Развитие независимости
материал
Предварительный просмотр:
М.Монтессори «Впитывающий разум»
Формирование независимости - одна из ключевых целей воспитания в системе Монтессори. Многие родители хотят, чтобы их ребенок был независимым и самостоятельным. Но, в реальности, оказываются к этому не готовы.
Часто независимого и самостоятельного ребенка родители почему-то связывают с идеей, что "Ребенку сказали убрать комнату. Он ее убрал. Сказали съесть суп. Он его съел. и т.д. и т.п." На деле это отражение высокого уровня исполнительности. В раннем детстве ребенок, выстраивая границы, часто оказывает сопротивление тем правилам, которые предлагает взрослый. В дошкольном возрасте истинное послушание может возникнуть ближе к 5-6 годам, но только основанное на уважении, а не на страхе перед взрослым. Самостоятельность и независимость идут рука об руку. Начинаются они с простейших навыков самообслуживания (одеться самому, приготовить простой завтрак и т.д.). Многие думают, что приготовить завтрак - это про дошкольников, а может и школьников. Вовсе нет. Это о детях 16-18 месяцев от роду. Получая возможность обслужить себя, а затем и помочь другим, ребенок формирует внутренний стержень, основанный на уверенности в себе и своих силах.
С возрастом данная уверенность возрастает. Он начинает высказывать мнения и желания, которые могут противоречить вашим, более того, они могут вас раздражать. И вот тут наступает важный момент. Необходимо отделить свои собственные желания, страхи и установки ("должен", "надо", "обязан") от желаний и возможностей самого ребенка, научиться уважать его собственные стремления, и услышать свое собственное чадо. Часто для родителей это оказывается ох как не просто!
Уважение границ ребенка, умение выслушать его в любом возрасте - это важные условия развития независимости, которая проявляется не только в самостоятельных действиях, но и в суждениях, и мыслях. Самостоятельные дети часто высказывают мысли, отличные от идей и установок их родителей. Так реализуется одна из эволюционных задач - формирование нового поколения. Это позволит в будущем развиваться человеческому обществу, перейти ему на новый этап. Если сдерживающая сила поколения взрослых сильна, то может произойти бунт, полное отвержение ценностей старших (что является нормой для подростков), но в последующем возрасте формирует революционера "мы старый мир разрушим, а затем..."). Если родители терпимы к происходящим изменениям в их ребенке и готовы это принять, то через какое-то время он сам вернется к тем ценностям, которые проповедуют его отец и мать.
Таким образом, чем больше мы позволяем быть ребенку самостоятельным и независимым, тем выше его уважение к нам и стремление в последующем следовать нашим ценностям. При этом у него формируется ресурс к творческому преобразованию и развитию данных ценностей, согласно новым социально-экономическим условиям.
Стремление к независимости начинается с рождения. Некое завоевание, которое человек получает в ходе развития:
-физическая
-эмоциональная
-психологическая
Означает, что не нужна помощь, для того чтобы сделать то, что нужно. Помогает снять внутренние ограничения. В состоянии может раскрыть внутренние потребности.
Независимость-свобода, дисциплина, ответственность. Связана с возможностью исследовать окружающую среду.
Для достижения независимости человек должен работать. Должен реально оценивать свои возможности, должен чувствовать способности и границы.
-Чувствовать свободу в рамках сообщества.
-Должен научиться сотрудничать с другими членами сообщества и уважать их цели, стремления. На это уважение и сотрудничество уже способен ребенок, при этом идя к своей цели. Важно формировать ребенка независимым и что бы он не нарушал границы других. Ребенок рождается с потребностью быть независимым. Любая не необходимая помощь задерживает развитие, как физическая, так и психическая. Как только возникают препятствия на пути развития независимости возникают девиации. Чем сильнее препятствия, тем сложнее девиации
Этапы к независимости:
-рождение (питание, дыхание)
-когда ребенок начинает сидеть (изменяется система питания )
-ползание 6 мес.(сам достигает предметов, достигает любой точки в пространстве, расширяется представление об окруж. мире)
-хождение (период кризиса, появляются первые ограничения, речь)
-2 года- кризис аппозиционирования (отрицание, нет, отделение от взрослого)
-6-7 лет- вхождение в новую соц. Среду, стремление находиться в соц. группу, которая влияет, как семья, появляются секреты от взрослых, дистанцироваться от взрослого
-13 лет- этап подростков, группа сверстников ставится выше, чем семья, противопоставляется семье
17-18 лет- психологический возврат к родителям, семье
18-24 г- формируются этапы независимости (финансовая, бытовая –отдых, хобби, работа. Когда не испытывает чувство вины в отказе родителям).Закладываются понятия семейная и профессиональная сферы.)
Причины формирования зависимости:
-когда процесс познания строится через родителей (когда за ребенка все делают, топают ногами, руками хлопают)
-причины отсутствия любви (ничего не делай, лишает контакта с окружающей средой, транслирует «ты не можешь» )
-гиперпротекция- защита ребенка мамой от окружающей среды (туда не ходи, сюда не ходи и пр.)
Причины формирования независимости:
-мама должна быть доступной, но давать возможность ребенку самостоятельно действовать
-должна быть возможность идти на риск, без риска не формируется уверенность
-должна быть возможность к самостоятельной деятельности, что позволяет отделиться от матери и попробовать себя в разных ролях
-психологическая зависимость- ради достижений, за похвалу, за аплодисменты и т.д. Ребенку нужны проблемы . Если от этого родители изолируют, то всегда будут решать проблемы за ребенка.
М.Монтессори «Впитывающий разум»
Уровни развития независимости:
- независимость от телесных процессов (рождение, независимость от утробы матери)
-«психология покорителя»- стремление или потребность обратиться к внешнему миру и впитать его в себя. Впитывая то, что находит вокруг себя , он формирует собственную личность
-способность чувствовать, видеть, слышать
- отлучение от груди
- овладение разговорной речью
-возможность самостоятельного передвижения ( ползание, ходьба, бег)
Как Монтессори-среда развивает независимость
-среда создает условия для развития
-поощряется независимость
-ребенок может развиваться согласно возникающим у него потребностям, выбирая в среде, необходимый вид деятельность
-в М.-среде становится функционально независимым
-учится классифицировать информацию, поступающую из окружающего мира
-М.-среда помагает в формировании навыков общения
-в классе создаются условия и поддержка при формировании независимости (гид и ассистент помогают ребенку в этом, почувствовать свободу)
Независимость-одна из фундаментальных основ Монтессори -среды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие независимости у младших дошкольников через организацию их самостоятельной деятельности.
«Следующее поколение должно быть сильным, это значит - независимым и свободным». ...
ДЕСЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДОМА, ЧТОБЫ СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕБЕНКА.
рекомендации для родителей...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания» в средней группе.
Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов....
Презентация по теме: «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания».
Цель: -формировать умение соотносить цифру с количеством предметов.Задачи:-формировать умение устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;-развивать ...
конспект ООД Познавательное развитие "Независимость счета от формы расположения предметов в пространстве"
конспект познавательного развития (ФЭМП) для воспитателей средней группы...
СЦЕНАРИЙ ко дню независимости России в средней группе на тему: «ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ»
Цель: воспитывать любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа и края.Задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; знакомить детей с гербом, флаг...
Конспект занятия по ФЭМП № 26 в средней группе Тема: «Независимость числа от пространственного расположения предметов, математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания»
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Независимость числа от пространственного расположения предметов, математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания»...