Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Су-Джок терапия – одна из них. Это - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_po_su-dzhok_tretyakovoy_ya.v.docx | 83.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Дополнительного образования (кружковая работа)
Тема самообразования: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
(интеграция образовательных областей: «Физическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Развитие речи»)
Составитель: учитель – логопед:
Третьякова Яна Викторовна.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движение руки всегда тесно связано
с речью и способствует ее развитию»
В.М. Бехтерев
Тема самообразования: «Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста»
Программа рассчитана на возраст: для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Срок реализации: 3 года.
Паспорт программы дополнительного образования.
Вид проекта: долгосрочный 2019-2021г.
Тип проекта: подгрупповой, индивидуальный
Группа: старшая, подготовительная
Тип проекта: информационно - практико – ориентировочный.
Дети собирают информацию и реализуют её через полную интеграцию образовательных областей: физкультурно-оздоровительного воспитания с художественной литературой, музыкальным воспитанием, физическим и речевым развитием фонематического слуха, самовоздействуя на весь организм в целом.
Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми коррекционной группы.
Проект проводится внутри детского сада с детьми группы коррекционной направленности старшего дошкольного возраста.
Актуальность:
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы:
- во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка;
- во-вторых, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одно из направлений педагогической деятельности в рамках проекта “Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе логопеда” - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии в процессе коррекции речи.
О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Су-Джок терапия – одна из них. Это - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Проблема:
Во время обследования детей старшего дошкольного возраста, я выяснила, что у большинства из них недостаточно развиты кисти рук, слабо развита как общая, так и мелкая моторика рук, что отрицательно сказывается на развитие речи, так, как существует взаимосвязь между развитием тонких движений пальцев рук и речевым, интеллектуальным развитием ребенка.
Объект проектной деятельности: укрепление мышц и совершенствование движений кистей рук у детей с нарушением речи.
Предмет проектной деятельности: массажный шарик "Су-джок".
Цель использования Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Коррекция речевых нарушений у детей с помощью использования Су – Джок терапии. Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек и не прибегая к медикаментам помочь себе и своим близким. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец — сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Очень полезно использовать приёмы Су-Джок терапии для развития моторики и речи детей.
Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определѐнном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.
Задачи: Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук;
- воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок;
- нормализовать мышечный тонус, стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
- повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей;
- использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи;
- повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников;
- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание, развивать связную речь.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики:
- возрастные особенности;
- физические возможности;
- индивидуально-психологические особенности детей.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
Высокая эффективность — при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность — неправильное применение никогда не наносит вред — оно просто неэффективно.
Универсальность — Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Принципы реализации программы:
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
Пути реализации Су-Джок терапии в МБДОУ:
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию.
Работа с родителями (консультирование, изготовление папок – передвижек, практикум по использованию Су-Джок терапии). Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач используются следующие Направления и формы работы:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- совершенствование лексико-грамматических категорий;
- совершенствование навыков пространственной ориентации.
- упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Методы и приемы:
В процессе использования упражнений Су-Джок терапии, применяются следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
2. Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы. Схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации.
5. Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев. Су-Джок терапия проводится поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с Су-Джок шариком, правилами его использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх, ОД
III этап.
Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
При организации работы по Су-Джок терапии нужно придерживаться следующих требований:
Мотивационное обеспечение - подражать литературному персонажу, подражать сверстникам:
Эмоциональное сопровождение:
- атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
- доброжелательный настрой;
- заинтересованность логопеда в успехах детей;
- собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Форма организации:
- индивидуальные;
- подгрупповые;
- фронтальные занятия.
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.
В результате использования Су-Джок терапии ожидаются:
- благоприятное воздействие на весь организм;
- стимуляция речевых зон коры головного мозга;
- развитие координации движений и мелкой моторики;
- развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Использование в логопедической практике разнообразных методов и приемов позволяет добиться следующих преимуществ:
- сократить сроки коррекционной работы;
- повысить качество работы;
- наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Конечный продукт проекта: использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Формы взаимодействия учителя-логопеда с детьми:
Содержание работы | срок | ответственные |
| В течение всего проекта | Учитель-логопед |
Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями:
мероприятие | срок | ответственные |
| 15.10.2019г. 27.10.2019г. 15.12.2019г. | Учитель –логопед Учитель –логопед Родители Учитель-логопед |
Формы взаимодействия учителя-логопеда с коллективом:
мероприятие | срок | ответственные |
| 2019г. | Учитель-логопед Учитель-логопед |
Ожидаемые результаты
Произойдет воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
Стимуляция речевых зон коры головного мозга.
Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Скорректируется речь с движением.
Если систематически использовать приемы Су-Джок терапии на логопедических занятиях, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
мероприятие | сроки | ответственные |
| 2019г. 2019г. 2019г-2020 | Учитель-логопед |
1.Календарно-тематическое планирование Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии. Использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- лепка из пластилина;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнениям.
Основной этап Внедрение методов Су – Джок терапии в различные виды коррекционной работы. (2019-2021) | Работа с детьми занятия по формированию фонетико – фонетических представлений, по формированию лексико-грамматических представлений, по развитию связной речи, индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения, в повседневной жизни |
2020-2021гг. | Упражнения с детьми с использованием Су - Джок терапии в следующих видах деятельности:
|
Месяц/ № п/п | Содержание образовательной деятельности | цель | Развивающая предметно- пространственная среда | ||||||||
сентябрь 2019 1. 2. 3. 4. |
| Развитие: 1. мелкой моторики рук, 2. тактильной чувстви-тельности, 3. координацию движе-ний . | Су-Джок шары, Мячики-ѐжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт» | ||||||||
| Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров | |||||||||
| Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления | Бумага разной плотности, бумажные салфетки | |||||||||
| Активизировать дви-жение пальцев рук, обогащение словарно-го запаса | Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразо-вые тарелочки | |||||||||
Октябрь 2019г. 1. 2. 3. 4. |
| Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообрази-тельность | Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи | ||||||||
| Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. | Грецкие орехи, Разные по величине и качеству предметы | |||||||||
| Активизировать дви-жение пальцев рук методами нетрадиционного рисования | Су-Джок шары, альбомные листы, пальчиковая гуашь. | |||||||||
| Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом; | «Сухой бассейн»; счетные палочки. | |||||||||
Ноябрь 2019г. 1. 2. |
| Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму | Карандаши, тесьма, Картонные бусы | ||||||||
| Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев | Шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз» | |||||||||
3. 4. |
| Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе | Су-Джок шары, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша» | ||||||||
| Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса | Грецкие орехи, пластилин, семена овощей | |||||||||
Декабрь | массаж пальчиков «Катаем карандашики»; пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету» | Развитие усидчивости, чувства цвета и размера | Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки | ||||||||
массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; игра «Пробковые лыжи» | Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей выполнять имитирующие движения (движения на лыжах) | Резиновые мячики, пластмассовые пробки от бутылок | |||||||||
массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра панно «Деревенская улица» | Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки | Деревянные палочки, панно «Деревенская улица» | |||||||||
массаж пальчиков карандашами; пальчиковая гимнастика «Паучок»;- игра-шнуровка «Поросенок», «Зайчик», «Утенок» | Развивать координа-цию пальцев рук ребенка, настойчи-вость и внимание | Карандаши, шнуровки «Поро-сенок»,«Зайчик»,«Утенок» | |||||||||
январь 2020г | - массаж пальчиков | Развитие мелкой | Наборы | ||||||||
(поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра | моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации | «Пальчиковый театр» | |||||||||
массаж пальчиков Су-Джок шарами; пальчиковая гимнастика «Бычок»; д/игра «Спрячь в ладошку» | Активизировать движения пальцев рук, координацию движений | Су-Джок шары, поролоновые игрушки | |||||||||
Скатывание цветных салфеток «Валентинка» | Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Дети работая в данной технике развивают свои творческие способности, воображение. Также в процессе работы укрепляют и развивают мелкую моторику рук. | картон, цветные салфетки, клей ПВА, кисточка. | |||||||||
февраль | массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); пальчиковая гимнастика «Наша мама»; рисуем пальчиками «Мимоза для мамы» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких | Резиновые мячики, краски, картон | ||||||||
массаж пальчиков «Сухой бассейн»; пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; | Способствовать развитию тонко координированных движений рук, | Пальчиковые бассейны, бельевая веревка, цветные платочки, | |||||||||
- игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками) | различение цвета | прищепки | |||||||||
массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Замок»; аппликация из рваной бумаги «Тучки» | Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации | Картон, клей, салфетки | |||||||||
массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; пальчиковая гимнастика «Лодочка»; выкладывание из палочек геометрических фигур | Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение | Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки | |||||||||
март | массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»; мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления | Грецкие орехи, мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль» | ||||||||
массаж пальчиков карандашами; пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»; - лепка «Пластилиновые дорожки» | Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев | Карандаши, картон, пластилин | |||||||||
массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - игра «Геометрическая мозаика» | Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления | Резиновые мячики, мозаика | |||||||||
- массаж пальчиков Су-Джок шарами; пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»; игра «В гости к Винни- Пуху» | Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) | Су-Джок шары, тактильные дорожки | |||||||||
апрель | - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились- вились комарики»; - штриховка «Животные | Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости | Раскраски «Животные», цветные карандаши | ||||||||
массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Улитка»; игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки) | Совершенствование координации и движений пальцев рук, | Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики | |||||||||
массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; «Бусы для мамы» | Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса | Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы | |||||||||
Рисование ладошкой «Петушок» | Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения. | широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. | |||||||||
май | массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок | Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий | Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками | ||||||||
Пластилинография «Натюр морт» | Способствовать формированию понятия «натюрморт». Средства выразительности: фактура, цвет. Задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Научить детей смешивать пластилин. Освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. | Цветной пластилин, картон небольшого размера, простой карандаш. | |||||||||
Перекладывание из одной емкости в другую. - Д/игра "Сухой бассейн". Логоритмика Упражнение "Это я!" Рисование "Дорисуй ниточки к шарику". | Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | Две емкости, фасоль, манка, сито; сухой бассейн; кисточки, краски |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
1.Материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе
соответствие мебели, оборудования росто – возрастным особенностям детей данной группы, отвечающих требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13
составление календарно-тематического плана работы;
разработка планов-конспектов по развитию мелкой моторики рук у детей ;
подбор необходимых инструкций, метод. рекомендаций по методике Су – Джок терапии,
пополнение картотеки упражнений, игр по методике Су – Джок терапии, - составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;
создание картотеки пальчиковых игр;
оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук традиционными методами и методом Су - Джоку;
изменение и развитие развивающей предметно-пространственной среды, посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр, оборудование, предметы, отвечающие методике Су – Джок терапии
2.Организация работы кружка.
Программа рассчитана на 60 занятий, срок реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май) для детей старшей группы. Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – не более 20-25 минут (в рамках занятия, во второй половине дня в пятницу, (в рамках кружковой работы). Совместная деятельность проводится в группах наполняемостью 10 детей (во второй половине дня).
Вывод:
По истечении проекта у детей повысится речевая активность- это проявляется в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повышается интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.
После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода
Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.
Приемы Су — Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко. И следующий прием это: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Массаж мячиком – Су-Джок шарами.(Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,Каждым пальцем мяч прижму,И другой рукой начну.
Сказка «Ежик на прогулке»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ѐжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ѐжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ѐжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ѐжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ѐжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ѐжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберѐзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ѐжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ѐжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ѐжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ѐжик свой домик, лѐг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).
3. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз — два — три — четыре — пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Аналогично можно сопровождать все знакомые комплексы пальчиковой гимнастики. На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
4. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение. Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек
Весь в иголках ежик. Как же взять его?
5.Упражнение «Один-много».
Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Так же можно проводить упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
6. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания. Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Приложение 1.
Фонетическая ритмика (гласные звуки) по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием «шариков Су – Джок»
Сначала разучивается каждое упражнение. После того, как все дети усвоят правильное выполнение упражнения на определенный звук с шариками Су - Джок, можно выполнять целый комплекс упражнений на гласные звуки.
Звук «А» - руки впереди вытянутые ладонями вверх. В каждой ладони шарик Су – Джок. «А» - в стороны до упора, слабо, без мышечного напряжения (м/н), долго, громко, быстро-громко, долго-тихо, быстро-тихо.
Инструкция: следите за тем, чтобы шарики не укатились!
Звук «О» - руки внизу округло соединены. В каждой ладони шарик Су – Джок. «О» - через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой по динамике слабо.
Инструкция: следите за тем, чтобы шарики не укатились!
Звук «У» - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, сжаты в кулаки, указательные пальцы вверх. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок. «У» - руки вытягиваются вперед, пальцы смотрят вверх по динамике с незначительным м/н. Звук «И» - также, как на «У» - начальная позиция. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок. «И» - руки вытягиваются вверх, одновременно поднимаясь на носки с незначительным м/н.
Звук «Э» - руки впереди вытянуты ладонями вверх. В каждой ладони шарик Су – Джок. «Э» - руки разводятся через стороны, слегка поднимаясь вверх, кисти рук опускаются на плечи, локти слегка прижимаются по динамике слабо.
Звук «Ы» - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти сжаты в кулаки на уровне шеи, повернуты к себе. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок . Произнося «Ы» делают полукружные движения кулаками от себя с м/н.
Развитие фонематического слуха
Упражнение 1.
«Звук «А» («О», «У», «И», «Э», «Ы») услышишь, не зевай!
Красный шарик смело выше поднимай!»
«Звук «М» («П», «Б». «Ф», и т. Д.) услышишь, не зевай! Синий шарик смело выше поднимай!» Упражнение 2.
Произношение звукокомплексов гласных («АУ», «УА», «ИА» и др.) с опорой на картинки – символы гласных звуков и с перекладыванием шарика из ладони левой руки в ладонь правой.
«Возьми в кулачок этот шарик простой! И вместе с ним эту песенку пой!» Упражнение 3.
«Спрячь шарик в ладонях, если звука в слове нет»!
Коррекция звукопроизношения, автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Упражнение 1.
При произнесении звука сначала изолированно, потом в слогах, словах и фразах ребёнок нажимает пальцем на половинку шарика Су - Джок.
Упражнение 2.
Отрабатывая звук в слогах, малыш по очереди передаёт шарик Су – Джок из одной ладони в другую.
Упражнение 3.
Автоматизируя звук в двустишьях, можно использовать пружинки Су – Джок. Например,
«Ла, ла, ла (пружинка надевается на любой палец) – стала куртка мне мала (снимается)»
«Ры, ры, ры (пружинка надевается на любой палец) – прилетели комары (снимается)»
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.
Упражнение 1.
“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.
Упражнение 2.
Ребёнка просят поднять шарик правой или левой рукой.
Со временем инструкция усложняется: «Подними красный шарик левой рукой, а синий шарик правой»
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Упражнение 1.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: шарик Су - Джок
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и даёт ребенку шарик. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает шарик: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы. (Лексический материал подбирается по определенной теме).
Упражнение 2 «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: шарик Су - Джок
Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и даёт шарик ребенку. Он называет его ласково и возвращает шарик взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Лексический материал подбирается по определенной теме.
Упражнение 3 «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон (шарик Су – Джок, который ребёнок держит подушечками пальцев), и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон (шарик Су – Джок). План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети). Лексический материал подбирается по определенной теме. Упражнение 4
«Остановки»
Учитель - логопед перечисляет различные предметы одежды. Дети прокатывают шарик Су – Джок между ладонями в вертикальной плоскости и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т.д. по лексической теме).
Приложение 6.
Игры с шариком Су-Джок, направленные на развитие мелкой моторики.
Упражнение 1.
Учитель – логопед рассказывает сказку, ребёнок прокатывает шарик через специально оборудованные препятствия на панно (через мостик, между деревьями и т. д.) Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Упражнение 2.
Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.
Приложение 7.
Упражнения с шариками Су – Джок для развития связной речи.
Упражнение 1.
Заучивание стихотворений и потешек с использованием Су – Джок шарика.
Я люблю свою лошадку.
(прокатывание шарика между ладонями в горизонтальной плоскости) Причешу ей шёрстку гладко.
(прокатывание шарика в горизонтальной плоскости (меняются положения рук)) Гребешком приглажу хвостик.
(прокатывание шарика в вертикальной плоскости) И верхом поеду в гости.
(прокатывание шарика между ладонями в горизонтальной плоскости)
Упражнение 2.
Рассказывание сказки с использованием шарика Су – Джок.
Оборудование: фигурки сказочных героев, шарик Су – Джок, панно
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в моей работе.
Таким образом, Су — Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Используемая литература:
1.В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.
2.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
3.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми //
Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
4.Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружковой работы по бисероплетению («Бисеринка»)
Рабочая программа дополнительного образованиякружковой работыпо бисероплетению («Бисеринка»)...
Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)
Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...
Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
Самообразование педагога. Ознакомительная презентация на тему " Су- Джок терапия, как нетрадиционная форма оздоровления и развития младших дошкольников "
Данные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происхо...
Доклад на РМО тема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 30.10.2023
Доклад на РМОТема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...