ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ
статья
В статье раскрываются особенности детско-родительского проекта, роль отца в воспитании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_9.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ
Жукене В.В.
МАДОУ «Црр - д/с № 33 «Радуга» г.Губкин
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС ДО [4].
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог. Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. Поэтому и актуализируется необходимость формирования грамотного, компетентного родителя, способного развивать своего ребёнка в соответствии с современными требованиями и нормами. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм сотрудничества с семьёй является проектная деятельность [1].
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка [2].
Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь то мальчик или девочка, без мужского влияния. Ребенком человек инстинктивно ищет внимания отца, взрослея, начинает ценить и понимать важность отеческого воспитания.
Роль отца в воспитании ребенка очень важна, поэтому мы считаем необходимым повысить престиж отцовства в обществе, возрождать семейные ценности, пропагандировать здоровый образ жизни [3]. Чтобы привлечь внимание и способствовать решению проблемы отцовства, мы разработали проект "Вместе с папой!" по повышению уровня социальной значимости отцовства и укреплению семейных связей.
Проект «Вместе с папой!» - это объединение усилий педагогических работников и родителей (отцов) на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Участники проекта: дети, педагоги, родители (отцы), представители спортивных организаций города тренеры-преподаватели.
Цель: повышение статуса отца и ответственности родителей (отцов) за сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- Повысить компетентность отцов по вопросам здоровьесбережения дошкольников.
- Обеспечить практическое активное участие пап в спортивной жизни воспитанников и детского сада.
- Использовать социокультурное пространство города Губкина с целью привлечения детей и их родителей к занятиям спортом.
Адресная группа: Папы воспитанников ДОУ (направление - работа с родителями)
Методы работы над проектом:
- теоретический (анкетирование, беседы, консультации, диспуты и пр.)
- наглядный (получение информации папами через фильмы, выставки, сайт ДОУ, наглядную агитацию в группах и пр.)
- практический (участие в мероприятиях ДОУ)
Индикаторы:
- Посещаемость детского сада папами, активное участие их в спортивной жизни ДОУ и собственных детей.
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей (пап) детей дошкольного возраста.
- Улучшение психологического микроклимата в семье.
Итог:
- Повышение роли отца и его авторитета в семье.
- Повышение мотивации родителей и дошкольников к ведению здорового образа жизни.
Работа по реализации проекта включает 4 этапа:
Первый этап. Сбор банка данных.
- Наблюдение за посещением детского сада папами, участие в спортивной жизни сада.
- Проведение анкетирования среди отцов с целью выявления степени педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников.
- Сбор информации о посещении детьми городских спортивных кружков и секций.
- Диагностика психологического микроклимата в семье (родители).
Второй этап. Разработка проекта.
- Определение конкретной темы проекта.
- Обсуждение проблемы с группой специалистов (педагоги ДОО, тренеры-преподаватели) и родителей.
- Составление плана реализации проекта.
Третий этап. Работа над реализацией проекта.
- Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников (папами) в соответствии с планом проекта «Вместе с папой!».
Четвёртый этап. Подведение итогов реализации проекта.
- Презентация проекта в рамках работы ГМО (секций).
- Представление и размещение итогов реализации проекта по повышению уровня социальной значимости отцовства и укреплению семейных связей "Вместе с папой!" на сайте детского сада.
- Опубликование проекта в периодических изданиях.
Работу по реализации третьего этапа проекта начали с проведения дня открытых дверей, где родители могли посетить все мероприятия, проводимые в дошкольной организации, в том числе и физкультурные. Это позволило родителям иметь представление о формах работы детского сада по развитию физических качеств и оздоровлению воспитанников. После просмотра родители обучающихся имели возможность задать специалистам вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка.
Подготовительная работа включала организацию, в холле детского сада, тематической фото - выставки «И нет другого образца, когда в глазах пример отца!».
Интересным событием стало проведение родительского собрания на базе ДЮСШ № 1. Где, родители смоги познакомиться не только с тренерами-преподавателями различных секций, их графиком работы, но и посмотреть небольшие мастер-классы, а также задать интересующие их вопросы.
Для обогащения знаний родителей об особенностях физического развития и воспитания детей дошкольного возраста в группах детского сада были оформлены информационные стенды.
Так же в рамках реализации проекта был проведен досуг «Папа, спорт и я – лучшие друзья!». Папы вместе с детьми преодолевали препятствия в эстафетах, выполняли различные задания. Все задания были построены на основе парциальной программы Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье» (игры с элементами спорта). Совместное участие в данном мероприятии позволило повысить интерес у детей и родителей к физическим упражнениям, вызвало чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволило лучше узнать друг друга, а также побудило родителей поощрять спортивные интересы ребенка.
План работы по реализации проекта «Вместе с папой!» включает в себя следующие формы взаимодействия:
- Организация и проведение спортивных праздников и развлечений: «Все на лыжню», «Богатырская наша сила», «Веселые старты», «Путешествие в страну здоровья» и др.
- Проведение совместных физкультурных занятий, где родитель становится помощником инструктора по физкультуре и непосредственным тренером своего ребенка.
- Проведение тренировок, мастер-классов на базе ДОУ по различным видам спорта с привлечение тренеров-преподавателей.
- Создание библиотеки игр «Поиграй со мною, папа!». Подбор подвижных и малоподвижных игр, народных и игр с элементами спорта.
- Создание групповых фотоальбомов «Как две капли».
- Выставка-конкурс рисунков «Мой папа – самый лучший!».
- Дискуссионный вечер с участием тренера-преподавателя городского бассейна «Дельфин» - «К вопросу о воспитании здорового образа жизни в семье. Спортивные семейные традиции».
- Организация работы клуба любителей плавания в ДОУ «Папа может!».
- Родительская гостиная. Тренинг с педагогом-психологом.
- Вечер активного отдыха. Организация совместного досуга в ледовом дворце спорта «Кристалл».
- Разработка рекомендаций для родителей по созданию мини-стадиона дома.
- Включение вопросов о необходимости ведения ЗОЖ в тематику родительских собраний.
- Организация и проведение туристического похода «Вот и лето пришло», с привлечением опытного инструктора-преподавателя.
- Выпуск спортивной газеты детского сада.
Мы уверены, что такое тесное сотрудничество детского сада с семьей через проект «Вместе с папой!» позволит осуществить пропаганду здорового образа жизни. Именно идея формирования ответственного отцовства должна стать надежной основой для укрепления семьи, а, следовательно, и государства в целом. Сохранение отцовства обусловит целостность семьи, а семья будет продолжать выполнять главное свое предназначение и благодаря заботе о репродуктивном здоровье, которое тоже сохраним, будет воспроизводиться новое поколение.
Список литературы:
- Арнаутова Е.М. Методы обогащения воспитательного опыта родителей //
Дошкольное воспитание. 2012. №9
2.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ. 2009. № 4
3.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 г. № 1155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектный метод как средство взаимодействия с родителями
Проектный метод в ДОУ может быть представлен как в детских, так и детско-взрослых проектах. Прежде чем подключить родителей, необходимо проветси консультацию или мастер-класс по организации проектов.....
Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе ДОУ.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОНР, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес...
Проектный метод как средство включения родителей в единое образовательное пространство
Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обуславливает в воспитательно-образовательном процессе перенос акцентов на обучение во всех режимных моментах, с...
«ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ»
ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ...
ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ
ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ...
«Синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи старших дошкольников»
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова...
Опыт работы воспитателя «Проектный метод как средство реализации программы дошкольного образования»
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Вместе с тем, мировая практика показывает, чт...