Использование предметов-заместителей младшими дошкольниками
консультация (младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте большую значимость приобретает игра не с готовыми игрушками, а с предметами-заместителями. Они играют огромную роль в развитии ребенка. Как же научить ребенка находить и использовать предметы заместители?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О значении и роли предметов заместителей в развитии ребенка | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование предметов-заместителей младшими дошкольниками
В младшем дошкольном возрасте большую значимость приобретает игра не с готовыми игрушками, а с предметами-заместителями. Игра с подобными предметами может возникать спонтанно: на улице, дома, в образовательном учреждении. Под предметами-заместителями мы понимаем любую вещь (предмет), не имеющую игрового назначения, которая используется в игровой деятельности и выступает в роли различных игровых предметов в зависимости от игровой ситуации. По мнению Д.Б. Эльконина, «замещение одного предмета другим впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию недостающим предметом, отсутствующим в данный момент»
Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Ценность этих предметов в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с ними опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые.
Как научить ребенка играть с такими предметами?
Сначала предмет - заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет его так, как требуется по замыслу игры. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение предметов-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Дети с большим любопытством наблюдают, как взрослый, поняв их игровой замысел, из природного материала создает нужный для игры предмет.
Важно, чтобы этот предмет напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы -заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий.
Предметы-заместители помогают детям развернуть игру. Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства. Играя с детьми, мы помогаем ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учим пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаем внимание детей на то, что один и тот же предмет может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница» - градусником, в игре «Парикмахерская» - расчёской, в игре «Уличное движение» - жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители.
Разворачивая сюжетно-ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент надо сделать на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создать ситуации, которые бы стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом. Например, играя роль повара, подготовить для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взять палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик.
Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению.
Таким образом, умение игрового употребления предметов-заместителей
это особенное и необходимое умение ребенка, которое:
- развивает умственную активность и познавательные интересы;
- развивает самостоятельность и самодеятельность;
- способствует развитию мышления, воображения, памяти, речи и внимания;
- обеспечивает взаимоотношения со сверстниками и умение ориентироваться в социальных ситуациях.
Все последующее обучение ребенка будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.
А умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование предметов-заместителей в логопедической работе.
В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой мо...
Статья "Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей"
Данная статья поможет педагогам и заинтересованным родителям, опираясь на умение ребенка работать с предметами-заместителями, научить его сочинять сказку про превращения одного хорош...
Семинар-практикум "Использование предметов-заместителей в игровой деятельности детей раннего возраста"
цель; совершенствование умений воспитателей по данному вопросу...
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.
ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный» Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...
"Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"
Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролеврй игры детей дошкольного возраста...
Использование предметов заместителей.
Использование предметов заместителей. Из опыта работы младшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения....
Статья "Использование предметов заместителей в игре"
Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов – заместителей.Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владею...