Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Су-Джок терапия – одна из них. Это - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty_po_su-dzhok_tretyakovoy_ya.v.docx83.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Дополнительного образования (кружковая работа)

Тема самообразования: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

(интеграция образовательных областей: «Физическое развитие»,

«Познавательное развитие», «Развитие речи»)

Составитель: учитель – логопед:

Третьякова Яна Викторовна.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Движение руки всегда тесно связано

с речью и способствует ее развитию»

В.М. Бехтерев

Тема самообразования: «Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста»

Программа рассчитана на возраст: для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Срок реализации: 3 года.

Паспорт программы дополнительного образования.

Вид проекта: долгосрочный 2019-2021г.

Тип проекта: подгрупповой, индивидуальный

 Группа: старшая, подготовительная

Тип проекта: информационно - практико – ориентировочный.

Дети собирают информацию и реализуют её через полную интеграцию образовательных областей: физкультурно-оздоровительного воспитания с художественной литературой, музыкальным воспитанием, физическим и речевым развитием фонематического слуха, самовоздействуя на весь организм в целом.

Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми коррекционной группы.

Проект проводится внутри детского сада с детьми группы коррекционной направленности старшего дошкольного возраста.

Актуальность:

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы:

  • во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка;
  • во-вторых, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одно из направлений педагогической деятельности в рамках проекта “Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе логопеда” - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии в процессе коррекции речи.

О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Су-Джок терапия – одна из них. Это - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Проблема:

Во время обследования детей старшего дошкольного возраста, я выяснила, что у большинства из них недостаточно развиты кисти рук, слабо развита как общая, так и мелкая моторика рук, что отрицательно сказывается на развитие речи, так, как существует взаимосвязь между развитием тонких движений пальцев рук и речевым, интеллектуальным развитием ребенка.

Объект проектной деятельности: укрепление мышц и совершенствование движений кистей рук у детей с нарушением речи.

Предмет проектной деятельности: массажный шарик "Су-джок".

Цель использования Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Коррекция речевых нарушений у детей с помощью использования Су – Джок терапии. Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек и не прибегая к медикаментам помочь себе и своим близким. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец — сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Очень полезно использовать приёмы Су-Джок терапии для развития моторики и речи детей.

Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определѐнном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.

Задачи: Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:

  • сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
  • создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
  • способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  • развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
  • прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок;
  • нормализовать мышечный тонус, стимулирование речевых зон коры головного мозга;
  • содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
  • повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей;
  • использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи;
  • повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников;
  • совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание, развивать связную речь.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики:

  • возрастные особенности;
  • физические возможности;
  • индивидуально-психологические особенности детей.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность — при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность — неправильное применение никогда не наносит вред — оно просто неэффективно.

Универсальность — Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Принципы реализации программы:

  • принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
  • принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
  • принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
  • принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

  • полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения;
  • манипулировать мелкими предметами;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
  • справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
  • владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
  • развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

Пути реализации Су-Джок терапии в МБДОУ:

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию.

Работа с родителями (консультирование, изготовление папок – передвижек, практикум по использованию Су-Джок терапии). Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Для реализации задач используются следующие Направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Методы и приемы:

В процессе использования упражнений Су-Джок терапии, применяются следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.

2. Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы. Схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации.

5. Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев. Су-Джок терапия проводится поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с Су-Джок шариком, правилами его использования.

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх, ОД

III этап.

Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы по Су-Джок терапии нужно придерживаться следующих требований:

Мотивационное обеспечение - подражать литературному персонажу, подражать сверстникам:

Эмоциональное сопровождение:

  • атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
  • доброжелательный настрой;
  • заинтересованность логопеда в успехах детей;
  • собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Форма организации:

  • индивидуальные;
  • подгрупповые;
  • фронтальные занятия.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования Су-Джок терапии ожидаются:

  • благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимуляция речевых зон коры головного мозга;
  • развитие координации движений и мелкой моторики;
  • развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Использование в логопедической практике разнообразных методов и приемов позволяет добиться следующих преимуществ:

  • сократить сроки коррекционной работы;
  • повысить качество работы;
  • наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Конечный продукт проекта: использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Формы взаимодействия учителя-логопеда с детьми:

Содержание работы

срок

ответственные

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Рассказывание сказок;
  3. Заучивание стихов на автоматизацию нару-шенного звука;
  4. Совершенствование навыков пространственной ориентации;
  5. Совершенствование лексико – грамматичес-ких категорий;
  6. Совершенствование навыков употребления предлогов;
  7. Звуковой анализ слов.

В течение всего проекта

Учитель-логопед

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями:

мероприятие

срок

ответственные

  1. Анкетирование родителей;
  2. Консультация «Применение Су –Джок терапии при коррекции речевых нарушений»;
  3. Индивидуальные консультации по применению Су –Джок терапии в домашних условиях;
  4. Родительское собрание для детей старшей группы.

15.10.2019г.

27.10.2019г.

15.12.2019г.

Учитель –логопед

Учитель –логопед

Родители

Учитель-логопед

Формы взаимодействия учителя-логопеда с коллективом:

мероприятие

срок

ответственные

  1. Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
  2. Семинар – практикум «Су – Джок терапия»

2019г.

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Ожидаемые результаты

Произойдет воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.

Стимуляция речевых зон коры головного мозга.

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Скорректируется речь с движением.

Если систематически использовать приемы Су-Джок терапии на логопедических занятиях, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

мероприятие

сроки

ответственные

  1. Изучение методики «Су – Джок»
  2. Создание условий для внедрения метода «Су – Джок»:
  3. Подбор материала для внедрения данного метода.
  4. Приобретение шариков «Су – Джок»

 2019г.

 2019г.

2019г-2020

Учитель-логопед

1.Календарно-тематическое планирование Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии. Использованы следующие формы работы:

  • массаж пальцев кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с предметами;
  • упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
  • лепка из пластилина;
  • развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнениям.

Основной этап

Внедрение методов Су – Джок терапии в различные виды коррекционной работы. (2019-2021)

Работа с детьми

занятия по формированию фонетико – фонетических представлений, по формированию лексико-грамматических представлений, по развитию связной речи, индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения, в повседневной жизни

2020-2021гг.

Упражнения с детьми с использованием Су - Джок терапии в следующих видах деятельности:

  • фонетическая ритмика (гласные звуки) по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием шариков Су – Джок (приложение 1);
  • развитие фонематического слуха и восприятия (приложение 2);
  • коррекция звукопроизношения, автоматизация звука в слогах, словах, фразах, дифференциация звуков (приложение 3);
  • совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания (приложение 4);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий (приложение 5);
  • развитие общей и мелкой моторики (приложение 6);
  • развитие связной речи (приложение 7).

Месяц/

№ п/п

Содержание образовательной деятельности

цель

Развивающая предметно- пространственная среда

сентябрь 2019

1.

2.

3.

4.

  1. массаж пальчиков Су-Джок шарами;
  2. пальчиковая гимнастика «Капуста»;
  3. дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»

Развитие:

1. мелкой моторики рук,

2. тактильной чувстви-тельности,

3. координацию движе-ний .

Су-Джок шары,

Мячики-ѐжики,

наборы для игры «пальчиковый лабиринт»

  1. массаж пальчиков грецким орехом;
  2. пальчиковая игра «Бом- бом-бом по гвоздям бьем молотком»;
  3. игра «Подбери крышку»;

Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.

Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров

  1. массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях) - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;
  2. игра «Бумажный мяч»

Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления

Бумага разной плотности, бумажные салфетки

  1. массаж пальчиков карандашами;
  2. пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»;
  3. игра «Рисуем пальчиком по манке»

Активизировать дви-жение пальцев рук, обогащение словарно-го запаса

Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразо-вые тарелочки

Октябрь 2019г.

1.

2.

3.

4.

  1. массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на рези-новый мяч с силой);
  2. пальчиковая гимнастика «Паль-чики, здравствуйте»;
  3. д/игра «Цветные вкладыши».

Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообрази-тельность

Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи

  1. массаж пальчиков грецким орехом;
  2. пальчиковая гимнастика «Рыбка»;
  3. д/игра «Чудесный мешочек»

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.

Грецкие орехи, Разные по величине и качеству предметы

  1. массаж пальчиков Су- Джок шарами;
  2. пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;
  3. Пальчиковая живопись «Снег идёт»

Активизировать дви-жение пальцев рук методами нетрадиционного рисования

Су-Джок шары, альбомные листы, пальчиковая гуашь.

  1. массаж пальчиков «Сухой бассейн»;
  2. пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;
  3. д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»

Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом;

«Сухой бассейн»; счетные палочки.

Ноябрь 2019г.

1.

2.

  1. массаж пальчиков карандашами;
  2. пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»;
  3. Игра «Нанизываем бусы»

Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму

Карандаши, тесьма,

Картонные бусы

  1. массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);
  2. пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»;
  3. шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»

Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев

Шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз»

3.

4.

  1. массаж пальчиков Су-Джок шарами;
  2. пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»;
  3. штриховка «Яблоко», «Груша»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе

Су-Джок шары,

цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша»

  1. массаж пальчиков грецким орехом;
  2. пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»;
  3. лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и.т.д.

Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса

Грецкие орехи, пластилин, семена овощей

Декабрь

массаж пальчиков

«Катаем карандашики»;

пальчиковая гимнастика

«Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»

Развитие усидчивости, чувства цвета и размера

Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки

массаж пальчиков

«Сильные пальчики»

(нажимаем на резиновый мяч с силой);

пальчиковая гимнастика

«Вот кулак, а вот ладошка»;

игра «Пробковые лыжи»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей выполнять имитирующие движения (движения на лыжах)

Резиновые мячики, пластмассовые пробки от бутылок

массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

пальчиковая гимнастика

«Зайка серенький сидит»; - игра панно «Деревенская улица»

Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки

Деревянные палочки, панно «Деревенская улица»

массаж пальчиков карандашами;

пальчиковая гимнастика

«Паучок»;- игра-шнуровка

«Поросенок», «Зайчик»,

«Утенок»

Развивать координа-цию пальцев рук ребенка, настойчи-вость и внимание

Карандаши, шнуровки «Поро-сенок»,«Зайчик»,«Утенок»

январь 2020г

- массаж пальчиков

Развитие мелкой

Наборы

(поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика

«Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра

моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации

«Пальчиковый театр»

массаж пальчиков

Су-Джок шарами;

пальчиковая гимнастика

«Бычок»;

д/игра «Спрячь в ладошку»

Активизировать движения пальцев рук, координацию движений

Су-Джок шары, поролоновые игрушки

Скатывание цветных салфеток «Валентинка»

Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Дети работая в данной технике развивают свои творческие способности, воображение. Также в процессе работы укрепляют и развивают мелкую моторику рук.

картон, цветные салфетки, клей

ПВА, кисточка.

февраль

массаж пальчиков

«Сильные пальчики»

(нажимаем на резиновый мяч с силой);

пальчиковая гимнастика

«Наша мама»;

рисуем пальчиками

«Мимоза для мамы»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких

Резиновые мячики, краски, картон

массаж пальчиков

«Сухой бассейн»;

пальчиковая гимнастика

«Стираем платочки»;

Способствовать развитию тонко

координированных

движений рук,

Пальчиковые бассейны, бельевая веревка, цветные платочки,

- игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками)

различение цвета

прищепки

массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Замок»;

аппликация из рваной бумаги «Тучки»

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации

Картон, клей, салфетки

массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

пальчиковая гимнастика

«Лодочка»;

выкладывание из палочек геометрических фигур

Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение

Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки

март

массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;

мягкие пазлы «Поезд»,

«Самолет», «Корабль»

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления

Грецкие орехи, мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль»

массаж пальчиков карандашами;

пальчиковая гимнастика

«Липкие пальчики»; - лепка «Пластилиновые дорожки»

Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев

Карандаши, картон, пластилин

массаж пальчиков

«Сильные пальчики»

(нажимаем на резиновый мяч с силой);

пальчиковая гимнастика

«Две веселые лягушки»; - игра «Геометрическая мозаика»

Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления

Резиновые мячики, мозаика

- массаж пальчиков

Су-Джок шарами;

пальчиковая гимнастика

«Пальцы в гости приходили»;

игра «В гости к Винни- Пуху»

Развитие мелкой моторики детей с

использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов

(тесьма, лента, наждачная бумага)

Су-Джок шары, тактильные

дорожки

апрель

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились- вились комарики»; - штриховка «Животные

Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости

Раскраски «Животные», цветные карандаши

массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика

«Улитка»;

игра «Капельки»

(капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)

Совершенствование координации и

движений пальцев рук,

Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики

массаж пальчиков

«Сильные пальчики»

(нажимаем на резиновый мяч с силой);

пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла

лапку»;

«Бусы для мамы»

Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса

Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы

Рисование ладошкой «Петушок»

Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью

отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы

украшения.

широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

май

массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет

спать»;

игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок

Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий

Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками

Пластилинография «Натюр морт»

Способствовать формированию понятия «натюрморт». Средства выразительности: фактура, цвет. Задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Научить детей смешивать пластилин. Освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Цветной пластилин, картон небольшого размера, простой карандаш.

Перекладывание из одной емкости в другую. - Д/игра "Сухой бассейн".

Логоритмика

Упражнение

"Это я!"

Рисование "Дорисуй ниточки к шарику".

Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев.

Две емкости,  фасоль, манка, сито; сухой бассейн; кисточки, краски

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

1.Материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе

соответствие мебели, оборудования росто – возрастным особенностям детей данной группы, отвечающих требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13

составление календарно-тематического плана работы;

разработка планов-конспектов по развитию мелкой моторики рук у детей ;

подбор необходимых инструкций, метод. рекомендаций по методике Су – Джок терапии,  

пополнение картотеки упражнений, игр по методике Су – Джок терапии, - составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;

создание картотеки пальчиковых игр;  

оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук традиционными методами и методом Су - Джоку;

изменение и развитие развивающей предметно-пространственной среды, посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр, оборудование, предметы, отвечающие методике Су – Джок терапии

2.Организация работы кружка.

Программа рассчитана на 60 занятий, срок реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май) для детей старшей группы. Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – не более 20-25 минут (в рамках занятия, во второй половине дня в пятницу, (в рамках кружковой работы). Совместная деятельность проводится в группах наполняемостью 10 детей (во второй половине дня).

Вывод:

По истечении проекта у детей повысится речевая активность- это проявляется в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повышается интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.

После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода

 Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

Приемы Су — Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

В каждом шарике есть «волшебное» колечко. И следующий прием это: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Массаж мячиком – Су-Джок шарами.(Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,Каждым пальцем мяч прижму,И другой рукой начну.

Сказка «Ежик на прогулке»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ѐжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ѐжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ѐжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ѐжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ѐжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ѐжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберѐзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ѐжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ѐжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ѐжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ѐжик свой домик, лѐг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

3. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз — два — три — четыре — пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Аналогично можно сопровождать все знакомые комплексы пальчиковой гимнастики. На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

4. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение. Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек

Весь в иголках ежик. Как же взять его?

5.Упражнение «Один-много».

Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Так же можно проводить упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

6. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания. Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Приложение 1.

Фонетическая ритмика (гласные звуки) по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием «шариков Су – Джок»

Сначала разучивается каждое упражнение. После того, как все дети усвоят правильное выполнение упражнения на определенный звук с шариками Су - Джок, можно выполнять целый комплекс упражнений на гласные звуки.

Звук «А» - руки впереди вытянутые ладонями вверх. В каждой ладони шарик Су – Джок. «А» - в стороны до упора, слабо, без мышечного напряжения (м/н), долго, громко, быстро-громко, долго-тихо, быстро-тихо.

Инструкция: следите за тем, чтобы шарики не укатились!

Звук «О»  - руки внизу округло соединены. В каждой ладони шарик Су – Джок.  «О» - через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой по динамике слабо.  

Инструкция: следите за тем, чтобы шарики не укатились!

Звук  «У» - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, сжаты в кулаки, указательные пальцы вверх. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок. «У» - руки вытягиваются вперед, пальцы смотрят вверх по динамике с незначительным м/н. Звук «И» - также, как на «У» - начальная позиция. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок. «И» - руки вытягиваются вверх, одновременно поднимаясь на носки с незначительным м/н.

Звук «Э» - руки впереди вытянуты ладонями вверх. В каждой ладони шарик Су – Джок.  «Э» - руки разводятся через стороны, слегка поднимаясь вверх, кисти рук опускаются на плечи, локти слегка прижимаются по динамике слабо.

Звук «Ы» - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти сжаты в кулаки на уровне шеи, повернуты к себе. В каждом кулаке зажат шарик Су – Джок . Произнося «Ы» делают полукружные движения кулаками от себя с м/н.

Развитие фонематического слуха

Упражнение 1.

«Звук «А» («О», «У», «И», «Э», «Ы») услышишь, не зевай!

Красный шарик смело выше поднимай!»

«Звук «М» («П», «Б». «Ф», и т. Д.) услышишь, не зевай! Синий шарик смело выше поднимай!» Упражнение 2.

Произношение звукокомплексов гласных («АУ», «УА», «ИА» и др.)  с опорой на картинки – символы гласных звуков и с перекладыванием шарика из ладони левой руки в ладонь правой.

«Возьми в кулачок этот шарик простой!  И вместе с ним эту песенку пой!» Упражнение 3.

«Спрячь шарик в ладонях, если звука в слове нет»!

Коррекция звукопроизношения, автоматизация звука в слогах, словах, фразах.  Упражнение 1.

При произнесении звука сначала изолированно, потом в слогах, словах и фразах ребёнок нажимает пальцем на половинку шарика Су - Джок.  

Упражнение 2.

Отрабатывая звук в слогах, малыш по очереди передаёт шарик Су – Джок из одной ладони в другую.

Упражнение 3.

Автоматизируя звук в двустишьях, можно использовать пружинки Су – Джок. Например,

«Ла, ла, ла (пружинка надевается на любой палец) – стала куртка мне мала (снимается)»

«Ры, ры, ры (пружинка надевается на любой палец) – прилетели комары (снимается)»

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

Упражнение 1.

“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”  

Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.

Упражнение 2.

Ребёнка просят поднять шарик правой или левой рукой.

Со временем инструкция усложняется: «Подними красный шарик левой рукой, а синий шарик правой»

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение 1.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: шарик Су - Джок

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и даёт ребенку шарик. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает шарик: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы. (Лексический материал подбирается по определенной теме).

Упражнение 2 «Назови ласково»  

Цель:         учить         образовывать         существительные         с         уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: шарик Су - Джок

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и даёт шарик ребенку. Он называет его ласково и возвращает шарик взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Лексический материал подбирается по определенной теме.

Упражнение 3 «Репортер»

Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон (шарик Су – Джок, который ребёнок держит подушечками пальцев), и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон (шарик Су – Джок). План вопросов:

Что это? (Головной убор …).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто одевает? (мужчины, женщины, дети). Лексический материал подбирается по определенной теме. Упражнение 4

«Остановки»  

Учитель - логопед перечисляет различные предметы одежды. Дети прокатывают шарик Су – Джок между ладонями в вертикальной плоскости и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т.д. по лексической теме).

Приложение 6.

Игры с шариком Су-Джок, направленные на развитие мелкой моторики.

Упражнение 1.

Учитель – логопед рассказывает сказку, ребёнок прокатывает шарик через специально оборудованные препятствия на панно (через мостик, между деревьями и т. д.) Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.

Упражнение 2.

Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.

Приложение 7.

Упражнения с шариками Су – Джок для развития связной речи.

Упражнение 1.

Заучивание стихотворений и потешек с использованием Су – Джок шарика.

Я люблю свою лошадку.

(прокатывание шарика между ладонями в горизонтальной плоскости) Причешу ей шёрстку гладко.

(прокатывание шарика в горизонтальной плоскости (меняются положения рук)) Гребешком приглажу хвостик.

(прокатывание шарика в вертикальной плоскости) И верхом поеду в гости.

(прокатывание шарика между ладонями в горизонтальной плоскости)

Упражнение 2.

Рассказывание сказки с использованием шарика Су – Джок.

Оборудование: фигурки сказочных героев, шарик Су – Джок, панно

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в моей работе.

Таким образом, Су — Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Используемая литература:  

1.В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.

2.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

3.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми //

Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

4.Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009  -  С. 208    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружковой работы по бисероплетению («Бисеринка»)

Рабочая программа дополнительного образованиякружковой работыпо бисероплетению («Бисеринка»)...

Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"

  Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)

Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности  детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...

Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Самообразование педагога. Ознакомительная презентация на тему " Су- Джок терапия, как нетрадиционная форма оздоровления и развития младших дошкольников "

Данные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происхо...

Доклад на РМО тема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 30.10.2023

Доклад на РМОТема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...