ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОУ
консультация (средняя, старшая группа) на тему
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОУ
Принято выделять три этапа полового развития человека:
1 Этап – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет)
2 Этап – усвоение половой роли (от 5-6 до 13 лет)
3 Этап – формирование психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет)
По мнению А.Г.Хрипковой и Д.В.Колесова, знание собственной половой принадлежности в полной мере развивается у ребенка к трем годам, в процессе осознания своего «Я», важную роль при этом играет непреднамеренное обучение – например, мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают: «Ты – мальчик» или «Ты – девочка»
Дети в среднем и старшем дошкольном возрасте безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, у них косички и заколки, они любят кукол, а мальчики ходят в штанах, играют с машинками любят пистолеты, у них короткие волосы». В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности,
Мальчики традиционно проводящие больше времени с матерью, в будущем станут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей:
- Большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли.
- Мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения, стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными.
- Возможность проявлять свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. Мальчикам часто говорят «Как тебе не стыдно плакать?», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой!» и т.д,, при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются. В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуются делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста. И лишь к началу подросткового возраста мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.
Девочки- с раннего детства наблюдают соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем им не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины (воспитатели, учителя, врачи и др.) только помогают им сформировать адекватный образ себя как женщины. Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог (воспитатель) учитывает психологические особенности детей разного пола.
Психологический портрет мальчиков и девочек
Девочки | Мальчики |
В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек, взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь), чаще привлекают домашние дела, ее пространство территориально мало, но тщательно до мелочей продуманно и отражено в сознании. | Сфера интересов связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразовательной деятельности. Многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчиков и не достаточно отражены в их сознании, поэтому в быту они беспечны, меньше уделяют внимания домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. |
Девочки больше склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу. | Мальчики не склонны опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще |
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают свои «богатства» - кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. | Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, для полноценного развития мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, если горизонтальной плоскости не хватает они осваивают вертикальную - лазают по лестницам и др.
|
Девочки | Мальчики |
Девочки лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее пользы в быту. | У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. |
Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь, так как использует игрушки как правило по назначению. | Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей, они могут приспосабливать игрушку для различных целей, находя ей неожиданные применения |
В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу, который чаще всего служит ограничением их творческой свободы | В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Чаще встречаются различные свободные конструкции и проекты |
Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше, они более конформны, более чувствительны к межличностным отношениям. Девочки весьма себялюбивы и обидчивы, чувствительны к критике. Проявляют больший интерес к своей внешности | Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок и границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет или не уважения к старшим, а из свойственной представлениям мужского пола склонности к активной деятельности. |
Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков | Мальчики реже жалуются |
Девочки склонны верить авторитетам, они более исполнительны, им достаточно внушить, что «так надо» | Для мальчиков преклонение перед авторитетом менее характерно, они должны сами убедиться в необходимости определенных действий |
Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. | Мальчики «раскачиваются» дольше, они более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. |
Девочки | Мальчики |
Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. Девочки менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделить объективный ход событий от собственных переживаний в этот момент. | У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчиков более склонен к обобщениям, менее конкретен, мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные решения, но качество исполнения, аккуратность или точность оформления часто «страдают» |
Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятия. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель | Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности более разнообразны, но менее организованы |
Следовательно, основная задача воспитателей – формирование андрогинной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. Андрогинная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций. Знание психологических особенностей очень важна для воспитателей, и должно расцениваться как положительно профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гендерное воспитание в ДОУ | 816.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принято выделять три этапа полового развития человека: 1 Этап – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет) 2 Этап – усвоение половой роли (от 5-6 до 13 лет) 3 Этап – формирование психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет)
По мнению А.Г.Хрипковой и Д.В.Колесова, знание собственной половой принадлежности в полной мере развивается у ребенка к трем годам, в процессе осознания своего «Я», важную роль при этом играет непреднамеренное обучение – например, мама и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают: «Ты – мальчик» или «Ты – девочка»
Дети в среднем и старшем дошкольном возрасте безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, у них косички и заколки, они любят кукол, а мальчики ходят в штанах, играют с машинками любят пистолеты, у них короткие волосы» В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности
Мальчики традиционно проводящие больше времени с матерью, в будущем станут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей: - Большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли. - Мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения, стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными.
- Возможность проявлять свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. - Мальчикам часто говорят «Как тебе не стыдно плакать?», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой!» и т.д,, при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются.
В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуются делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста. И лишь к началу подросткового возраста мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.
Девочки - с раннего детства наблюдают соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем им не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины (воспитатели, учителя, врачи и др.) только помогают им сформировать адекватный образ себя как женщины.
Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог (воспитатель) учитывает психологические особенности детей разного пола.
Психологический портрет мальчиков и девочек
В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек, взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь), чаще привлекают домашние дела, ее пространство территориально мало, но тщательно до мелочей продуманно и отражено в сознании.
Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразовательной деятельности. Многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчиков и не достаточно отражены в их сознании, поэтому в быту они беспечны, меньше уделяют внимания домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.
- Девочки больше склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу. - Мальчики не склонны опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще - Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают свои «богатства» - кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. - Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, для полноценного развития мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, если горизонтальной плоскости не хватает они осваивают вертикальную - лазают по лестницам и др.
Девочки лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее пользы в быту. У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь, так как использует игрушки как правило по назначению. Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей, они могут приспосабливать игрушку для различных целей, находя ей неожиданные применения
В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу, который чаще всего служит ограничением их творческой свободы В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Чаще встречаются различные свободные конструкции и проекты
Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше, они более конформны, более чувствительны к межличностным отношениям. Девочки весьма себялюбивы и обидчивы, чувствительны к критике. Проявляют больший интерес к своей внешности Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок и границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет или не уважения к старшим, а из свойственной представлениям мужского пола склонности к активной деятельности.
Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков Мальчики реже жалуются Девочки склонны верить авторитетам, они более исполнительны, им достаточно внушить, что «так надо» Для мальчиков преклонение перед авторитетом менее характерно, они должны сами убедиться в необходимости определенных действий Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. ` Мальчики «раскачиваются» дольше, они более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях.
Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятия. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности более разнообразны, но менее организованы
Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. Девочки менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделить объективный ход событий от собственных переживаний в этот момент. У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчиков более склонен к обобщениям, менее конкретен, мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные решения, но качество исполнения, аккуратность или точность оформления часто «страдают»
Следовательно, основная задача воспитателей – формирование андрогинной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. Андрогинная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций.
Знание психологических особенностей очень важна для воспитателей, и должно расцениваться как положительно профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О ПОЛОРОЛЕВОМ ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
в помощь воспитателям....
Развитие полоролевых отношений мальчиков и девочек
Игры, способствующие развитию полоролевых отношений мальчиков и девочек.Работа с родителями по воспитанию мальчиков и девочек....
Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"
Буклеты для родителей "Особенности физического развития мальчиков и девочек"...
Конспект занятия по полоролевому воспитанию «Мальчики и девочки»
Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении....
консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития мальчиков и девочек"...
Особенности психологического развития мальчиков и девочек.
1.Отношение к предметам. 2. Дисциплина. 3.Общение.4.Активность . 5. Развитие речи. 6. Интересы. 7. Характеристика личности. 8. Изобразительная деятельность. ...
консультация для педагогов на тему " О полоролевом воспитании мальчиков и девочек"
Известно: дошкольный возраст - период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные ...