Опыт работы воспитателя «Проектный метод как средство реализации программы дошкольного образования»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Вместе с тем, мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_samoobrazovaniyu_-_kopiya.docx | 93.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Базовая модель
Обобщённого педагогического опыта
воспитателя
МОУ «Веневский центр образования №1 имени И.И.Мусатова»
структурного подразделения «Детский сад №5»
Юдиной
Елены Владимировны
Тема опыта: «Проектный метод как средство реализации программы дошкольного образования»
2024 г.
Идея опыта: использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Вместе с тем, мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Задачи:
- изучить и проанализировать виды технологий проектной деятельности, открывающие новые возможности воспитания и обучения дошкольников;
- разработать систему технологий проектной деятельности;
- организовать внедрение системы технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробировав механизмы управления ею в дошкольной образовательной организации;
- провести мониторинг и анализ результатов внедрения системы технологии проектной деятельности и сформулировать рекомендации по организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации, в которой задействовано максимальное количество детей, педагогов и родителей.
СПИСОК ИПМ
ИПМ 1.Сведения об авторе
ИПМ 2. Условия формирования опыта
ИПМ 3.Теоретическая интерпретация опыта
3.1. Актуальность опыта
3.2. Теоретическая база опыта
3.3. Новизна опыта
3.4. Трудоемкость опыта
3.5. Литература
ИПМ 4. Технология опыта
ИПМ 5. Результативность
ИПМ 1.Сведения об авторе
Юдина Елена Владимировна
Дата рождения: 20 июля 1981 г.
Образование: 12.12.2014-29.05.2015г. - ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» по программе «Теория и методика дошкольного образования»
1998-2000 гг. - Тульский Экономический колледж
Специальность: финансист
Уровень образования: средне-специальное
Стаж педагогической деятельности: 17 лет
Стаж работы в учреждении: 17 лет
Место работы: МОУ «Венёвский центр образования №1 имени И.И.Мусатова» структурное подразделение «Детский сад №5»
Должность: воспитатель
ИПМ 2. Условия формирования опыта
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО). Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- создание условий в поддержке детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
На формирование опыта оказали влияние:
-изучение научно-методической литературы;
-работа с детьми;
- тесное сотрудничество «педагог-ребенок-родитель»
-общение с коллегами;
-посещение открытых занятий, мероприятий
-педагогическое наблюдение за детьми дошкольного возраста;
ИПМ 3.Теоретическая интерпретация опыта
3.1 Актуальность опыта
В концепции модернизации российского образования на период 2013- 2023 г.г. подчеркивается необходимость создания системы качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, обновление государственных образовательных стандартов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует от личности поиска новых, нестандартных действий, инновационность которых основывается на оригинальности мышления и формируется в процессе обучения. Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью образования. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, которые должен достичь выпускник дошкольного образовательного учреждения. В области познавательного развития личностные характеристики следующие: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе познавательно-исследовательской, обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Решению этой дидактической задачи в полной мере соответствует проектная деятельность как универсальное средство развития любознательности, интеллекта и творческой инициативы ребенка дошкольного возраста. Сегодня в ДОУ востребован педагог-исследователь, активно вовлекающий обучающегося в поисковую, инновационную деятельность. Таким образом, метод проектов является педагогической технологией XXI века, позволяющей добиваться оптимальных результатов в условиях стремительно развивающегося общества. Познавательное развитие дошкольников, поддержка одаренных воспитанников возводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления отечественного образования.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость ощутить себя полноправным участником событий способствует усилению позиций «Я сам» «Я сделаю» «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело проявить индивидуальность завоевать определенное положение в группе. Проектная деятельность позволяет любую группу детей превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным. Ведь коллективные переживания, радость от победы над трудной задачей, гордость от поощрения взрослых сближает детей, способствует улучшению микроклимата в группе.
Проектный метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование и его приложения исследовались достаточно плотно, однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
У.Х. Киллпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий . Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых, как для взрослых, так и для детей, по моему мнению, является проектная деятельность. Технология проектирования относится к современным инновационным технологиям. От образования в наше время требуется уже не частичное включение методов исследовательского и проектного обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию изыскательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам поиска.
В связи с ведением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов дошкольного образования к проектам педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. В ходе реализации проекта можно осуществлять интеграцию образовательных областей комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при встрече с проблемами, создает привычку искать пути решения самому.
3.2 Теоретическая база опыта
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование и его приложения исследовались достаточно плотно, однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
У.Х. Киллпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий . Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых, как для взрослых, так и для детей, по моему мнению, является проектный метод. Технология проектирования относится к современным инновационным технологиям. От образования в наше время требуется уже не частичное включение методов исследовательского и проектного обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию изыскательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам поиска.
В связи с ведением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов дошкольного образования к проектам педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. В ходе реализации проекта можно осуществлять интеграцию образовательных областей комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при встрече с проблемами, создает привычку искать пути решения самому.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Данный метод естественно и гармонично вплетается во все процессы детского сада.
Проектная деятельность - это один из лучших способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Особо большую ценность имеет привлечение родителей в проектную деятельность:
- родители проявляют участие и вносят вклад в знания и умения ребенка
- родителю становятся более понятны основы процесса обучения детей дошкольного возраста.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее
• практическое применение детьми имеющихся знаний и умений
• нежесткое формулирование задач их вариативность повышающие самостоятельность и творчество детей
• интерес к деятельности приносящей публичный результат личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя
• задание для детей сформулированное в виде проблемы
• целенаправленную детскую деятельность
• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом
• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Коллективный характер этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте деятельности оценить свое личное участие убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели. В проекте должна быть проблема, следовательно, тактика и стратегия ее изучения, изложенная детским приемом познания.
При организации проектной деятельности педагог может сталкнуться с с затруднением выбора темы проекта .Необходимо помнить, что из формулировки темы должно быть понятно: «Что не так? Почему не так? Что будет, если сделать как надо?»
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности…по методу проектной деятельности. О методе проектов писали и многие отечественные ученые 1920-х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. В России теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатывают теоретики и практики педагогики: В. С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др. Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др. Их исследования показывают, что успешно и активно участвовать в проектной деятельности могут и дошкольники. При этом наблюдаются положительные изменения в познавательном развитии детей; персональный, личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к решению поставленных задач изобретательно, оригинально и креативно.
3.3 Новизна опыта
Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей познавательных интересов, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации проектно - исследовательской деятельности дошкольников, мною была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:
• принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
• принцип деятельного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых
• принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
• принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса
3.4 Трудоёмкость опыта
Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по данной теме.
Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста педагога:
- разработка серии памяток и консультаций для родителей и педагогов;
- подбор наглядного материала для детей
- оформление наглядно-демонстративного материала
- подбор диагностик и инструментария к ним
- работа с родителями
- подбор интересных проектов
- в разработке игр, упражнений, картотек, конспектов занятий;
- в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.
3.5 Литература
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
2. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
6. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.
7. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие 8. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.
9. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
10. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
11. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.
В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.
13. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
14. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
16. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.
17. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
18. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.
19. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
20. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.
21. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.
ИПМ 4. Технология опыта
Опытно - экспериментальная работа по проводилась на базе МОУ «Венёвский центр образования №1 имени И.И.Мусатова» структурное подразделение «Детский сад № 5» города Венёва с детьми старшего дошкольного возроста. В работе принимали участие 10 детей. Цель экспериментальной работы: изучение и анализ эффективности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Опыт производился по типу педагогического эксперимента в три этапа:
- констатирующий этап эксперимента;
-формирующий этап эксперимента;
- контрольный этап эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента.
Подобрать диагностические параметры для выявления уровня сформированности.
Для проведения диагностики были разработаны показатели и уровни эффективности проектной деятельности:
-имеет представление о себе и других людях;
-имеет дифференцированные представления о мире;
-активен в разных видах познавательной деятельности (наблюдает, экспериментирует рассуждает);
- умеет видеть проблему;
-умеет формулировать и задавать проблему;
-имеет представление о живой и неживой природе, осознает правила поведения в природе;
-умеет делать выводы и умозаключение;
-умеет самостоятельно действовать;
-умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-интересуется новым любит экспериментировать;
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки
Таблица №1 Уровень сформированности познавательного развития
№ п/п | Имена | Показатели | Общий балл | Уровень | ||||||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | |||||
1. | Алиса Р | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 17 | III | |
2. | Алиса С | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 17 | III | |
3. | Артем А | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 21 | III | |
4. | Варя Ц | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 32 | I | |
5. | Платон Д | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 25 | II | |
6. | Евтеева Н | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 32 | I | |
7. | Катя У | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 29 | II | |
8. | Тимофей К | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 19 | III | |
9. | Матвей Ф | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 19 | III | |
10. | Эхсон Х | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 21 | III |
Суммарная бальная оценка соответствует следующим уровням:
32 – 39 баллов – «Хороший» (I);
24 – 31 балл – «Удовлетворительный» (II);
16 – 23 балла – «Недостаточный» (III);
8 – 15 баллов – «Низкий» (IV);
0 – 7 баллов – «Очень низкий» (V).
Данные констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по познавательному развитию с детьми данной категории с помощью проектного метода.
По окончанию констатирующего этапа был проведен формирующий этап .
Цель формирующего этапа: провести педагогическую работу, направленную на формирование познавательного развитие у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода.
Задачи формирующего этапа:
- Подобрать принципы педагогической работы, по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей.
- Определить этапы и содержание педагогической работы по познавательному развитию.
В ходе проведения формирующего этапа эксперимента были использованы педагогические условия, способствующие познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста:
- создание предметно-развивающей среды.
- использование широкого спектра наглядности;
- использование различных методов и приемов в работе с детьми;
- создание и поддержание положительного настроя у детей;
- учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход;
- планирование педагогической работы с учетом педагогических принципов;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил.
В прошлом учебном году мною были реализовано два краткосрочных проекта «Всех важней на свете мама», «Безопасность ребенка в быту», которые были направлены на развитие словесно-логического мышления, любознательности, творческой инициативы, дифференцированного восприятия, внимания, речи, формирования мотивации к самостоятельному поиску знаний и предпосылок к обучению в школе.
Реализация проекта «Всех важней на свете мама» проходила через интеграцию образовательных областей:
"Познавательное развитие»
Беседы: «День матери»; «Семейные традиции»; «Чем можно порадовать маму», «Как я помогаю маме», «Профессия моей мамы». Знакомство детей с пословицами о маме;
"Речевое развитие"
Беседы с детьми: «Моя любимая мама».
Составление рассказов: «Здравствуй, мамочка моя!»; «Мама, мамочка, мамуля! Больше всех тебя люблю я!»
Словесные игры: «Опиши словами маму», «Соберем добрые слова»
Чтение детской литературы, заучивание стихотворений и пословиц о маме и бабушке.
М. Цветаева «У кроватки»; Р. Гамзатова «Берегите матерей»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Виеру «Мамин день»; А Плещеев «Бабушка и внучек».
"Социально – коммуникативное развитие"
Игровая ситуация - «Помоги маме сварить суп и компот»
Проблемный вопрос: «Зачем человеку нужна мама?»
Индивидуальные беседы: «Кем работает моя мама»; «Что ты делаешь, когда огорчается мама?»
Беседа: «Почему нужно помогать девочкам и защищать их». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Кто уступит», «Если девочке трудно, кто поможет».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки - матери», «Мама на работе», «Мама дома»,.
Развлечение ко дню матери по сказке Ш.Перро «Красная Шапочка»
"Художественно – эстетическое развитие"
Чтение детской литературы, заучивание стихотворений и пословиц о маме и бабушке.
М. Цветаева «У кроватки»; Р. Гамзатова «Берегите матерей»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Виеру «Мамин день»; А Плещеев «Бабушка и внучек».
Прослушивание аудиозаписи «Песенка мамонтенка»
Вернисажи детских рисунков: «Моя самая красивая мама!»;
Аппликация «Цветок для мамы»
Праздничный оркестр для мамы
Работа с родителями:
1. Статьи в родительский уголок «День матери: история и традиции», беседы с родителями на эти темы.
2. Привлечь родителей к сбору фотоматериалов, необходимых для реализации проекта.
3. Участие родителей в акции ко дню матери «СуперМама» в ВК ( на странице дошкольного учреждения)
4. Видео поздравление для мамочек на странице дошкольного учреждения в сообществе детского сада в ВК.
3. Заключительный этап:
Продукт проекта: оформление поздравительной стенгазеты для мам.
Оформление поздравления для мам с использованием изготовленных детьми цветов.
На протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное праздничное настроение. В результате проекта дети узнали больше об истории праздника, о роли мамы в жизни человека. Дети стали более внимательными и бережнее относиться к маме. Дети с удовольствием рассказывали о своей маме, выразительно читали стихи, разучивать танцевальные движения и песни. Ребята с большой радостью делали подарки для своих мам. В музыкальном развлечении дети участвовали как сказочные персонажи . Они принимали активное участие в различных играх и эстафетах. Проект объеденил детей, родителей и воспитателей, доставил положительные эмоции.
Реализации проекта «Безопасность ребенка в быту» осуществлялась работа:
Тема: ««Домашние вещи могут быть опасными. Электроприборы в доме». (понедельник)
Цель: закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.
- беседа «Что работает от электричества?»;
- рассматривание иллюстраций и картинок;
- чтение художественной литературы - сказка «Проводок» Т. А. Шорыгина;
- загадки об электроприборах;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- обыгрывание ситуации «Что случится, если забудешь выключить дома утюг»;
- составление рассказов об электроприборах и о том, как ими пользоваться;
- дидактические игры «Правильно-неправильно», «Четвертый лишний»;
- просмотр презентации «Разве не ясно, что это опасно»
- продуктивная деятельность (рисование) «Электроприборы»
Тема: «Кухня не место для игр!» (вторник)
Цель: формировать представление о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться: спички, газовые плиты.
- беседы: «Огонь бывает разный», «Что любит огонь», «Причины пожара», «Что делать, если начался пожар?», «Чем опасен дым?»
- ситуативный разговор: «Пожароопасные предметы», «Пожар в квартире»;
- тренинг «Вызов пожарных «01», «Вызов газовой службы «04», «Дыши через повязку», «Действия при пожаре»;
- дидактические игры: «Профессии», «Горит – не горит», «Разложи иллюстрации по порядку»,
- чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсен «Сказка про спички», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Пожарные собаки»; сказка «Бумажный самолетик», «Любопытный самолетик» Т. А. Шорыгина;
- знакомство с пословицами «Водой пожар тушат, а умом предотвращают», «Спички – не игрушка, огонь не забава», «Где огонь, там и дым»;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- продуктивная деятельность: аппликация «Пожарная машина
С.Р.И. «Пожарные»;
- составление творческих рассказов «Что случиться, если…», «Как я спасал куклу от пожара».
Тема: "Ребёнок дома. Осторожен будь с водой» (среда)
Цель: объяснить детям, какие ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях, как их можно избежать.
- беседа «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой»;
- чтение художественной литературы - сказка «Наводнение в кукольном домике». Т. А. Шорыгина;
- моделирование ситуации «Что будет, если не выключить кран с водой»;
- составление рассказов на тему «Что было бы, если бы?»;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- продуктивная деятельность (рисование) плаката «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой»
Тема: «Запомните детки, таблетки – не конфетки». (четверг)
Цель: дать детям представление о таблетках, их пользе и вреде.
- беседа «Лекарство – не игрушка», «Витамины и здоровье»;
- чтение художественной литературы - Г. Блинов «Непослушный Стобед рассказывает сказку», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», сказка «Неосторожная Резвушка» Т. Шорыгина; - отгадывание загадок на эту тему;
- дидактические игры "Полезные продукты";
- рассматривание иллюстраций в журналах, книгах о работе врача;
- моделирование ситуации «На приёме у доктора»;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- продуктивная деятельность (рисование): пузырек с микстурой, витамины и шкафчик, где хранятся лекарства, аппликация
- сюжетно-ролевая игра "Аптека".
Тема: «Если дома взрослых нет, не веди ни с кем бесед…» (пятница)
Цель: научить детей правильно вести себя в ситуации, когда они остались одни дома; знать номера тревожных телефонов, родителей.
- беседа «Мой дом – моя крепость», «Не открывай дверь чужим людям», «Почему незнакомец может быть опасным»;
- моделирование ситуации «Что будет, если…», «Какое настроение, определи», «Незнакомец за дверью»;
- чтение художественной литературы : русская народная сказка «Колобок», «Кот, Лиса и Петух»; главы из сказки А. Толстого «Приключения Буратино», «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков, сказка «Лиса в заячьей шкуре» Т. А. Шорыгина;
- настольный театр «Три поросёнка», «Волк и 7 козлят»;
- заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаев
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- игра с мячом «Свой. Чужой. Знакомый»;
- составление рассказов на тему «Новый приятель»;
- моделирование ситуаций «Я знаю, как набрать номер маминого телефона»; - тренинг - вызов скорой помощи «03», службы газа «04», полиции «02», пожарной «01»;
Работа с родителями:
-папки-передвижки для родителей «Безопасность дошкольника», «Об опасности пластиковых окон»,
- знакомство с пословицами, поговорками;
-совместное чтение родителей и детей произведений, разучивание стихотворений;
- рисование совместно с детьми на тему «Опасные предметы дома»
-информационные буклеты «Безопасность ребенка в дома», «Не страшен пожар тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности»
- памятка «Ребенок один дома»
-консультация «Как научить ребенка личной безопасности»
Продукт проекта: оформление альбома совместного творчества детей и родителей по теме «Опасные предметы дома»;
Результаты проектной деятельности:
- сформированы у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
- сформированы умения адекватно вести себя в различных ситуациях, которые могут быть опасны;
- сформированы определенные правила поведения дома;
- способны делать выводы;
- расширен словарный запас детей по теме безопасность в быту;
- развит познавательный интерес, желание получать новые знания;
- расширилась педагогическая грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в домашних условиях;
- привлечены родители к сбору материала для оформление презентации проекта.
Проанализировав динамику познавательного мышления и творческой активности детей в проектной деятельности , позволил сделать сравнительный анализ результатов диагностики проектной деятельности, проведенный педагогами в начале и в конце реализации проектов.
ИПМ 5. Результативность
По окончанию формирующего этапа был проведен контрольный этап.
Цель контрольного этапа: выявить эффективность педагогической работы, познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи контрольного эксперимента:
- Провести повторное обследование уровня сформированности познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста после проведенной педагогической работы.
- Сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов и выявить динамику познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Критерии и показатели познавательного развития дошкольников:
-имеет представление о себе и других людях;
-имеет дифференцированные представления о мире;
-активен в разных видах познавательной деятельности (наблюдает, экспериментирует рассуждает);
- умеет видеть проблему;
-умеет формулировать и задавать проблему;
-имеет представление о живой и неживой природе, осознает правила поведения в природе;
-умеет делать выводы и умозаключение;
-умеет самостоятельно действовать;
-умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-интересуется новым любит экспериментировать;
Уровень сформированности познавательного развития
№ п/п | Имена | Показатели | Общий балл | Уровень | ||||||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | |||||
1. | Алиса Р | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 33 | I | |
2. | Алиса С | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 23 | III | |
3. | Артем А | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 34 | I | |
4. | Варя Ц | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 25 | II | |
5. | Платон Д | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 26 | II | |
6. | Евтеева Н | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 23 | III | |
7. | Катя У | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 28 | II | |
8. | Тимофей К | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 27 | II | |
9. | Матвей Ф | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 32 | I | |
10. | Эхсон Х | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 32 | I |
На диаграмме 3 представлена сравнительная диагностика уровня сформированности познавательного развития у диагностируемых детей.
Таким образом, дидактический смысл проектного метода заключается в том, что она дает возможность развития творческого мышления, логики познания, пытливости ума, коммуникативных и рефлексивных навыков. Проектная деятельность стимулирует познавательную активность дошкольников, формирует умение планировать, работать в коллективе, что является предпосылками успешного обучения детей в школе.
Проектный метод является наиболее перспективным в решении задач социализации детей, поскольку семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни детского сада. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они лучше понимают их проблемы, демонстрируют положительные примеры взаимодействия с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников».
На протяжении последних лет я работаю над темой «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников». Метод проектов помогает ребенку более осознанно получать знания. Развивать на...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА Реализация программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы (из опыта работы)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Реализация программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы...
«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...
Опыт работы по созданию детского мультфильма «Освоение модуля программы STEM – образования Мультстудия «Солнышко» с детьми старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день детская мультипликация – не просто забава, это один из шести модулей программы STEАM – образования. Нам выпало счастье его осваивать и развивать. Главная педагогическая...
Аналитическая справка воспитателя Потаповой Оксаны Анатольевны по реализации Программы дополнительного образования формирования нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Мой дом - земля, моя страна - Россия, родной город –
отчет о работе по програме в течении учебного 2021-2022 года.в подготовительной группе детского сада...
Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.
ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...
Презентация "Проектный метод как средство реализации программы дошкольного образования"
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почув...