Консультация для родителей "Проектный метод как средство развивающего обучения воспитанников
учебно-методический материал

Четвергова Лариса Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонек» г.Соль-Илецка

Консультация для родителей

«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»

Подготовила: воспитатель Четвергова Л.В.

.

Соль-Илецк

Уважаемые родители, всем вам хорошо известно, что эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду напрямую зависит от успешного взаимодействия ДОУ с семьей. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В нашей группе работа с родителями построена на принципе партнерского взаимодействия, определенного федеральным государственным стандартом.

Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – это создание единого образовательного пространства «ДОО и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех участников образовательного процесса.

Для достижения данной цели нами ежедневно решается ряд задач:

- создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия;

- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье;

- создание условий для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;

- расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОО, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей.

Совместная деятельность со взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, с равноправным участием и взаимным уважением участников. Выбор форм совместной деятельности будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей, от заинтересованности и готовности к совместной деятельности вас, уважаемые родители.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности является проектная деятельность. Сегодня о ней мы и поговорим. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных умений и навыков, которые помогут ему умело действовать во всех обстоятельствах и видах деятельности.

Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Е. Г. Кагаров выделил четыре отличительные черты проектного метода:

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

Технология проектирования в детском саду.

Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.

Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путём самообразования).

Активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.

Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вирус Фантазус в детском саду», главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития.

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведшая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

#1062;елеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

#1056;азработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • В каких источниках можно найти информацию;
  • Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
  • С какими предметами научиться работать для достижения цели.

#1042;ыполнение проекта - практическая часть

#1055;одведение итогов - определение задач для новых проектов.

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с типами проектов:

Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие и т.д.

В данное время ДОУ работает над серией проектов по исследовательской деятельности. Наверное, многие из вас, уважаемые родители, уже включились в эту совместную деятельность, тем же кто только собирается это сделать не помешают некоторые советы и рекомендации :

На каждом этапе выполнения проекта роль родителя может быть различной:

• помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

• записывать их.

Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор для ребенка.

Очень важна ваша помощь при изучении необходимой литературы по теме проекта .Сходить с ребенком в библиотеку, поискать информацию в Интернете, провести опрос, даже взять интервью у знающего человека. Поверьте, что эта работа будет полезна и интересна и ребенку и вам в равной степени.

Вы можете сделать с ребенком презентацию по теме проекта и подготовить малыша к выступлению, присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта.

Уважаемые родители, включайтесь в проектную деятельность ДОУ. Это очень интересно и важно для вашего ребенка. Проявляйте активность и ваш ребенок будет активным и успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни!


Четвергова Лариса Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонёк» г.Соль-Илецка Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

   В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО     Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

                                                      ...

Методы, формы средства организации деятельности воспитанников.

В ФГОС дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, соо...

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Применение методов, форм, средств и приёмов в работе с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям, является одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализа...

1-пункт:Методы ,формы ,средства организации деятельности воспитанников. В своей работе использую методы:

Основное целевое направление обучить новыми способами детей, в разных образовательгых областях опираясь на активную деятельность раннего и дошкольного возраста детей  в детском саду ....

Методы и средства развивающего обучения с целью развития способностей детей дошкольного возраста

Данная презентация содержит информацию о сравнении развития мальчиков и девочекв разных аспектах...