Деловая игра с родителями
методическая разработка

Мингалимова Надежда Ивановна

Деловая игра с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Деловая игра с родителям85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

Деловая игра с родителями

на тему

«Как понять своего  ребёнка»

       

Подготовила:

Мингалимова Н.И.

Ачинск

Цель: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.

   Задачи:

1. Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в конфликтных ситуациях с детьми.

2. Подвести родителей к пониманию причин возникших ситуаций.

3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения конфликтов.

Форма проведения: деловая игра.

                                                Ход игры

   1 . Приветствие.

        Я рада видеть Вас, уважаемые родители. Сегодня мы обсудим проблему конфликтов родителей с детьми. Тема эта достаточно актуальна, ведь каждый родитель встречается с конфликтными ситуациями. Тольке в некоторых семьях конфликт – редкий гость. А в некоторых - он получает постоянную прописку. Цель нашей деловой игры: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей. (Слайд №2)

      Мы попытаемся выявить основные причины и совместными усилиями найдём основные подходы для решения этой проблемы. (Слайд №3)

    Правила деловой игры:

- высказывать свои мысли откровенно и правдиво;

– каждое мнение имеет право на существование;

- никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;

- никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие.

   2. Игра «Поменяемся местами».

   Для того чтобы лучше узнать друг друга мы поиграем в игру «Поменяемся местами».

- поменялись местами те, кто любит своих детей:

- поменялись местами те, кто в детстве был конфликтным ребёнком (об этом говорили вам ваши родители);

- поменялись местами те, кто считает, что в таких случаях нужна требовательность со стороны родителей;

- поменялись местами те, кто считает, что конфликт-это спутник кризиса возраста.

  3. Деление на 3 группы (1 вариант):

- Для начала Вы разделитесь на три группы, называя по очереди слова «карандаш», «ручка», «линейка».

(2 вариант)

-Необходимо выбрать цветной жетон, и найти место за столом соответствующей таблички (жёлтый, зелёный, красный). Жёлтый жетон-классические родители, зелёный-артисты, красный-цифровики.

   4.Видеоустановка о  силе взаимопомощи. (Слайд №5)

- Установка на успех «Пусть всем сопутствует успех!» (Слайд №6)

   5.Приветствие команды и визитка.

 Улыбнитесь друг другу и охарактеризуйте свою команду.

На листе нарисовано личико и написано «артисты»; «классики»; «цифровики».

 Родителям необходимо составить сенквейн:

1строка- название команды;

2 строка-прилагательные;

3 строка- глаголы;

4 строка- фраза, передающая отношение к понятию;

5 строка-одно-два слова, передача чувств. (Слайд №7)

  6. Составление «проекта».

Первое наше упражнение – составление проекта.

- У кого бы из родителей ни спросили, кто для них самый главный, самый дорогой, они ответят – их дети. Чего больше всего Вы хотите для своих детей? (Ответы родителей).

-  А что же ещё нужно для счастливой жизни наших детей в семье? Сейчас на листочках каждый из Вас напишет несколько условий, в которых любому ребёнку комфортно и безопасно будет жить в семье.

- Теперь Вы должны будете в группе обсудить записанные каждым из Вас условия, и записать их по одному на отдельных листочках. (Родители работают в группах).  

- Давайте на лучиках солнышка, которое согревает наших детей, прикрепим те условия, которые помогут нашим детям жить счастливо, будучи согретыми теплом семьи .

(Родители - по одному из каждой группы – называют выбранные ими условия и заполняют «лучики солнышка»: на один «лучик» помещают похожие условия, названные разными группами). ( Слайд №8)

  7. Изучение различных типов поведения детей.

- Любовь к детям – естественное чувство для родителей. Но все дети ведут себя по-разному: кто-то радует Вас своими поступками и поведением, кто-то часто расстраивает. Вам надо понимать мотивацию поступков детей, учиться правильно реагировать в той или иной ситуации.

 а) Предположение.

Есть три типа поведения детей: агрессивное, пассивное и достойное. Давайте подумаем и составим предположительные характеристики этих типов поведения.

Агрессивное                                    Пассивное                      Достойное

  В чём проявляется               В чём проявляется              В чём проявляется

+                              -                  +                            -                      +        -активность   грубость      спокойствие   замкнутость    уверенность    наглость

 б) Работа в группах.

- Сейчас Вы снова будете работать в группах. Ваша задача: ознакомиться с различными типами поведения детей, сопоставить с нашими предположениями, дополнить наши записи и после выполнения этой работы познакомить всех присутствующих со своими выводами. (Родители работают в группах, потом отчитываются).

  8. Изготовление коллажей.

- У каждой группы есть журналы. Ваша задача: распределив обязанности, выбрать и вырезать из них картинки и подписи, которые ещё раз наглядно продемонстрируют их отношения со взрослыми. Из этих иллюстраций вы составите на ватмане коллаж. (Родители распределяют обязанности: кто-то выбирает картинки и подписи, кто-то вырезает их, а кто-то наклеивает на ватман в виде коллажа. После выполнения работы представители от каждой группы комментируют, что отображено на их коллаже).

  9.Минутка активного отдыха.

а) Упражнение «Комплимент».

Играющие становятся в круг. Ведущий предлагает друг другу сделать комплимент.

б) Упражнение «Угадай, что нарисовано».

Вызывается один участник игры. Ему предлагают с помощью мимики, эмоций, жестов изобразить, что нарисовано на картинке.

 Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям. Попробуем сформировать некоторые причины конфликтов (Слайд№9)

                         Причины конфликтов:

- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

- чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен;

- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;

- чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

  10. Ролевая игра + «шляпная дискуссия».

- А теперь каждая группа должна подготовить для другой группы задание. Вы придумываете какую-то жизненную ситуацию – отношения «родитель-ребёнок», тип поведения для ребёнка. Потом записываете на листочек, сворачиваете его и складываете в эту коробку. Мы перемешиваем задания, каждая группа тянет листочек и после ознакомления с заданием обыгрывает ситуацию, показывая поведение ребёнка в этой ситуации и реакцию родителей. После представления – вместе обсудим.

·         Как же надо поступить в данной ситуации?

·         Какие советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?

·         Что такое конфликт? (ответы)

«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).

·         Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)

·         Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).

  11.Предлагаем вашему вниманию педагогические ситуации из    кинофильмов для обсуждения.   

- Социальная реклама «Это моя семья». (Слайд №11)

- Фрагмент из кинофильма «Курьер». (Слайд №12)

- Социальная реклама «Не забывайте нас». (Слайд №13)

- «Ералаш» - «Вот это внук». (Слайд №14)

-  Социальная реклама«Родители в ответе за своих детей». (Слайд №15)

- «Ералаш» -«Заботливый папа». (Слайд №16)

12. Предлагаем детские   видеовопросы .

- Откуда берутся плохие дети? (Слайд №17)

- Родители не разрешают дружить с человеком, который мне интересен, мотивируя заботой обо мне. Как поступить в этой ситуации? (Слайд №18)

- Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите? (Слайд №19)

- Если я не хочу в школу, что вы сделаете? Как вы отреагируете? (Слайд №20)

-Как сохранить лёгкую и светлую атмосферу в семье в условиях безденежья? (Слайд №21)

- Родители часто настаивают на стиле одежды, который,  по-моему, старомоден. А то, что прошу я, им кажется неприличным и вульгарным. Как найти выход? (Слайд №22)

- Вы смотрите по телевизору фильм, а ваш ребёнок требует переключить на другую программу, там выступает рок-музыкант.

Как вы поступите? (Слайд №23)

- Мы живём в богатом районе, и дети-подростки стесняются приглашать своих друзей в гости из-за скромности жилья.  Как поддерживать дружбу? (Слайд №24)

 Давайте теперь для себя ответим на вопросы:

  • Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим  ребенком?
  • Когда в последний раз гладили его по голове?
  • Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
  • Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?

Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.

  13. Упражнения Джеффа.

    Только что мы увидели и Какими же должны быть идеальные родители? (Слайд №10)

обсудили несколько вариантов поведения не только детей, но и родителей. К сожалению, родители воздействуют на детей не только словами.

   На доске листы с надписями «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ». Предлагается 30 секунд подумать, оправдывают ли себя физические меры наказания? Определиться и стать под той надписью, которая соответствует Вашему мнению. После того, как Вы определитесь в выборе, желающие выскажутся, почему они так думают. Главное условие этого упражнения – каждое мнение имеет право на существование: никто не спорит.  Если после того, как все выскажутся, кто-то изменит своё мнение – можно перейти в другую группу, желательно, аргументировав свой поступок.

14.  «Недостатки».

     Вы- родители наказываете детей за их проступки и недостатки. А вы вдумайтесь в само слово «недостатки». «Не достаёт», то есть, ребёнку с определённым недостатком чего-то не достаёт, может быть, ему что-то не додают родители или учителя. Например, если ребёнок злой, ему не достаёт (?) доброты, ласки. Теперь у Вас будет такое задание: подумать в группе и записать какие-либо недостатки и то, чего при этом данному ребёнку не хватает, что мы должны ему додать.

15.Подведение итогов. «Притча».

     Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

      Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
   Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.                                                                                                                           

-И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее. (Слайд№23)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для родителей "Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей".

Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика,...

Мастер класс с элементами деловой игры для родителей « Игра в жизни ребенка»

дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игра и ребенок»

Цели: повышение компетентности родителей в вопросах развития игры дошкольника; выявление и коррекция неверных представлений о природе, задачах и основных формах организации детской игры....

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игра и ребенок»

Цели: повышение компетентности родителей в вопросах развития игры дошкольника; выявление и коррекция неверных представлений о природе, задачах и основных формах организации детской игры....

Деловая игра для родителей «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

26.08.2022г.Деловая игра для родителей«Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Участники: воспитатели ОДО, родители.Цель: создание условий для пер...