Комплект информационного материала для родителей по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)
Комплект информационного материала для родителей по экологическому воспитанию, в который входят консультации, памятки, буклеты и рекомендации, направленные на повышение уровня нравственно-экологической компетенции родителей, на создание в ДОУ атмосферы обности интересов в контексте решения задач по экологическому воспитанию дошкоьников. Данный комплект помогает показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, повышает роль родителей в экологическом воспитании детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
Экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении.
Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Цель: формирование природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы.
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
Новизна проекта заключается в следующем: экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование такого подхода позволяет решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Консультация для родителей
«Отношение к природе начинается в семье».
•Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
•Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.
•Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
Цель: Учить детей беречь природу. Продолжать знакомиться с явлениями природы. Природа оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, воспоминания свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.
•Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
•Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным. •Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы, учите слушать пение птиц, шум леса.
Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки, падают снежинки.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
•В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
•На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
•Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
•Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
•Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям лекарственные травы, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Какими будут наши дети, зависит от нас. Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбить природу. Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду- это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши богатство нам должны помочь наши дети.
Консультация для родителей «Ребенок и экология в его жизни»
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и
запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,
задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к
тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение) ;
- формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие) ;
- развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее) ;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы) .
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами
обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей
проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде
всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к
окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е.
осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и
сберечь природу и т. д.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое
отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых
знаний.
Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в
неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая
включает:
- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых
живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих
потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,
приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом
сложной системой связей (все
друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена
нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою
экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей
гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для
их возраста практическую деятельность –
создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А
создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей
(радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или
родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует
дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и
при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов
природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических
чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания,
включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и
развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание
детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и
поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту
жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным
подходом.
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть
красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо
развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще
недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и
каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и
приумножать ее красоту.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно
составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- Охранять надо не только редкие но и другие, даже самые обычные
растения.
- Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут
отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не
прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем
покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать
нелетающих птенцов и беспомощных зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В
природе о них позаботятся взрослые животные.
- Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте
травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые
укрываются в их зарослях.
Консультация для родителей
«Задачи экологического воспитания
ребенка в семье»
На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше
переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям
выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но
что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?
Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но
ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в
будущее окружающей среды.
Итак, я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного
экологического воспитания дошкольника:
1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к
соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать
ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто
научить, они должны стать примером для подражания и это их основная задача.
Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества,
конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном
поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а
значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и
совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию
должен видеть мой ребёнок?
2. Воспитание этических и эстетических чувств.
И тут всё достаточно просто: беречь — значит любить. Восхищаться
природой, видеть её красоту, любить её дары, может научить только семья. Для
детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей
предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы
вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но
замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Здесь
родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему
окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это
большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть.
Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и
заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в
природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают
муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью,
а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе
столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться
бесконечно.
3. Формирование познавательных и творческих потребностей.
Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо
сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о
нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть
решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет?
Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется
от родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе
дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он
способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует
огромное множество вспомогательных материалов и информационных
технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы.
Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который
требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить
всю её красоту сидя перед экраном телевизора...
Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой,
пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это должны быть
совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью
этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а
увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком,
обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные
изменения.
Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка
всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже
перьев птиц — всё это способ познания окружающего мира. Ну а содержание
домашних питомцев и уход за ними — это очень большой вклад в
экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств,
не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к
ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое
уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это
чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное
поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и
богатством.
Буклет для родителей!
Вода – это жизнь!!!
Берегите воду!!!
Интересные факты о воде | Знаете ли Вы, что… |
Факт 1. Вода является основным составляющим человеческого организма. У взрослых 60-70% от общего веса, у детей – 75-85%. Факт 2.Здоровый человек может выпить около трех литров (48 стаканов) воды в день. Факт 3.После интенсивных физических нагрузок человек моментально теряет вес тела, но не из-за того что сжигает жир, а из-за того, что теряется вода. Факт 4. В подземных водоносных слоях хранится гораздо больше пресной воды, чем на всей поверхности планеты. Факт 5.Землю можно представить как замкнутую систему, похожую на террариум, что означает, что она очень редко получает или теряет какие-либо вещества. А вода, существовавшая на Земле много миллионов лет назад, сохраняется и сегодня | По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров холодной воды в сутки, Принимая душ в течение 5 минут, мы расходуем около 100 литров воды, Каждый раз, когда мы чистим зубы, вы расходуете 1 литр воды, Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды, Разовый смыв в туалете – 8-10 литров воды, Во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды, Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды, Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту, Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час, даже самая малая утечка уносит в канализацию до 80 литров воды в сутки! |
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных действий – бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы. На прогулке, в природе мы, к сожалению, часто видим поврежденные деревья, кусты, вытоптанную траву, погибших животных.
Сейчас многое делается, чтобы отвести экологическую катастрофу. В центре внимания – наша природа, отношение человека к ней!
В природе все взаимосвязано. Родители должны помочь детям понять, что все живое нуждается в еде, на поиски которой тратят много времени. Помогите наводящими вопросами: «Почему бабочки летают над цветами? Что ищут в траве птицы, муравьи?» Расскажите, чем питаются разные животные. Дошкольникам доступно и понимание обратной связи между жертвой и хищником (муравьи, питаясь другими насекомыми, спасают растения, а самих съедаемых насекомых от чрезмерного размножения, которое неизбежно приведет к их гибели от недостатка еды).
Уважаемые родители!
Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнезда, а лесные зверюшки убегают из леса. Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину. Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов.
Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнезда, добывать березовый сок, засорять водоемы битым стеклом, разорять муравейники и еще многое другое.
Убедительная просьба!
Очень важно повлиять на чувства ребенка, вызвать у него желание помочь растениям, предупредить повреждения других.
Показывая дерево со сломанной веткой или вытоптанную траву, сравните ее с объектами в отличном состоянии, вместе с ребенком определите условия их жизни, предложите представить себе, что бы случилось, если бы было много повреждений – т. е. ориентируйтесь на значимость этих объектов для всего живого.
В процессе наблюдений в природе убедите ребенка, что там, где нет деревьев, не летают птицы, бабочки и пчелы, на вытоптанных местах не растет даже трава, поврежденные растения плохо развиваются, болеют. Такие образные характеристики сыграют важную роль в формировании природоохранных мотивов, в регуляции поведения ребенка в природе.
Лучше эти правила формировать не в негативной форме («не рвать, не ломать, не топтать»), а в позитивной (помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно побродит, поищет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
– надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует все живое. О земле надо заботиться, подкармливать ее, потому что нельзя только брать от нее и не давать ей ничего;
воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям. Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах;
– надо охранять и беречь полезные виды растений, животных,
– надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания.
Все знания закрепляйте в повседневной жизни, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Знай, люби и открывай природу".
Србственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста ДОУ....
ПРОГРАММА «Развитие основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста»
Программа « Социальное развитие дошкольника» Козлова С.А. ( « Я – человек») « Юный эколог» Николаева С.Н. реализуется в рамках Федерального Государственного стандарта ДО, требования к усло...
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Заколдованная поляна"
Цель. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь.Форма: развлечение.Оформление зала. Зал украшен ввиде сказочного леса. Посреди зала лежит зеленый ковер. На пере...
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Зимние забавы»
Цель. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь.Форма: развлечение.Оформление зала. Зал украшен ввиде сказочного леса. Посреди зала лежит зеленый ковер. На пере...
Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через творческое использование бросового материала.
quot;В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление - ищи в нем руку человека." Михаил Пришвин...
«Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через использование бросового материала.»
Итоговый отчет по теме самообразования педагога....