный музей как одна из форм современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Педагогическая работа с детьми   с использованием интерактивного музея. Технология развивающего взаимодействия....

Консультация для педагогов . Тема: "Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

Представлен опыт практического применения арт-терапевтических техник в работе с детьми...

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми ...

Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...