Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра является любимым видом деятельности дошкольников. Именно в игровой деятельности гендерные различия дошкольников проявляются наиболее ярко. В данной статье приводятся примеры различия между игровой деятельностью мальчиков и девочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_malchikov_i_devochek.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек
Игра является любимым видом деятельности дошкольников. Именно в игровой деятельности гендерные различия дошкольников проявляются наиболее ярко. Различия в содержании и характере игр детей разного пола столь существенны, что неоднократно отмечались психологами и педагогами прошлого и современности (Ж. – Ж. Руссо, М. М. Рубинштейн, П. Ф. Каптерев, Ф. Кейра, Э. К. Столица, В. Штерн и др.).
На различия в содержании игр мальчиков и девочек указывал П. Ф. Каптерев: «Девочки как‑то инстинктивно влекутся к играм мирным, тихим, не требующим очень большого напряжения сил и отличающихся хозяйственным и воспитательным содержанием (играют в посуду, любят стирать, мыть, одевать и раздевать кукол, баюкать и учить их). Мальчики же предпочитают игры с беганьем, прыганьем, борьбой, очень любят что‑нибудь резать, колоть, охотно ловят птиц, страстно увлекаются военными упражнениями». Немецкий психолог В. Штерн обращал внимание на различное содержание игр мальчиков и девочек, даже если дети играют с одинаковыми игрушками, отмечал, что мальчик совсем иначе обращается с куклой, чем девочка, лишь в исключительных случаях наблюдается при этом трогательное заботливое ухаживание; мальчик заставляет свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные штуки, сажает ее в качестве седока на тележку, верхом на игрушечных животных, свидетельствует ее как доктор и вскоре бросает ее.
Различия в сюжетно-ролевых играх мальчиков и девочек проявляются в тематике игр, предпочитаемых игровых сюжетах, выбираемых ролях.Мальчики-дошкольники наибольший интерес проявляют к играм, отражающим мужские профессии, играм с различными транспортными средствами: «Гараж», «Пароход», «Летчики», «Корабль», «Поезд», к строительным играм, а также к играм военно-приключенческой и героической тематики. Девочек привлекают игры семейно-бытовой тематики: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», также «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты». Выбор ролей в сюжетно-ролевых играх соответствует традиционным мужским и женским ролям в реальной жизни. Мальчики чаще других выбирают роли военных, моряков, водителей; девочки – роли мамы, воспитательницы, врача, продавца. Выбор ролей указывает на большую ориентацию мальчиков на общественные роли, а девочек – на семейные.
Важно отметить особую привлекательность для современных дошкольников ролей героев анимационных и художественных фильмов, героев рекламы. Мальчики охотно выполняют роли «Бэтмена», «Человека-паука», «Шрека», девочки – роль принцессы Фионы и др.
Имеются различия и в построении сюжета игр. Девочки, как правило, строят действия вокруг одного сюжета, иногда «застревают» на отдельных элементах сюжета, повторяя их несколько раз. Мальчики отражают только отдельные элементы сюжета в игре, представить и реализовать целостно игровой сюжет им трудно. Девочкам необходимо оборудование, представляющее собой аналог предметов внешнего мира. Девочки используют игрушки, как правило, функционально, по назначению. Мальчиков интересует, как устроена игрушка, как она действует. Мальчиков можно назвать творческими экспериментаторами в игре, а девочек – хозяйками очага. Мальчиков привлекают мужественные герои, наделенные чертами, смелости, силы, отваги. Часто это представители мужественных профессий – пожарные, полицейские, ковбои. В числе любимых героев – персонажи художественных произведений, кинофильмов, причем эти персонажи не всегда положительные. Любимые игры девочек связаны с отражением семейной жизни, но девочки более охотно выполняют в играх мужские роли, чем мальчики женские. Мальчики более изобретательны в использовании предметной среды для сюжетно‑ролевых игр. С одним предметом, например кубиком, они придумывают многочисленные манипуляции, девочки более склонны к конкретике. В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости, к утверждению своей индивидуальности, стараются отделиться от воспитателя или матери. Девочки более ориентированы на взаимозависимость, установление социальных связей. В играх девочек меньше агрессивности, больше взаимности, доверительности. Мальчики и девочки неодинаково относятся к правилам групповой игры. Мальчики придают большее значение соблюдению общих правил, а для девочек личное отношение важнее правил.Причины дифференциации игровой деятельности детей разного пола в научной литературе объясняются по‑разному. Одни исследователи видят причины различий в играх мальчиков и девочек в биологических особенностях, свойственных представителям разного пола: проявлении инстинкта материнства у девочек, определяющего их любовь к играм с куклой; проявлении инстинкта агрессии у мальчиков, выражающегося в стремлении к военным играм. Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается дифференциация игровых интересов детей разного пола, проявляющаяся в выборе игрушек, ролей, содержании и сюжетах игр, а также в предпочтении игрового общения с сверстниками своего пола. Дети выбирают игрушки и роли, типичные для пола, и отражают в играх содержание мужских и женских социальных ролей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности мальчиков и девочек
Организация игровой деятельности мальчиков и девочек...
Особенности развития речи мальчиков и девочек
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разные пути развития, значит им необходимы разные программы обучения....
Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"
Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"...
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОУ
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОУ Принято выделять три этапа полового развития человека:1 Этап – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет)2 Этап – усвоен...
Особенности гендерных различий в игровых взаимодействиях мальчиков и девочек
Как играют девочки, как играют мальчики. Какие игры и игрушки они предпочитают. Как в своих играх общаются друг с другом....
Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек
Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...
Рекомендации для педагогов по преобразованию предметно - игровой среды группы с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек 5-7 лет и психофизиологических особенностей пола.
С учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек представлены рекомендации по преобразованию предметно- игровой среды в группе....