Развитие и поддержка детской игры через формирование игровой компетентности родителей средствами технологии «Семейный театр»
проект (средняя группа)
В современном дошкольном образовании приоритетным направлением становится поддержка и развитие детской игры. Научные и практические исследования доказывают, что игра представляет собой не просто ведущую, но и развивающую деятельность для дошкольника, вне которой у ребенка не сформируются важнейшие новообразования, без которых невозможен переход на следующий возрастной этап развития.
Наблюдая за свободной игрой детей средней группы (4-5 лет), мною были выделены существенные проблемы в ведущей в данном возрасте образной и формирующейся сюжетно – ролевой игре:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_igonina.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Игонина Анастасия Александровна
Воспитатель МБДОУ д/с № 24
Тема: Развитие и поддержка детской игры через формирование игровой компетентности родителей средствами технологии «Семейный театр»
1.Проблема, на решение которой направлена образовательная практика
В современном дошкольном образовании приоритетным направлением становится поддержка и развитие детской игры. Научные и практические исследования доказывают, что игра представляет собой не просто ведущую, но и развивающую деятельность для дошкольника, вне которой у ребенка не сформируются важнейшие новообразования, без которых невозможен переход на следующий возрастной этап развития.
Наблюдая за свободной игрой детей средней группы (4-5 лет), мною были выделены существенные проблемы в ведущей в данном возрасте образной и формирующейся сюжетно – ролевой игре:
- детские образы однотипные, взятые из современных компьютерных игр и сериальных зарубежных мультфильмов (человек - паук, робот, фея-Винкс);
- сюжеты детских игр отличаются однообразием, типичным набором простых действий или фраз (дерусь, летаю, бегаю);
- дети практически не воспроизводят в игре профессии взрослых (т.к. в большинстве своём не знают, чем занимаются их родители, обычные атрибуты для игр в «магазин» или «поликлинику» не вызывают интерес у ребёнка, либо обыгрывание быстро заканчивается).
Я считаю, что решать данные проблемы следует в комплексе, т.к. свой первый игровой опыт ребенок получает не только в детском саду, но и от самых близких людей – своих родителей.
С помощью методов анкетирования, интервьюирования, беседы, я изучила мнение родителей нашей группы об игре, как ведущем виде детской деятельности. Результаты показали, что в представлении многих родителей игра – это не просто развлечение, а безделье, пустое времяпровождение. Игра, как считает большинство родителей, имеет второстепенное значение на фоне необходимости интеллектуального развития ребенка, специальных занятий по подготовке его к школе.
Это означает, что необходима специальная педагогическая работа, как по «возрождению» самой детской игры, так и нарушенной практики передачи игрового опыта от взрослого к ребёнку.
2. Цель и задачи
Цель образовательной практики: поэтапное развитие и поддержка детской игры через формирование игровой компетентности родителей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с различными видами игр, с учетом их формирования и развития на разных возрастных этапах.
2. Сформировать интерес родителей к совместной игровой деятельности с ребенком, помочь им построить эффективные взаимоотношения в игре, через различные формы взаимодействия в технологии «Семейный театр».
3. Развивать воображение, творческие способности, социально-коммуникативные навыки всех участников образовательных отношений через различные формы, представленные в технологии «Семейный театр».
4. Создать условия для формирования ключевых компетентностей и значимых новообразований ребёнка в ведущем виде деятельности - игре.
3. Идея образовательной практики
Е.Е. Кравцова в своих трудах (в частности, в книге «Разбуди в ребёнке волшебника») предлагает особый подход к поэтапному развитию игры, через создание специальных условий для формирования воображения ребёнка и поддержки детской игры. Елена Евгеньевна отмечает, что «…крайне необходимо с самого раннего детства водить ребенка на спектакли, а еще лучше делать его не просто зрителем, а участником домашних постановок. В дореволюционной России была замечательная традиция: почти в каждом доме (в среде интеллигенции) любой праздник, любое событие в семье сопровождались спектаклем. Это вводило ребенка в мир прекрасного, учило перевоплощению, что сказывалось на развитии воображения и творчества. Сейчас, к сожалению, этот замечательный отечественный опыт утерян, но, если мы хотим разбудить в детях волшебников, нам необходимо его возрождать».
Я реализую предложенную Е.Е. Кравцовой концепцию через использование технологии «Семейный театр». Технология основана на программе Н.В. Додокиной, Е.С. Евдокимовой «Чудо по имени театр» и в сочетании с поэтапным подходом к развитию детской игры способствует не только развитию самой игры, но и формированию игровой компетентности у родителей.
4. Средства реализации практики
Первый шаг для формирования игры – это знакомство ребенка с той действительностью, которую он будет впоследствии отображать в игре.
Очень эффективное средство - прямое знакомство ребёнка с какой-либо сферой деятельности, окружающей действительностью. Но не всякий поход (экскурсия), например, в парк или кафе даст ему необходимую информацию для игры. Этому могут быть разные причины: недостаточно выделенного времени, многообразие современных профессий, появление новых непонятных детям профессиональных сфер и др.
Для более эффективного овладения ребёнком представлений об окружающей действительности, я предлагаю родителям такую форму как «Семейная экспедиция».
«Семейная экспедиция» – поездка или поход семьи (взрослых вместе с детьми) с целью сбора и документирования информации о какой-либо сфере деятельности.
Задачи, время их решения и место для сбора информации можно заранее обсудить с взрослыми членами семьи при участии детей. Взрослым участникам «экспедиции» даётся установка не просто посетить какое-либо интересное место, например, супермаркет, но и обратить внимание ребёнка на такие детали, которые помогут в задумке сюжета и организации игры (например, кто работает в супермаркете, какие трудовые действия совершает).
Для представления в группе результатов «Семейной экспедиции» использую технологию Л. Свирской «Детский совет». Информация, собранная семьёй в «экспедиции», обсуждается на «Детском совете», в группу вносятся материалы, способствующие обыгрыванию представленного сюжета.
Второй шаг – это игра вместе с детьми в особый вид сюжетно-ролевой игры — отобразительную игру. В рамках «Семейного театра» сюжетно-отобразительная игра реализуется в форме «Творческого семейного проекта».
Родителям предлагаю организовывать дома совместный с ребёнком просмотр мультфильмов (желательно сюжетных, смысловых, наполненных ролевым взаимодействием), с последующим обыгрыванием. Взрослые с детьми распределяют роли, и воспроизводят то, что видели. В детском саду ребёнок обыгрывает этот сюжет с другими детьми.
Сюжетно-отобразительную игру (как советует Е.Е. Кравцова) можно организовать и по результатам того, что происходило с самим ребенком дома или по дороге в детский сад.
Сюжетно - отобразительную игру продолжает ещё один вид — игра-драматизация.
На этом этапе вводятся «семейные театральные постановки» (как самостоятельный результат творческого проекта, или как часть какого - либо события, организованного в группе). Театральные постановки создают удивительную атмосферу духовного единения семьи и детского сада, позволяют естественно передавать от старших к младшим традиционный опыт, развивают гуманные взаимоотношения между взрослыми (родителями, педагогами) и детьми.
Четвёртый этап - переход к непосредственным играм взрослого (родителя) с ребенком. При этом важно, чтобы взрослый играл с ребёнком каждый раз по-разному, чтобы избежать простого запоминания и слепого повторения действий другого. Позиция взрослого в игре может быть различной – от косвенного участия до прямого включения. Здесь особенно важна игровая компетентность взрослого, которой, к сожалению, родители обладают не очень часто. Взаимодействие с родителями, направленное на повышение игровой компетентности, реализую в форме «Семейного абонемента».
«Семейный абонемент» реализуется на очных встречах родителей и педагогов детского сада 1 раз в месяц, в различных формах: коммуникативные игры, мастер - классы, практикумы и т.д. Взрослые на «семейном абонементе» познают важность игры в развитии ребёнка, учатся приспосабливать предметную среду под игровые замыслы, учатся играть вместе с детьми.
Цель семейного абонемента - создать такие условия, чтобы родитель если не поддерживал, то хотя бы не препятствовал детской игре.
6. Результаты, на которые направлена практика
1. Высокий уровень развития детской игры в детском саду и дома.
2. Сформированная компетентность родителей в игровом взаимодействии с ребенком: родители понимают важность игры, принимают игру как ведущую развивающую деятельность ребёнка, играют с ребёнком.
4. Сформированность ключевых компетентностей ребёнка (социальной, деятельностной, информационной) и важных новообразований дошкольного возраста (становление произвольности, соподчинение мотивов, формирование мировоззрения, личностного самосознания) в ведущем виде деятельности - игре.
7. Способы измерения результатов
- оценка условий для поддержки детской игры (Шкалы Ecers - R)
- уровень развития детской игры (по Е.Е. Кравцовой, Д.Б. Эльконину)
- оценка игровой компетентности родителей (анкеты, опросники, процент включения родителей в образовательный процесс).
8. Проблемы и трудности при реализации практики
Самое сложное - это убедить родителей в том, что игра действительно обладает особым развивающим потенциалом для ребёнка и значит не меньше обучающих занятий.
Для решения проблемы применяем современные формы взаимодействия с родителями. Особый эффект имеют наглядные и практические методы: например, видео – сюжеты включающие различные игры детей в группе детского сада, с последующим обсуждением. Совместный анализ условий в группе и дома для поддержки игры. Привлечение родителей к проведению Клубного часа, участие в Детском совете и т.д.
Т.к. современные родители испытывают постоянный дефицит времени, эффективно используется взаимодействие в интернет – группах, где воспитатель представляет самые важные достижения детей в период пребывания в детском саду, интересные события и ситуации.
9. Практические советы для реализации практики.
- начать с изучения концептуальных основ развития игры (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова)
- изменить собственную позицию педагога, управляющего детской игрой на позицию «играющего воспитателя».
Таким образом, в своей практике я показала способы формирования у ребёнка игровой компетентности (как ключевой компетентности дошкольного детства) с помощью вовлечения в этот процесс самых близких для ребёнка взрослых – его родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер - класса "Использование мнемокарт как средства поддержки детской инициативы в танцевально- игровой деятельности детей"
Конспект мастер - класса...
Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с технологией «Детский сове...
Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...
Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»
На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з...
Мастер- класс для педагогов по теме: Полифункциональный материал, как одно из средств формирования игровых компетентностей детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал направлен на создание РППС для формирования игровых компетентностей детей, развития детской самостоятельности и инициативы....
Буклет "Технология "Детский совет как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Представлена технология "Детский совет". Данная технология позволяет достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивает у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержан...
Развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству
Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни, которые достигаются лишь открыванием всевозможных дверей в мире, всевозможных горизонтов. И осуществление этой цели определяется тем,...