Развитие независимости
материал

Шатова Алёна Владиславовна
 
 
М.Монтессори «Впитывающий разум»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_nezavisimosti.docx214.96 КБ

Предварительный просмотр:

М.Монтессори «Впитывающий разум»

Формирование независимости - одна из ключевых целей воспитания в системе Монтессори. Многие родители хотят, чтобы их ребенок был независимым и самостоятельным. Но, в реальности, оказываются к этому не готовы.
Часто независимого и самостоятельного ребенка родители почему-то связывают с идеей, что "Ребенку сказали убрать комнату. Он ее убрал. Сказали съесть суп. Он его съел. и т.д. и т.п."
 На деле это отражение высокого уровня исполнительности. В раннем детстве ребенок, выстраивая границы, часто оказывает сопротивление тем правилам, которые предлагает взрослый. В дошкольном возрасте истинное послушание может возникнуть ближе к 5-6 годам, но только основанное на уважении, а не на страхе перед взрослым. Самостоятельность и независимость идут рука об руку. Начинаются они с простейших навыков самообслуживания (одеться самому, приготовить простой завтрак и т.д.). Многие думают, что приготовить завтрак - это про дошкольников, а может и школьников. Вовсе нет. Это о детях 16-18 месяцев от роду. Получая возможность обслужить себя, а затем и помочь другим, ребенок формирует внутренний стержень, основанный на уверенности в себе и своих силах. 

С возрастом данная уверенность возрастает. Он начинает высказывать мнения и желания, которые могут противоречить вашим, более того, они могут вас раздражать. И вот тут наступает важный момент. Необходимо отделить свои собственные желания, страхи и установки ("должен", "надо", "обязан") от желаний и возможностей самого ребенка, научиться уважать его собственные стремления, и услышать свое собственное чадо. Часто для родителей это оказывается ох как не просто!

Уважение границ ребенка, умение выслушать его в любом возрасте - это важные условия развития независимости, которая проявляется не только в самостоятельных действиях, но и в суждениях, и мыслях. Самостоятельные дети часто высказывают мысли, отличные от идей и установок их родителей. Так реализуется одна из эволюционных задач - формирование нового поколения. Это позволит в будущем развиваться человеческому обществу, перейти ему на новый этап. Если сдерживающая сила поколения взрослых сильна, то может произойти бунт, полное отвержение ценностей старших (что является нормой для подростков), но в последующем возрасте формирует революционера "мы старый мир разрушим, а затем..."). Если родители терпимы к происходящим изменениям в их ребенке и готовы это принять, то через какое-то время он сам вернется к тем ценностям, которые проповедуют его отец и мать.

Таким образом, чем больше мы позволяем быть ребенку самостоятельным и независимым, тем выше его уважение к нам и стремление в последующем следовать нашим ценностям. При этом у него формируется ресурс к творческому преобразованию и развитию данных ценностей, согласно новым социально-экономическим условиям.

Стремление  к независимости начинается с рождения. Некое завоевание, которое человек получает в ходе развития:

-физическая

-эмоциональная

-психологическая

Означает, что не нужна помощь, для того чтобы сделать то, что нужно. Помогает снять внутренние ограничения. В состоянии может раскрыть внутренние потребности.

Независимость-свобода, дисциплина, ответственность. Связана с возможностью исследовать окружающую среду.

Для достижения независимости человек должен работать. Должен реально оценивать свои возможности, должен чувствовать способности и границы.

-Чувствовать свободу в рамках сообщества.

-Должен научиться сотрудничать с другими членами сообщества и уважать их цели, стремления. На это уважение и сотрудничество уже способен ребенок, при этом идя к своей цели. Важно формировать ребенка независимым и что бы он не нарушал границы других. Ребенок рождается с потребностью быть независимым. Любая не необходимая помощь задерживает развитие, как физическая, так и психическая. Как только возникают препятствия на пути развития независимости возникают девиации. Чем сильнее препятствия, тем сложнее девиации

Этапы к независимости:

-рождение (питание, дыхание)

-когда ребенок начинает сидеть (изменяется система питания )

-ползание  6 мес.(сам достигает предметов, достигает любой точки в пространстве, расширяется представление об окруж. мире)

-хождение (период кризиса, появляются первые ограничения, речь)

-2 года- кризис аппозиционирования  (отрицание, нет, отделение от взрослого)

-6-7 лет- вхождение в новую соц. Среду, стремление находиться в соц. группу, которая влияет, как семья, появляются секреты от взрослых, дистанцироваться от взрослого

-13 лет- этап подростков, группа сверстников ставится выше, чем семья, противопоставляется семье

17-18 лет- психологический возврат к родителям, семье

18-24 г- формируются этапы независимости (финансовая, бытовая –отдых, хобби, работа. Когда не испытывает чувство вины в отказе родителям).Закладываются понятия семейная и профессиональная сферы.)

Причины формирования зависимости:

-когда процесс познания строится через родителей (когда за ребенка все делают, топают ногами, руками хлопают)

-причины отсутствия любви (ничего не делай, лишает контакта с окружающей средой, транслирует «ты не можешь» )

-гиперпротекция- защита ребенка мамой от окружающей среды (туда не ходи, сюда не ходи и пр.)

Причины формирования независимости:

-мама должна быть доступной, но давать возможность ребенку самостоятельно действовать

-должна быть возможность идти на риск, без риска не формируется уверенность

-должна быть возможность к самостоятельной деятельности, что позволяет отделиться от матери и попробовать себя в разных ролях

-психологическая зависимость- ради достижений, за похвалу, за аплодисменты и т.д. Ребенку нужны проблемы . Если от этого родители изолируют, то всегда будут решать проблемы за ребенка.

М.Монтессори «Впитывающий разум»

Уровни развития независимости:

- независимость от телесных процессов (рождение, независимость от утробы матери)

психология покорителя»- стремление или потребность обратиться к внешнему миру и впитать его в себя. Впитывая то, что находит вокруг себя , он формирует собственную личность

-способность чувствовать, видеть, слышать

- отлучение от груди

- овладение разговорной речью

-возможность самостоятельного передвижения ( ползание, ходьба, бег)

Как Монтессори-среда развивает независимость

-среда создает условия для развития

-поощряется независимость

-ребенок может развиваться согласно возникающим у него потребностям, выбирая в среде, необходимый вид деятельность

-в М.-среде становится функционально независимым

-учится классифицировать информацию, поступающую из окружающего мира

-М.-среда помагает в формировании навыков общения

-в классе создаются условия и поддержка при формировании независимости (гид и ассистент помогают ребенку в этом, почувствовать свободу)

Независимость-одна из фундаментальных основ Монтессори -среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие независимости у младших дошкольников через организацию их самостоятельной деятельности.

«Следующее поколение должно быть сильным, это значит - независимым и свободным».                                  ...

Презентация по теме: «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания».

Цель: -формировать умение соотносить цифру с количеством предметов.Задачи:-формировать умение устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;-развивать ...

конспект ООД Познавательное развитие "Независимость счета от формы расположения предметов в пространстве"

конспект познавательного развития (ФЭМП) для воспитателей средней группы...

СЦЕНАРИЙ ко дню независимости России в средней группе на тему: «ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ»

Цель: воспитывать любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа и края.Задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; знакомить детей с гербом, флаг...

Конспект занятия по ФЭМП № 26 в средней группе Тема: «Независимость числа от пространственного расположения предметов, математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Независимость числа от пространственного расположения предметов, математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания»...